Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
«Ересь» (Продолжение)

«Ересь» (Продолжение)

текст: Сергей Скалаух
20.06.2006

ГЛАВА 2

Тихи и безветренны вечера в Риме в это время года С утра жизнь в городе кипит; озабоченные женщины несут на головах корзины свои, грохочут по каменным мостовым запряженные резвыми конями колесницы, поднимающие пыль; скрипят груженые повозки, влекомые волами; и вездесущие мальчишки сверкают голыми пятками, торопясь к ведомым им одним серьезным делам своим. В середине дня, когда раскалённый солнечный диск наливается белым и даже малая букашка стремится спрятаться в тень, жизнь замирает. В такие часы люблю я совершать упражнения свои, оставаясь наедине с книгами и манускриптами. Люблю читать, и думать, и писать во внутреннем дворе дома моего, защищенном от солнца густыми кронами тысячелетних платанов, у фонтана, струи которого источают прохладу. К вечеру жизнь вновь пробуждается и движение возобновляется на улицах римских; но уже устало, и размеренно, и неторопливо оно, как воды Тибра. В это время годаP тихи и безветренны вечера Вечерами приходит ко мне Константин. Весь день я готовлюсь к приходу его, ибо рвется наружу и выхода ищет то, что обязательно должен я передать разумному ученику моему! И вотP был вечер. И была беседа.

БЕСЕДА ВТОРАЯ

Может быть, Учитель, потому не приимут люди к душе своей закон этот, что нет в нем выгоды человекам?P предположил Константин.P Может быть, затрудняет исполнение закона этого достижение того, чего корысть каждого человека жаждет: богатства и процветания? Ведь все человеки хотят жить так, чтобы не зависеть от трудов своих и не думать о хлебе насущном, но не каждый способен наполнить казну свою, оставаясь чистым в деяниях своих? Потому и ложь в сердцах их, что ограничивает закон этот и Бог этот пути человеческие в корысти их желаний?P Константин вопрошал, но глаза его говорили «Утверждаю я», и довольным было лицо его как у ученика, хорошо выполнившего урок свой.

И улыбнулся я, и протянул ладонь свою, и огладил локоны шелковистые, что вызывали трепетность во взорах юных римских дев и поволоку в глазах их. И огладил я локоны шелковистые на разумной голове гордого юноши, и сказал:

Сноровисто ты вспахал поле своё, мой мальчик, но не глубоко ты вспахал его. Ты лишь на два пальца срезал переплетение трав на поверхности его; но гораздо глубже должен ты пахать, чтобы дали всходы семена хлеба твоего и не заглушены были плевелами Ты ведь сам сказал, юноша, не я сказал: «Сей есть очень сильный Бог, вызывающий страх». Так почему же страх этот не является гарантией подчинения закону божьему? Почему корысть сильнее у человека страха этого, когда взалкал он сладких вин и мягкого ложа, и богатых одежд, и блеска, и роскоши, и услаждающего слух пения прекрасных наложниц? Ведь даже и ящерица отбрасывает хвост свой, дабы спасти жизнь свою. Ведь даже и мышь покинет кладовые свои, если горностай стережёт её у кладовых ее. Почему же человек, имеющий уши, делает, когда слышит: «Не делай, ибо смертию умрёшь! Не делай, ибо будешь гореть в огне вечном!»; делает, не убоявшись смерти в Боге своём?

Копай глубже, мальчик мой; и ты не только медь и железы найдёшь в недрах земных, но и источники чистых вод найдёшь ты в недрах земных. Ты лишь слегка коснулся сущности человеческой; ты лишь то, что на поверхности, принял ко взору своему, но очень скоро вынес ты приговор свой. А разве справедлив тот судия, который лишь мельком взглянув на человека скажет: «Сей виноват, и есть преступник, ибо неприятно лице его»? Вот: ты скоро сказал, но мало думал. Теперь скажи мне, КонстантинP скажи быстро и вовсе без размышления: что страшнее для тебяP позор, или гибель? Смерть, или бесчестие?

Бесчестие, мудрый учитель.

И так есть!!! Ибо с младых ногтей взрощен ты в знатном и благородном семействе; ибо горд ты, юноша, и силён в духе своем; ибо противен страх для тебя!

Но, мальчик мой Поверь мне: каждый человек так же горд в глубине сердца своего! И даже страхом объятый в открытом сознании своем, он отвергает сей страх в г л у б о к о м своём сознании; и противен ему страх этот в самой глубине души его! Ни одному не нравится быть тварью дрожащей; и даже рабы на галерах, прикованные цепью к вёслам, в глубоких мечтах своихP всё равно хотят быть и гордыми, и сильными, и иметь значение под этим небом и меж человеками. Поверь мне, о юноша, так и есть: таков человек и такова сущность человеческая. И если говорится в писаниях иудейских, что этот Бог есть создатель человека, то таким Он создал его; таким, но не другим. «По образу и подобию», мальчик мой, говорят они. «По образу и подобию»! Творца и созидателя создал он, и властителя жизни, и не имеющего равных себе в силе своей. Сына он создал себе в человеке, но не раба!!! Сына сильного и могучего. Я говорил тебе: как волк растит волка из щенка своего, так и Богу угодно Бога взрастить из Сына своего возлюбленного! И всё для этого заложено в человеке: и сила великая от Бога, и способность к постижению силы этой. А ему говорят: «Бойся, и трепещи, и в этомP вера твоя, и в этомP спасение твое» Спасение от гнева Божьего, КонстантинP так говорят они. Спасись от Бога, говорят они, и придешь к Богу!!! И не знаю я, юноша: смеяться, или сожалеть мне. Видно, про себя говорят они в писаниях своих: «Упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их»

ИзначальноP Великая Мудрость лежит у истоков писаний иудейских, мальчик мой. НоP глупые люди, и слабые люди, и люди с сердцами рабов дрожащих писали о Боге и толковали мудрость эту! И совместилиP несовместимое; и объяснилиP по рабски; и назвали белоеP черным; и породили ложь великую в народе иудейском, которыйP открой он глаза и осознай мудрость этуP мог стать старшим братом всем народам и распространить мудрость эту до самых пределов земли; и соединить с мудростью жизнь человеческую с тем, чтобы жизнь человеческая, обретя высший смысл, под Божьими небесами великой радостью осенена была. НоP не случилось; и кому, как не Риму, поднять выпавший из глупых рук факел сей?

Итак, мой мальчик: страх Бога Аппиевой дорогой проходит сквозь всю веру эту. СтрахP в основе всего. «Начало мудростиP страх Господень», стократно пишут они в писаниях своих. И всеP от страха, и страх корень всему, и страхP стержень веры. Страх! Страх!!! СТРАХ!!! Страх гнева Господня и кары Господней презренному рабу своему. А знаешь, что праведнику обещают они в награду за праведность его? Будет в раю стоять он перед престолом Господним и воспевать славу Ему. В е ч н о А сейчас слушай, мальчик, что скажет тебе старый Викентий Флавий, на великом Капитолийском холме рожденный; сын Констанция и верный учитель твой. Слушай и открой сердце свое, дабы на все дни твои остались слова эти в сердце твоем. Знай, юноша: все самые мерзкие пороки человеческиеP суть порождение слабости его. Нет существа более злобного, более мерзкого и более опасного, нежели раб! И только сильный способен вместить Любовь в сердце своем и сострадание в душе своей; только сильныйP умеет прощать; только сильныйP великодушен; только сильный щедр на дело доброе и милосердие к брату своему! И человекP создан сильным, чтобы Закон ЛюбвиP мечту Бога и Отца своего -вознести выше самых высоких гор земных. Но с Богом истинным боги лжи, нарисованные ничтожествами, вступили в противоречие. И говорят человеку: бойся, человек. Встань на колени, человек. Стань слаб, человек. Стань раб, Человек! Стань раб, Венец Творения и Возлюбленный Сын Творца, и неотрывная часть души Его! И если примет страх человек, и попытается сделать так, вопреки сущности своей, то восстанет божественная его сущность, а к истинному БогуP закрыт путь ложью великою. И творит человек в слепоте своей противное себе и великой цели своей, и великому своему предназначению. Придем мы, юноша, и расскажу я тебе о предназначении этом и о смысле жизни человеческой, который не открыт человеком, ибо не понял он ни себя, ни Бога своего истинного. Но вот Бог, которого «Зачем изменять?»P спрашиваешь ты. Говорит он человеку: «Проверю Я, любишь ли ты Меня? Возьми дитя своё единокровное, и отведи на гору, и зарежь ножом, аки агнца, и возложи на жертвенник, дабы насладился я дымом от жертвенника твоего.» И берёт человек дитя своё единокровное, и обманом ведёт его на гору ,и заносит над ним нож свой, и говорит Бог: «Остановись, довольно. Я уже вижу покорность твою; и теперь яP награжу тебя». «Вот как милостив Бог! Вот как милостив Бог, и остановил руку занесшего нож над дитем своим!»P восклицают те, кто писал это в писаниях иудейских. «И вот как свят и праведен человек этот!»P восклицают они. НоP не милостив такой Бог, скажу я тебе, а ехидна он ядовитая. И не праведен этот человек, и не свят, ноP мерзкая тварь он, и зловонные испражнения суть наполнение души его, и поганая жаба вместо сердца в груди у него! И не этот БогP есть Любовь, и не этот человекP Надежда Божья, и не эта вераP Истина Божья. НоP огорчение Божье эта вера!

Я обещал рассказать тебе о Боге. Я говорю, мой мальчик, слушай. Я говорю тебе первое слово. Истинно: страх БожийP есть в мироздании. Но не страх человека перед Господом, а страх Отца за Сына своего возлюбленного! Вот, я говорю тебе: Константин! Бог твойP Отец твой и Мать твоя. Он боится за тебя, за любимое чадо своё! Его сердце обливается кровью, и душа Его болит за тебя, и в великом волнении все чувства Его, и слёзы не высыхают на печальных очах Его, когда творишь ты противное самому себе. ТыP подобен Богу, ибо ты наделён разумом, и силой великою, и великой душой! Всё по силам тебе под этим небом и весь мирP у ног твоих. ТыP Могучий Исполин, для которого нет преград; и горы рухнут от жеста руки твоей! И есть Отец Любящий, не знающий гнева к тебе, ноP сердце готовый вырвать из груди Своей ради блага твоего! Чем же ответишь ты на Любовь Его?

Нет спроса с презренного шакала ,но разве не достоин презрения Сильный, Гордый и Могучий Сын Божий, если не помнит о душевных муках Любящего Отца своего? Не огорчай Отца твоего, не расстраивай чувств Его, не заставляй страдать за тебя, и рыдать, и плакать в великой печали, ибо на твоей совести слезы Отца твоего! Люби братьев твоих, ибо самое страшное для Отца и самое мучительноеP когда нет Любви меж детьми Его. Недостойно тебе, и стыдно тебе, и мерзко в страдание ввергать Того, Кто Любит тебя. Недостойно, Константин; ибо не раб тыP но Равный Богу Сын Его, подобный Ему; и часть великой Души Его, и часть Великого Его Сердца.

ВотP Бог, мальчик мой; и вотP Ты, Сын, подобный Ему. Ты прочел писания иудейские. Скажи, мальчик: какой Бог ближе к сердцу твоему?

Задумчив был Константин, и не торопился с ответом, и глядел вдаль горящим взором блестящих глаз своих. Но молвил наконец прекрасный отрок:

Ты взволновал меня, мудрый Викентий. Твоего Бога хочется любить. Хочется сделать что-то хорошее Богу твоему. Мне хочется твоего Бога, учитель

Ты не знаешь Его, мальчик. Я сказал тебе лишь первое слово, но впередиP много еще слов. Осмысли то, что я сказал тебе; и пусть светлый разум твой передаст это твоему сердцу!

Тихи вечера, и безветренны, и лишь многотысячный хор цикад наполняет надвигающуюся тьму неустанным пением своим. Но дунуло вдруг, и повеяло свежестью, и небо просветлело на короткий миг, и хор неунывный прервался на высокой руладе, и безмолвие упало на мир! МгновениеP и вновь запели цикады, дружно и разом, в вечерней мгле Было ли это, или лишь показалось мне, ибо разладилось что-то в старых и изношенных органах моих? Взглянул яP робко и вопрошающе смотрит на меня Константин. Улыбнулся я, и сказал:

Все в порядке, мальчик мой. Все хорошо

Продолжение следует



10 последних статей в разделе «Ересь»

29.06.2006 «Ересь» (Окончание)
28.06.2006 «Ересь» (Продолжение)
27.06.2006 «Ересь» (Продолжение)
26.06.2006 «Ересь» (Продолжение)
23.06.2006 «Ересь» (Продолжение)
22.06.2006 «Ересь» (Продолжение)
21.06.2006 «Ересь» (Продолжение)
20.06.2006 «Ересь» (Продолжение)
19.06.2006 «Ересь» (Продолжение)
16.06.2006 «Ересь. Продолжение»

Все статьи раздела «Ересь» >>