Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Год гипермаркета

Год гипермаркета

текст: Айвар Валеев
29.12.2007

«Челябинский рабочий»В двух шагах от моего дома открылся огромный такой продуктовый магазин-склад. Какой по счету в Челябинске уже и не помню. В нем привычных гастрономных корзин нет как вида. Вместо них огромные металлические корзины на колесиках вместимостью кубометра два.

Наши гипермаркеты никогда не бывают пусты. Люди тратят деньги с удовольствием. Приезжают на машинах, часто всей семьей. Раньше так, наверное, «выходили» в кино или в музей. Гипермаркет стал не просто местом, где покупают самое необходимое. Здесь проводят досуг. Приходят себя показать и на других посмотреть. И, что важнее, тут происходит какая-то важная церемония, инициация, смысл которой подтвердить собственную экономическую дееспособность. К слову, большинство посетителей в итоге не чувствуют себя оскорбленными ценами или неучтивыми взглядами, как это было еще недавно, когда радости капитализма были доступны группе граждан, снисходительно позволявших называть себя «элитой».

Гипермаркет конечно, довольно хитрая штука, помимо всего прочего учитывающая еще и массу психологических нюансов. Вот так пойдешь, как прежде в булочную, за буханкой, а домой тащишь полный пакет всякой снеди. Спрашивается, как узнали, что все это мне было нужно? Я ведь и сам-то не ведал! Очевидно, гипермаркету удалось добраться до глубин человеческой души, переплюнув такое коварство, как казино. Даже очереди в гипермаркете создаются специально: пока человек ждет, он с большей вероятностью нафантазирует, что ему нужна дополнительная шоколадка или жвачка с витрины у кассы. Кстати, дистрибьютеры знают: это самые дорогие места выкладки товара. Но я готов простить гипермаркету это детское лукавство. И вот почему.

Гипермаркет самое внятное подтверждение тенденции последних лет и уходящего Года Свиньи. Или? скажем мягче, пользуясь методологией маркетинга: Года Розового Поросенка. Тенденция эта упоение потреблением. Лично я ничего дурного в этом не вижу. Конечно, меру нужно знать в любом деле. Даже, между прочим, в обличении капитализма. Но в целом покупательная возможность должна нас радовать. Мы имеем продукты по понятным ценам. Производитель прибыль. Территории, на которых расположены гипермаркеты, получают налоги. Обустраивается местность. Как-то образуется культура потребления.

Все-таки советский быт был откровенно оскорбительным для венца эволюции. Приходя за самым необходимым, человек попадал на испытание. Сколько же опилок нам в головы нужно было насыпать агитаторам и пропагандистам, чтобы мы считали такой быт нормой! С чего бы ради? Разве в этом заключается благородство души? Или терпеть и унижаться, придя за бутылкой молока, это правильно? А извиваться от боли в кресле стоматолога, в этом есть какой-то смысл?

У меня рядом с домом другой магазин. Не знаю, как его хозяева проводят селекцию продавщиц, но ленивые и неулыбчивые хамки почти вытеснили прежних милых дам, с которыми я всегда здоровался. Этот магазинчик, скорее всего, скоро закроется. Жаль, конечно, но о нем легко забудут, как забыли мы очень многое из недавнего времени.

Упоение потребительством нам простительно. Мы покупаем и едим не только за себя, но и за своих родителей, дедов и прадедов, которым говорили, что мещанство еще один грех в большом списке грехов нового дивного мира.

Думаю, гипермаркеты выполняют и выполнят-таки еще одну важную, помимо насыщения рынка товарами и продуктами, функцию. Рядом с ними уже нельзя будет часами мурыжить людей в очередях за какой-нибудь справкой (привет налоговой инспекции Металлургического района!). Или работникам жэков (или как они там сегодня называются, дети «Ремжилзаказчика») вешать лапшу на уши вместо тепла в батареях. Нас уже удивляет своей неуместностью хамство в присутственном месте. Мы перестали считать это общепринятым. Сколько, оказывается, проблем снимается только тем, что в стране есть рынок!

У чрезмерного потребительства, конечно, есть свои недостатки. У нас скоро появятся очень тучные люди, каких много в Америке и Европе. Нынешняя аполитичность (не путать с явкой на выборы) тоже отчасти производное от обжорства. Люди не хотят задумываться над такими понятиями, как демократия и свобода. И голосуют за партию чиновников, будто она заговорила мировые цены на нефть. На самом деле аполитичность эта во многом мнимая. Рынок, как мы выяснили, учит людей чувству собственного достоинства. Пусть оно пока не выливается в итоги выборов, но тектоническое движение происходит ежеминутно. И власть, какой бы в лицах она ни была, уже не может делать того, на что была способна раньше, в унылые времена очередей за поверите нет? вареной колбасой

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>