Реклама взасос
текст: Ирина Павскаяфото: взято с сайта vpm.ru
26.10.2006
Наболело! Наболело, дорогие сограждане! Спрашиваете, о чем это я? Да все о ней, родимой, без которой теперь ни поесть, ни кино посмотреть, ни в трамвае прокатиться. Догадались? Правильно, о рекламе.
Ну-у, понятно, скажет искушенный читатель. Опять нападки на рекламу. Не свежо, не оригинально. Спешу оправдатьсяP я не ретроград какой-нибудь, считаю себя вполне современной, продвинутой женщиной и не собираюсь размахивать лозунгами типа «тащить и не пущать». Хотя, честно говоря, думаю, что непомерное увлечение рекламойP это своего рода детская болезнь вроде ветрянки или краснухи, неприятная, но неизбежная. И чем раньше переболеешь, тем лучше. Развитые европейские страны, например, уже переболели. Там рекламы, особенно наружной, или мало, или вовсе нет. На то они и развитые. А мы еще находимся в самой горячей стадии болезни. Но! Как говаривал один мой знакомый, профессионализмP это когда даже плохое дело делается хорошо.
Справедливости ради хочу заметить, что рекламный бизнесP занятие не такое плохое и уж точно прибыльное. А вот с профессионализмом, как бы это выразиться помягче, не всегда
Так я, собственно, о странностях уличной рекламы. Начнем с того, что по обилию щитов, постеров, перетяжек, афиш и прочей рекламной пестроты наша отчизна, надо полагать, вышла в число мировых лидеров. Челябинск не исключение. Кажется, по закону диалектики количество уже бы давно должно перейти в качество, ан нет! И рождаются на свет «шедевры» вроде многообещающей перетяжки: «Покупая дубленку кожанНая куртка в подарок». (Извините, редакция оригинала). Всего-то одна простенькая фразаP и сразу три ошибки: орфографическая, пунктуационная и смысловая. Пропущена запятая, зато имеется лишняя «н». А что касается построения предложения, то подобные конструкции высмеивал еще Антон Павлович Чехов. Помните знаменитое: «Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа». И такое позорище вывешивалось на всеобщее обозрение два года подряд перед началом зимних сезонов. Скоро, наверное, опять натянут поперек какой-нибудь центральной улицы. Зима-то на носу.
Но подобные фразочки, понятно, эксклюзив. Чаще бывает, что откровенных ошибок нет, зато смыслP хоть плачь, хоть смейся. Например, сейчас очень популярны магазины под названием «Конфискат». Грешна, и сама иногда туда заглядываю. «Конфискат»P тоже словечко небезупречное, у Ожегова точно не найти. Но хотя бы понятно, что имеется в виду. А именно, конфискованный товар, которым эти магазины успешно и торгуют. А вот на одном из челябинских проспектов есть торговая точка с вывеской «КонфискаНт». Казалось бы, одна буква, а смысл-то как меняется! В русском языке такой конструкцией слова обозначаются субъекты, то есть люди. СравнитеP арестант, проектант, дипломант. Следовательно, конфискантP это бедолага, у которого как раз все и отобрали. И еще издеваются, в его честь магазины называют. А, может быть, там этих самых конфискантов и предлагают. Без штанов и без рубахи, зато по дешевке. А что! Одиноких женщин много. Глядишь, кому и сгодится.
Вообще, с буквами и ассоциациями поосторожней бы надо. Тут одна фирма, уж не помню, чем занимается, то ли металлом, то ли стройматериалами, назвала себя почему-то «ПиранИя». И об этом, соответственно, объявила на рекламном щите. Дескать, добро пожаловать, ваша «Пирания»! Может быть, «пиранИя» и «пиранЬя» слова и разные, но подсознание этим не успокоишь. Подсознание, оно ужасы амазонских джунглей рисует, речные кровавые сцены. Вдруг они не просто так, не по глупости, а с умыслом. Намекают на не знаю на что на жесткий стиль общения с клиентами??
А иногда все вроде бы в порядке, и буквы все на месте, и запятые, и краски жизнерадостные. Только прочтешьP и вздрогнешь невольно. Потому что тайный умысел рекламистов тебе вдруг откроется. Встречаю недавно щит, рекламирующий новый телефонный тариф «Семейный». На фоне умилительной картинки аршинные буквы «Семейные ценности» а под ними аршинные же цифры «50 копеек». А дальше меленько так «за минуту». Разумеется, глаз хватает главное, а именно: «Семейные ценностиP 50 копеек». Дескать, подумайте, молодые, стоит ли из-за пятидесяти копеек огород городить. И это притом, что государство, сейчас как никогда озаботилось повышением рождаемости. Братцы, что же получается! Форменный саботаж государственной политики. Поневоле вздрогнешь.
Вообще порой кажется, что изготовители рекламы так спешат нас удивить, что в смысл фраз совершенно не вдумываются. Лишь бы «покучерявей». Самый свежий примерP перетяжка на пешеходной части Кировки. Уж очень хотелось рекламщикам заинтересовать покупателей женским нижним бельем, ну просто сил нет, как хотелось, вот и «родили» заковыристый слоган «Искушение соблазном». А того не понимают, бедняги, что это полные синонимыP все равно, что «мрак тьмы» или хрестоматийное «масло масляное».
Картинки вот тоже занимательные бывают. Скажем, реклама кредитной карты VISA. Паренек, который там изображен, напрягся весь, гримасу состроил. Вроде как стесняется денег у сослуживца занять. Только кажется мне, что не стесняется он вовсе, просто скушал что-то нехорошее, а биотуалета поблизости нет. Жалко страдальца. Вообще рекламные картинки часто на жалость давят. В центре города не так давно открыли именной салон модной одежды. Вы девушек на рекламных снимках видели? Обрыдаться можно! Глаза запали, ключицы торчат, выражение лиц грустное-грустное. Сразу ясноP туберкулез в последней стадии. И уже ничто их не радует, даже тряпки эти модные. Я по-матерински очень переживаю. Хочется жиру барсучьего раздобыть, да с молоком горячим, да с пирогамиГлядишь, спасли бы еще девчонок-то!
Иногда вообще до абсурда доходит. В прошлом году, помню, будоражила мое воображение, и надо думать, не только мое, хлесткая фраза на перетяжке «Лето взасос». Кого взасос? И почему взасос? Нету что ли более щадящих способов целоваться? Между прочим, я так и не поняла тогда, а что, собственно, рекламировали? Чего нам сказать хотели?
Но это все ладно. Вот вчера я настоящий культурный шок пережила. Еду себе в автобусе по улице Кирова, как всегда в окно глазею. ВдругP бац! Вывеска новая. Яркая, заметная. «Кабинет трихологии», во как! Я вообще-то себя к малограмотным не отношу, а ведь черт-те что подумала. И не я одна, между прочим. Потом тесты среди своих сослуживцев проводила. И почти все опрашиваемые, весьма образованные люди, к слову сказать, подумали то же, что и я. А, оказывается, это кабинет, где борются с облысением. Ну, друзья, готовить население надо. И нечего ссылаться, мол, кто нуждается, тот понимает. Я еще согласна такую табличку в поликлинике на белой двери увидать. Но на улице, в центре города Нет, это резко! Преждевременно это! Пойдет, скажем, туда человек прическу улучшить, а ему вслед: «Гляди, подхватил! Даром что лысый».
Помнится, в прежние времена встречала я как-то рекламный листочек на доске объявлений: «Сдаю квартиру на ЧЕ-ТЕ-ЗЕ». Поулыбалась добродушно и все. Бабулька какая-нибудь писала с четырьмя классами образования. В рекламных агентствах бабулек нет. Там народ амбициозный, творческий, все креативщики да копирайтеры. Так вот, как говорит мой любимый Жванецкий: «Тщательней надо, ребята, тщательней!» И с русским аккуратнее, и вкус необходимо развивать. Пригодится в работе. А то поддашься вашей рекламе, да после лета взасос и придется бежать в кабинет трихологии.
Впрочем, иные спецы рекламные свои способы работы сами же и определили. По уже знакомому принципу. Сначала буквы во весь щит: «МЫ СДЕЛАЕМ ВАС». А уж потом стыдливо, словно Минздрав предупреждает, «уникальными». Со слабым зрением насчет уникальности и не разглядишь.
Короче, дорогие мои сограждане, делали они нас, делают и делать будут.
Впрочем, что это я. Есть и хорошие примеры. Толковые, с юмором. Скажем, реклама зимних шин. Под изображением печального динозавра начертаны слова «Они верили в вечное лето» Вспомнишь, чем закончилось легковерие для несчастных животных, и понимаешьP надо к зиме готовиться. Пожалуй, скажу мужу, чтобы тоже зимние шины купил.
Tweet
26.10.2006 Реклама взасос
09.08.2006 И снова про любовь
14.02.2006 БГВ и хомяк Валя
29.01.2006 Бросок за призом им. Менделеева!
23.01.2006 Какая погода пропадает!
17.01.2006 Воспоминания о будущем
05.01.2006 Мирись, не дерись!
30.12.2005 Дед Мороз, наливай!
26.12.2005 Иисус Христос и сотовый телефон
28.11.2005 Экспансия снеговиков
Все статьи раздела Мыслете >>