Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Dolboeb: о правилах общения в сети

Dolboeb: о правилах общения в сети

текст: Анастасия Берсенева
фото: Фото взято из фотоальбома Антона Носика (http://public.fotki.com/lentaru/people/yours_truly/gzt/suv_96127.html)
28.03.2006

Принято считать, что «Интернет создан для того, чтобы обсирать друг друга анонимно». Вот и пестрят форумы, гостевые книги и сетевые дневники различными нелицеприятными высказываниями. А их авторы, спрятавшись за вымышленными именами, полагают, что за это им ничего не будет. Ну, в крайнем случае, вычислят их по айпишнику, найдут и поставят фингал под глазом. Такие слова, как тюрьма, возмещение морального ущерба, увольнение или отчисление, как-то совершенно не вяжутся с разговорами в Интернете. Тем не менее, некоторые россияне уже понесли за свои слова уголовную ответственность.

Фирма ООО «Метасофт»P владелица Интернет-форума, на котором была помещена критика одной из российских компаний, заплатила за этот пост штраф. На шесть месяцев исправительных работ был осужден лидер красноярских нацболов Андрей Сковородников, создавший Интернет-сайт с бранью в адрес президента России. Кстати, сайт не прожил и дня. Из Санкт-Петербургского университета профсоюзов была отчислена студентка второго курса Валентина Кныш, которая написала в ЖЖ-дневнике о своем преподавателе, используя ненормативную лексику, то естьP мат. Запись стала известна в деканате и была предметом рассмотрения Ученого совета вуза. В начале этого года в Санкт-Петербурге был приговорен к полутора годам заключения «премьер-министр» националистической организаций «Русская республика» 38-летний Александр Втулкин. Он написал на форуме сообщение с угрозами в адрес губернатора города Валентины Матвиенко. А в конце зимы разгорелся скандал во Владимирской области. Губернатор области подал заявление в милицию, ФСБ и прокуратуру, утверждая, что участники форума города Коврова оклеветали его. Между прочим, двое ковровцев уже побывали на допросе у следователей, где им показали толстую пачку распечаток с форума. Личности остальных уже известны, но они живут в других городах.

Все эти факты могут показаться нелепостью или исключением из правил. Однако известные представители Рунета также стоят на стороне правоохранительных органов. И в частности советник Rambler Media Group , создатель сетевых СМИ, в том числе Газеты-ру и Ленты-ру, Антон Носик. Гуру российского Интернета рассказал корреспонденту «Алогополя», почему частные форумы и гостевые книги являются публичным ресурсом, и как писать в своем ЖЖ все, что заблагорассудится.

Как по вашему, должны ли пользователи Интернета столь строго отвечать за свои высказывания?

Я считаю, что есть действия, попадающие под определение правонарушения. И такие действия должны, конечно, пресекаться, а правонарушителиP наказываться. Это даже не связано с Интернетом. По поводу нелестных замечаний в Интернете. У нас есть Конституция, в которой говорится о свободе слова, а не о свободе лести. Ты можешь отзываться о ком угодно лестно или нелестно. Но есть высказывания, которые попадают под определение клеветы или оскорбления (Статьи 129 и 130 Уголовного кодекса РФ,P А.Б.). А это подсудно. Однако подобные дела можно не доводить до суда. Есть механизмы: если кто-то анонимно размещает в Интернете материалы, которые определяются как клеветнические, то в той среде, где он это сделал, есть владелец площадки, модератор. Модератор не несет ответственности за то, что у него написано. Но если привлечь его внимание к тому, что некоторые надписи могут быть квалифицированы как оскорбление, то владелец площадки, по правилам сервиса, может удалить эту запись. Такое есть и у Live Journal, и у narod, и yahoo, и у любой другой системы.

А если оскорбленные все-таки решили наказать обидчика, поможет ли ему анонимность? Порой трудно доказать, кто сидел за данным компьютером.

Это технические аспекты привлечения к ответственности. Если вспомнить такие преступления как кражи, то сто процентов из них совершается анонимно. Преступник же не оставляет на месте преступления визитную карточку. Тем не менее, это не отменяет того факта, что деяние наказуемо. Да, есть трудности выяснить, но от ответственности это не освобождает. То же самое и здесь. Если носитель государственной тайны разместил ее в Интернете анонимно, то его будут все равно искать. АнонимностьP это соблазн сделать что-то и думать, что тебя не накажут. Но если делать достаточно серьезные вещи, то на тебя будут серьезно охотиться. Я не преувеличиваю значение анонимности с точки зрения Интернетовской свободы. Потому что если человек серьезно наступит кому-нибудь на хвостP государству, или коммерческим структурам, то этого человека будут ловить и поймают.

Но ведь разговоры в гостевых книгах, на форумах часто сравнивают с разговорами на кухне...

Нет, это не разговоры на кухне по очень простой причине. Люди, которые слушают разговоры на кухне, это люди, которые находятся в данный момент на этой кухне. И когда они ушли с кухни, то их разговор нигде не остался. А те разговоры, которые написаны в Интернете, доступны поиску всех миллионных пользователей поисковых машин. Это информация, которая открыта для всеобщего сведения, то есть публичный ресурс.

Значит, даже так называемые «личные дневники» это публичный ресурс?

Да, но есть способ сделать личные дневники личным ресурсом: ограничить количество людей, которые имеют доступ к информации. Запись становится «подзамочной», а человекP совершенно неподсудным и ненаказуемым. И если кто-нибудь попытается прочитать «подзамочную» запись, то уже этот человек должен понести ответственность за несанкционированный доступ. Но когда человек пишет текст, и делает так, чтобы его прочло любое количество людей, то я не думаю, что он имеет право утверждать, что информация была конфиденциальной. Таким образом, в LiveJournal все-таки есть элемент конфиденциальности.

А как же свобода мнения? Та же отчисленная студентка просто высказывала в своем дневнике личное мнение.

Личное мнение заканчивается тогда, когда я начинаю что-то утверждать, а не говорить, что мне что-то понравилось или не понравилось. И если это клевета, то не важно, где это сказаноP на улице, в Интернете или в газете. Это нанесение ущерба деловой репутации целенаправленно и преднамеренно. То есть если студентка пишет в сетевом дневнике про свое недовольство уровнем преподавания в вузе, и ее за это отчисляют, то это беспредел. А если студентка пишет, что преподаватель кривоногий урод, подонок и так далее, то это оскорбительный текст. В законодательстве четко определено, как нельзя унижать человека. Границы они хоть и тонкие, но есть. Кстати, я хочу отметить, что совершенно не одобряю отчисление студентов за дисциплинарное нарушение. Мне кажется, что студентов в вузах должны оценивать по их успеваемости, а не потому, как они оценивают своих преподавателей. Но если говорить об ответственности человека с позиций того, что он написал в публичном доступе, то я считаю, что такая ответственность должна быть.

Когда студентку отчисляли, то говорили, что она нарушила корпоративные правила...

Нарушение корпоративных правил всегда каралось. Похожих случаев довольно много в разных странах и по разным поводам. Есть авиакомпания, уволившая стюардессу, которая выложила свои фотографии в корпоративной униформе. Есть разные другие случаи, например, нарушение режима секретности. И в университете есть свои внутренние правила распорядка и нормы поведения. Я думаю, что если бы студентка оскорбила преподавателя в лекционном зале, то были бы такие же последствия.

Самого Антона Носика, кстати, тоже пытались призвать к ответственности за сообщение в Интернете. Носик написал в своем ЖЖ-дневнике нелестный комментарий на статью господина Льва Сигала, которая была также опубликована в сетевом дневнике. Журналист посчитал, что его деловой репутации был нанесен ущерб, и подал на Антона Носика в суд. Однако до логического разрешения спора не дошло. Господин Сигал опоздал на слушание, и судья решил оставить дело без рассмотрения, несмотря на протесты истца.

Такое отношение, вероятно, показывает, что российский суд пока еще не готов браться за «виртуальные» споры, если, конечно, в них не присутствуют интересы политиков. Тем не менее, форумчанам и ЖЖ-стам не повредит уже сейчас начать следить за вежливостью, чистотой и корректностью своих высказываний. Особенно в адрес вышестоящих.



10 последних статей в разделе Эксклюзив

28.03.2006 Dolboeb: о правилах общения в сети
01.04.2005 Гимн северо-запада споет Бабкина!
15.09.2004 Страна чудес «Мегаполиса»
18.08.2004 Из всех искусств для нас важнейшим является... оно!
12.08.2004 Трое на одного: Андрей Юпатов
10.08.2004 По рекламе встречают
03.08.2004 Философия кадров
27.07.2004 Одольский вернет долги «Киномакса»?
26.07.2004 Чем ближе, тем интереснее
19.07.2004 Империи Игр 2 не будет

Все статьи раздела Эксклюзив >>