Слезы Божьего ребенка увели мать в лес
текст: Наталья Калентьевафото: Виталий Губин
15.08.2005
Елена обходит дом с колокольчиком по нескольку раз в день. Духов отгоняет. Это мера вынужденная, ведь вокруг глухой лес, глубокое озеро, трава в полростаP самое место для всякой нечисти. Но больше всего семья южноуральских отшельников боится людейP именно из-за них пять лет пришлось бежать от цивилизации.
P
Несладкая судьба выпала на долю Елены Назаровны. Четыре неудачных замужества, трое детей, один из которых инвалид, сожженный дом в Удмуртии, паломничества Мытарства Елены закончились четыре года назад, когда она решила уйти из очередной деревни, не принявшей ее и не пожелавшей помочь. Уйти в горы, где не будет цивилизации, но где никто не будет оскорблять и унижать.
Вот уже пятый год 48-летняя староверка вместе со своими сыновьями живет в Шаровском кордоне на берегу озера Зюраткуль. Среди гор и леса она полная владычица, по крайней мере, таковой себя считает.
Идя по лесной тропинке, дом староверов не пропустишь. Он огорожен разве что высоким, в человеческий рост, иван-чаем да луговой травой.
Изба же самой отшельницы открыта всегда: и днем, и ночью. Ни дверей, ни окон в доме нет. Куски пленки заменяют стекла в оконных проемах.
«Я открыта перед Богом и перед людьми»,P говорит Елена и приглашает нас в дом.
Несмотря на полусумрак, видно, что везде чистота: в спальне, на кухне, в комнатах-каморках. Пахнет травами и свежей стружкойP один из трех сыновей, Петр, занимается резьбой по дереву.
Приятная прохлада. Со всех сторон, словно на выставке, лики святых: светлые голубые глаза, которые невольно напоминают глаза хозяйки дома. Елена с молодости пишет иконы и картины. Этот дар уже много лет передается из поколения в поколение.
Картины на холсте, досках, одеялахP что у мастерицы в тот момент было под рукой, на том и рисовала.
«Это святая Елена. Я разговаривала как-то с БогомP а говорю я с Ним так же, как с тобой, только мысленно,P Он велел мне нарисовать ее с себя. Часто такое говорит»
Здесь же лежат кисти и краски. А на столике рядомP обычная женская косметика, маленькие баночки c духами и кремом.
P
На кухне стоит большой деревянный тронP это стул Ванюшки, младшего сына. Обычно про таких говорят «Божьи дети». У 21-летнего Ванюши болезнь Дауна. О своем недуге он и не подозревает.
Завидев гостей, он радуется и все время или сидит в ногах у матери, или молча, теребя какую-то веревку, следит за Еленой.
Пожалуй, именно инвалидность сына стала четыре года назад последней каплей. Тогда кто-то, увидев его, покрутил у виска. Плакало «Божье дитя» долго. А сердце матери обливалось кровью и слезами...
Молитвы по всем канонам старой веры принято читать семь раз в день, но в последнее время у староверов Шаровского кордона соблюдать устои не всегда получается. Старые книги на церковнославянском языке, возраст которых уже около 400 лет, лежат на виду. Елена за этот антиквариат переживает.
«Конечно, может, кто украсть попытается, но сюда плохие люди не заходят. Богу это не угодно!»
Чтобы продемонстрировать молитву, Елена открывает книгу на одной ей известной странице и вдруг, закрыв глаза, совершенно неожиданно начинает петь. Красивое и необычное пение, чистый и нежный голос разливается по всему дому. Потом, взяв в руки старинный колокольчик, староверка начинает им звенеть. «Я всегда его достаю, когда злых духов разогнать надо».
А еще к Елене приезжают, чтобы исцелиться. Лечит она руками. О ее силе ходят слухи самые разные, некоторые поселяне даже считают ее колдуньей. На что она усмехается: «Приезжали ко мне и ученые, и маги, так ведь я силу беру от Бога! Потом кланялись мне в ногиP прощения просили!»
На подобиях подоконниковP самые разные камушки. Заговоренные, как говорит Елена. Такие она старается дать каждом путнику, пришедшему в ее дом. Главная заповедь этой семьи: «Люби!» Только любящее сердце способно переносить тяготы и боль. Поэтому и принимает Елена всех путников, рыбаков и туристов, как дорогих гостей.
На улице Елена показывает нам свое приусадебное хозяйство: настоящий огород да баню. Колосится зелень, посаженная заботливой рукой. Правда, урожая им все равно не хватит. Поэтому зимой обычно прикармливают рыбаки да туристы, охочие до всего необычного и старого.
А в деревню староверы спускаются редко, только за продуктами и самым необходимым. Не хочется. Никто их там не ждет.
Перед тем как отпустить нас в путь-дорогу, Елена протянула нам черно-зеленые камешки. «Это камни вечной молодости. Так их называют в народе. У них очень сильная энергетика. Камешки помогут вашим душам быть вечно молодыми, да и плоть стариться не будет. Но помните: «Спасется лишь тот, у кого в сердце любовь».
Уже по дороге назад мы разговорились с местными. Деревенские, как выяснилось, мало что знают о семье отшельников. Да и знать, в общем-то, не очень хотят. Многие считают, что Елена просто сбилась с пути, а старообрядничество для этого семействаP прикрытие, которое они используют, чтобы извлечь выгоду да прокормиться. Но, как говорится, пути Господни неисповедимы. И мало кто может знать, что заставляет людей бежать от цивилизации в лес.
Полностью материалы газеты «Час пик»P на сайте www.diligance.ru
Tweet
23.08.2005 Мой бедный, неубранный, глупый дом
22.08.2005 Рандеву со странниками неба
15.08.2005 Слезы Божьего ребенка увели мать в лес
12.08.2005 В «Доме-2» секса нет!
08.08.2005 Уик-энд на «Волне»
04.08.2005 Из века в век метро шагнуло
Все статьи раздела Репортаж >>