
У челябинских олигархов проблемы
текст: Макар Теляткин16.06.2005
С недавних пор, точнее, с 20 марта сего года два крупных челябинских предпринимателя, Артур Никитин и Олег Колесников стали оппозиционными деятелями. Любимчики Вячеслава Тарасова, они при нем делали все, что хотели. И как хотели. Один построил целую сеть гигантских супермаркетов, другой в итоге оказался владельцем магазинов, огромной сети аптек, кофеен, пиццерий, недвижимости и прочего бизнеса. Особенно велики были последние проекты господ бизнесменовP никитинский «КС» на ЧМЗ и колесниковская стройка во дворе дома на площади Революции.


Вполне вероятна и чисто человеческая месть со стороны самого Михаила Юревича, на которого во время выборов вылили самый большой в истории Челябинска ушат пиар-помоев (правда, и сам МЮ со своей командой насчет предвыборных помоев тоже далеко не пай-мальчики). А оплачивали сей ушат два достопочтенных бизнесмена Колесников и Никитин. Такое не забывается.
Как бы то ни было, с приходом новой власти у бизнесменов начались проблемы. На первой же пресс-конференции МЮ обвинил их в очень многих грехах, и начал давать отставку бизнес-проектам враз ставших опальными челябинских олигархов. Путем долгих пробиваний и поисков слабых мест удалось заморозить стройку во дворе площади Революции, в которую Олег Колесников уже вбухал не один миллион долларов. Куда меньше повезло НикитинуP чиновники даже не городской, а районной администрации не стали менять строительный адрес гипера «КС» на официальный, вследствие чего самый большой на Урале магазин стал закрываться, поскольку не имеет права на функционирование.

Поняв, что с новой властью не договориться (придется отдать за просто так минимум половину, если не весь бизнес), товарищи по несчастью начали проявлять активность. Правда, как-то поодиночке, но в одном и том же направлении. За последние два месяца в разные СМИ города стали приходить предложения об их покупке. В частности, доподлинно известно, что господин Колесников пытался купить (и, по слухам, за очень неплохие деньги) интернет-портал 74.ru , а на днях прошла информация, что Никитин и Колесников обращались с подобным предложением ко владельцам телеканала «Восточный экспресс».
Шаг абсолютно понятный и оправданный. Практика последних лет показывает, что крупный бизнес на региональном уровне нуждается в собственном, и как можно более серьезном, медиа-ресурсе. Это и средство рекламы собственного бизнеса, и средство пиара и повышения собственной известности и узнаваемости, и оружие на выборах, и средство защиты от посягательств на бизнес и депутатский мандат. Наиболее яркий примерP нынешний мэр города Михаил Юревич. С помощью своих телеканала, нескольких радиостанций и газет, он вполне успешно отбивался даже от нападок областной власти, с которой когда-то конфликтовал, и не менее успешно выбирался в депутаты и мэры.
Господа Никитин и Колесников все прошедшие годы особого интереса к медиа-пространству не испытывали. Будучи фаворитами Вячеслава Тарасова, им и не нужно было об этом думать. Пока ВТ был у власти, куда проще было договориться о платных материалах с существующими газетами и телеканалами. Вот они и оплачивали как свои надобности, так и выборную компанию мэра-патрона.

Понятен и интерес к уже существующим СМИ. На то, чтобы создать что-то новое, с нуля, необходимы большие средства, большое количество серьезных профессионалов, которых в регионе и так огромный дефицит, и большое количество времени, которое уйдет на раскрутку, привыкание читателя\зрителя и завоевание у него доверия, что особенно трудно. Потребитель сразу чувствует ангажированность того или иного СМИ и моментально от такого отворачивается.
Кстати, даже если найдены люди и потрачены деньги и время, не факт, что в итоге что-то получится. Может просто что-то не срастись, в этом деле без удачи никуда. А могут свою роль сыграть объективные факторы. Газетам особенно трудно, поскольку в регионе существует лишь одна система распространения печатной продукцииP «Роспечать» (десяток киосков «ВЧ» в расчет не берем, у «Роспечати» их более 500 по области), и ее киоски завалены так плотно, что глаза разбегаются. Что-то новое просто затеряется. Впрочем, я чуть отвлекся.
Как правило, новое СМИ становится на ноги лишь через два-три года после создания. А этого времени у опальных бизнесменов нет. К тому же ребята, похоже, просто не умеют ничего другого, кроме как «мочить», и наверняка считают, что ничего другого и не требуется. Если это действительно так, то у господ Никитина и Колесникова ничего не получится. Время «мочилова» и информационных войн в стиле «сам дурак» прошло, и последние выборы этот окончательно доказали. Пришло время позитива, положительного позиционирования и показывания своего отличия от других. По-иному, сейчас время собирать камни.
«Войны» не интересны никому. Ни зрителю, которого от «мочилова» уже давно тошнит. Ни журналистам, которые не пойдут работать в проект, нужный лишь для гавканья. К тому же, скорее всего проект временный и ненадежный, поскольку непонятно, что бизнесменам придет в голову в следующую минуту. И еще более непонятно, не захотят ли они из сиюминутных надобностей это СМИ закрыть (и ведь враз закроют, в этих кругах о своих сотрудниках, как и вообще о конкретных людях думать не принято, вспомните вмиг закрывшиеся по воле своих владельцев газеты «Новости» и «Уральские общественные ведомости», в каждой из которых работал не один десяток людей, в большинстве семейных).
Пока что 74.ru после некоторых сомнений продаваться отказался, а владельцы «Восточного экспресса», по слухам, также «пошли в отказ». Правда, очень вежливо, а именно: заломили такую цену, что Никитин и Колесников, люди, мягко говоря, не самые бедные, взяли время на размышление. Что будет дальше? Посмотрим.
Tweet
28.09.2005 У Валерия Гартунга отбирают партию
20.09.2005 Демократия 50 на 50
12.09.2005 Тяжба о мандате
07.09.2005 Сентябрь уж наступил
30.08.2005 Труба зовет в сенат
04.08.2005 По партийцам рас-считайсь!
28.07.2005 Прикормка рыбок, или «Макфа» основа творчества
22.07.2005 Партайгеноссе Мякуш и пауки в банке
14.07.2005 Один мандат для маленькой, для скромной такой компании
08.07.2005 «ГОН» мимо кассы
Все статьи раздела Политинформация >>