Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
С картой по жизни

С картой по жизни

текст: Ирина Максимова
17.05.2007

«Вечерний Челябинск»Самая популярная профессия мая тревел-агент, или, что звучит привычнее, менеджер по туризму. В среднем раз в год (кто-то реже, а какие-то счастливцы чаще) и в основном всего в конце весны мы слушаем сказочные описания всевозможных эдемов от какого-нибудь представителя этой профессии и завидуем ему. Он имеет возможность оказаться в Турции, Испании и даже на Мальдивах не во время отпуска, а в рабочем порядке. Но до того как получить такую прерогативу, многим сотрудникам турфирм пришлось сначала вешать чужие пальто в гардеробе, сервировать столы в ресторане, делать ксерокопии документов и стелить кровати в гостиничных номерах.P

Амбиции и труд в Грецию приведут

В челябинских вузах на специальность «Управление на предприятии туризма и гостиничного бизнеса» конкурс достаточно высокий пять восемь человек на место. Обучение интересное, но не легкое, поэтому абитуриенты выбирают эту специальность не ради диплома о высшем образовании, а чтобы затем работать именно в этой сфере. Правда, подают документы с весьма романтичным настроем, представляя себе, как объездят весь мир и будут жить в лучших его отелях. Для кого-то такие мечты станут реальностью, но уже на втором-третьем курсе студенты будут относиться к этому по-другому как к серьезной и ответственной работе.

Южно-Уральского диплома достаточно, чтобы устроиться на работу в нашем регионе и даже в столице. Но туризм дело международное, и людям, выбирающим его, тесно в пределах страны, поэтому некоторые выпускники челябинских вузов отправляются учиться за границу. Их цель пятизвездные отели Франции, кругосветные путешествия на белоснежных лайнерах и сеть туристических агентств по всему миру.

Не меньше амбиций и у нашего героя студента четвертого курса ЮУрГУ, будущего специалиста в области туризма Александра Макаревича. После окончания университета он планирует поступить в греческий филиал Института туризма Швейцарии и получить ученую степень магистра. Диплом, заверенный главнейшими институтами США и Англии, распахнет перед вчерашним студентом двери всех отелей мира.

С таким диплом возьмут хоть куда, не спрашивая, как ты учился и есть ли у тебя опыт работы и рекомендации. Это мечта всех молодых людей с нашей кафедры. С местным дипломом придется пройти конкурс и испытательный срок, чтобы тебя взяли на какую-нибудь средненькую должность, естественно, с возможностью карьерного роста. А с дипломом международного уровня уже ты выбираешь работодателя.P

Все начинается с ресепшн

На вопрос «Где бы ты хотел работать?» Александр отвечает: «Везде». Например, гостиницы сети Hilton или Holidey inc расположены по всему миру, и не обязательно быть привязанным к одному зданию, тем более что современные технологии давно освободили человека от такой необходимости. Возможность работать в Европе и периодически летать в Россию, где остаются родные и друзья, заманчивая перспектива для Александра. Это реально, и любой трудолюбивый молодой человек с амбициями может достичь такой цели.

В качестве примера у Александра есть опыт его сестры. Она сразу же после окончания 11-го класса школы поступила в греческий филиал института туризма Швейцарии. Там студенты учатся, проходят практику и живут в одной гостинице, что очень удобно. Всего три года (вместо привычной российской пятилетки) и ты бакалавр. Можешь работать, а можешь учиться дальше, становиться магистром. Учеба чередуется с оплачиваемой практикой. Через полгода учебы 18-летняя девушка уже смогла начать работать в Критском пятизвездном отеле в зоне ресепшн, то есть за стойкой при входе в здание. Она встречает гостей, отвечает на телефонные звонки. Зону ресепшн называют лицом гостиницы, так как с нее начинается знакомство посетителя с местом, где ему придется некоторое время жить, с его персоналом. В следующие годы обучения студенту предстоит научиться прибираться в гостиничных номерах, сервировать столы и помогать шеф-повару готовить блюда в ресторане. Это поможет в дальнейшем определиться со сферой деятельности: гостиничный бизнес, ресторанный бизнес, круизные лайнеры-гостиницы или туристические агентства.

В Челябинске с практикой для студентов все гораздо сложнее. Если повезет, возьмут в турфирму, правда, далеко не на должность менеджера. На практике в российской туристической фирме можно приобрести навыки разве что работы с ксероксом и набора текста в Word. Если повезет, то узнаешь, как бронировать путевки и общаться с клиентом. В челябинской гостинице тебя легко устроят гардеробщиком, консьержем или в лучшем случае официантом. Но на оплату своего труда можешь и не надеяться. Многие студенты уезжают на практику в Москву и Питер, где гораздо больше гостиниц и туристов, в том числе иностранцев.P

«Мой дом отель»

К постоянным путешествиям будущих менеджеров по туризму приучают уже с первого курса института. Аркаим, Санкт-Петербург, Швеция и Финляндия с посещением гостиниц и круизных лайнеров все для студента-молодца, но за его же счет. Часть оплаты уже входит в обучение, но все же без дополнительных капиталовложений хороший диплом не получить. Еще желательно изучение дополнительных языков вне стен университета, где дают только базовые знания. Все это траты, из-за которых общая стоимость обучения приближается к 70 100 тысячам рублей в год (при сегодняшней цене около 35 тысяч за непосредственно курс обучения по специальности).

Здание гостиницы для Александра, как и для многих других будущих и настоящих ее сотрудников, обладает фантастической энергетикой. Некоторые деятели гостиничного бизнеса настолько ушли в свою работу, что уже не могут жить нигде, кроме как в отеле. Это их дом. В нем особая атмосфера: постоянно кто-то уезжает, а кто-то заселяется, одни отдыхают, проводят свой отпуск, другие ведут деловые переговоры, работают. Связать свою жизнь с таким необычным домом Александр решил еще в седьмом классе. С восьми лет он много путешествовал, сначала с родителями, а потом и один. Объездил, как говорит сам, полмира: всю Азию, Европу, Северную Америку. Повидал множество отелей от низкопробных до мирового класса. Поначалу он воспринимал их на уровне «нравится не нравится», а потом стал приглядываться с профессиональной стороны. Уровень гостиничного сервиса стал значить для Александра чуть ли не больше, чем сам курорт.

Он жил, например, в московской 16-этажной гостинице, выстроенной в форме круга. Номера в ней расположены по спирали, а в центре пустота, и с любого этажа можно увидеть, что происходит внизу, в холле. Но больше всего запомнился небольшой трехэтажный отель в Таиланде, в центре которого растет гигантское дерево, расстояние между двумя самыми дальними ветками которого около ста метров. Номера расположены «вразброс» так, чтобы не задевать ни одну ветку, а крыши нет вообще. В номер можно войти через отель, путешествуя по нему пешком, как по лабиринту, или на лифте. А можно через отдельный вход с улицы.

Лучшее отношение к клиентам в дорогих пятизвездных отелях и, как ни парадоксально это звучит, в дешевых гостиницах Турции, Египта, Таиланда. Там низкий уровень жизни, и поэтому обслуживающий персонал очень приветлив в надежде заработать чаевые, рассказывает Александр. А вообще международная классификация гостиниц прописала все до мелочей: от количества теннисных кортов до освещенности вывески для определенного количества звездочек.
P В одних странах поражает архитектура, в других уклад жизни, в-третьих климатические условия. Все это заставляет паковать чемоданы с еще большим рвением и устремляться в новое, неизведанное, с горящими глазами.P

Что необходимо для работы в туристическом бизнесе:

  • Главное коммуникабельность. Более 90 процентов работы составляет общение с клиентами.P
  • PАмбиции. Без них так и будешь всю жизнь на ресепшн стоять, зевая в кулак. Впрочем, кого-то привлекает именно такая работа быть лицом компании.P
  • PУмение не впадать в панику. Неизбежны форс-мажорные ситуации. Например, путевки проданы, а самолет не взлетел. Результат огромные убытки и злые клиенты, а исправить ничего нельзя. Только пережить и идти дальше.P
  • PЗнание нескольких языков. Русский и английский в идеале для нашего студента обязательны. Сегодня молодые специалисты стараются одновременно выучить еще и немецкий или французский. Ученые прогнозируют, что в будущем международным языком станет китайский. Некоторые студенты уже сегодня учат его вкупе с арабским.P
  • PХорошие знания мировой географии. С топографическим кретинизмом в туристическом бизнесе делать нечего.P
  • PЛюбовь к путешествиям. Ездить придется много, как внутри страны, так и за рубеж. Работа не для тех, кто через три дня начинает скучать по дому.P
  • PОтсутствие аэрофобии, ясное дело.P

Кстати

Если у вас нет далеко идущих планов и вам достаточно места простого менеджера по туризму, можно и не тратить пять лет на учебу. Достаточно пройти трехмесячные курсы, которые предлагают многочисленные центры и академии туризма, а также институты дополнительного образования. Их стоимость варьируется от семи до 50 тысяч рублей.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Профессиональные тайны

26.02.2008 Корифей квартирного вопроса
16.01.2008 Курсанты за рулем
19.12.2007 Влюби в себя официанта
27.11.2007 Инструмент на десять лет
13.11.2007 Зубных дел мастер
01.11.2007 Защитник твоего права
17.10.2007 Доктор твоего автомобиля
03.10.2007 Попасть в хорошие руки
19.09.2007 Образ с головы до пят
06.09.2007 Бутик на дому

Все статьи раздела Профессиональные тайны >>