Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Интерес разогрели «Хедлайнеры»

Интерес разогрели «Хедлайнеры»

текст: Татьяна Марьина
11.01.2008

«Вечерний Челябинск»В 1996 году, когда страна взахлёб слушала «Чижа», «Серьгу» и Таню Буланову, московский журналист и музыкальный критик Александр Кушнир взялся за раскрутку никому не известной группы из Владивостока «Мумий Тролль». В 1998-м организовывал первые интервью и пресс-конференции 22-летней певицы из Уфы Земфиры Рамазановой. В числе «клиентов» PR-агентства «Кушнир-продакшн» «Аквариум», Total, «Братья Грим», «Гости из будущего», Глюкоза. И нет ничего странного в том, что однажды Александр Кушнир начал писать книги. Последняя и самая скандальная Хедлайнеры» вышла в ноябре (хедлайнер очень популярный артист, исполнитель, идущий в афише первым номером). И сразу же попала в рейтинги наиболее читаемых и продаваемых российских изданий.

Скандально честен и упрям

Тираж книги 20 тысяч. Но уже на презентации в московском клубе «16 тонн» директор издательства Олег Седов объявил собравшимся, что в 2008 году тираж «Хедлайнеров» составит 200 тысяч экземпляров. Во как! Рок-истории в промышленных объёмах, не иначе. Правда, сидя в Челябинске, задумаешься: неужели найдётся столько людей, желающих разобраться в деталях раскрутки известных рок-музыкантов, узнать тайны продюсерской кухни Максима Фадеева или Ильи Кормильцева, подробности первого появлении Глюкозы перед журналистами? В общем, беседа с автором нашумевших мемуаров началась с вопроса не самого деликатного:

Вы думаете, это кто-то читает?
Представьте, читают. И дело даже не в рейтингах. Вчера моя сотрудница, к примеру, рассказала: «Когда ехала на работу, в вагоне метро «Хедлайнеров» читали сразу три человека слева, справа и в конце». Ведь я написал о самых ярких, неординарных артистах последнего десятилетия, с которыми имел счастье работать и, хочется верить, находился в центре циклона событий, которые вертели вокруг них страну.

Разве в предыдущих шести книгах рассказано не всё?
Когда закончил «100 магнитоальбомов советского рока» (100 интервью с известными артистами), решил: хватит. Жить хочется, а не книги писать, честное слово. Но слово не сдержал. У меня оставались десятки кассет неопубликованных разговоров и интервью. В разгар зимы полетел на десять дней в мифическую страну Эль-Гуна, куда сумасшедшие русские туристы тогда ещё не добрались. В Шереметьево купил толстую тетрадку в клеточку и паркеровскую ручку. Прямо в самолёте, под звуки благостной музыки, начал набрасывать истории, которые не вошли в предыдущие книги. К десятому дню «отдыха» оказался на последней странице. В итоге Эль-Гуны я не увидел целыми днями сидел в номере со своей тетрадкой. Сотрудники отеля решили, что я великий русский писатель. Противоречить их мнению я не стал.

Без цензуры

Когда вернулся в Москву, набрал на компьютере текст, распечатал два фрагмента. В день рождения собрал друзей-журналистов. Устроились прямо на паласе: в квартире как раз закончился ремонт, мебели не было. И вместо того чтобы уплетать оливье, мои гости минут 40 лежали и читали главу «Майский чай» о том, как я познакомился с безумным продюсером из Владивостока Лёней Бурлаковым (продюсер группы «Мумий Тролль»). И фрагмент, связанный с Земфирой, «Инцидент в Якутске». Помните этот случай? Во время концерта Земфиры на стадион прорвалась толпа поклонников, смела на своём пути всё, включая милицейское оцепление и электропровода. В давке пострадали люди. Жертв не было, но две девушки попали в реанимацию. Через два дня я провёл в Москве пресс-конференцию, от исхода которой зависела репутация певицы...

Прочитав текст, коллеги журналисты старой школы начали меня отговаривать: «Писать не о чем. Эпоха фиговая, никто не может реализоваться. Земфира и та процентов на 20 реализовалась. Новых героев нет». Разговоры на тему «Это никому не интересно» звучали каждый раз, когда начинал новую книгу. Я не стал никого слушать, написал всё как было. Для музыкальной журналистики, возможно, непривычно откровенно. В том числе и о себе. К примеру, если переживал, узнав, что с Земфирой больше не работаем, так и писал. Не стесняясь. «Я пошёл ставить чайник на ту самую кухню, где Земфира когда-то впервые встретилась с Лагутенко. Включил воду, немного поревел и по-хорошему бодрый вернулся к Бурлакову».

Ваши герои с книгой познакомились заранее?
Ни один из героев текст не вычитывал. Обычно, когда мы делаем пресс-релиз артиста, текст приходится согласовывать. Это признак хорошего тона. А тут захотелось пойти напролом. С точки зрения правдивости важно, чтобы цензуры было ноль. Хотя я понимал, что реакция может быть любой. Скажем, за десять лет сотрудничества с Лёней Бурлаковым, Ильёй Лагутенко были не только первые места в хит-парадах. Случались и кризисы в отношениях, в том числе человеческих.

С кем-нибудь уже поссорились?
Негативной реакции пока нет. На презентации присутствовал Лёня Бурлаков. У него был выбор взять книгу в подарок или купить. Он купил. На следующее утро прислал SMS с просьбой часть тиража направить во Владивосток. Для меня это высокая похвала. В книге есть персонажи второго плана. Скажем, не только Борис Гребенщиков, но и люди из его ближайшего окружения. К примеру, музыкант группы «Аквариум» Олег Сакмаров. Прочитав «Хедлайнеров», он прислал: «Ты умница. Спасибо за книгу».

Из меломанов в профессионалы

Почему в своё время вы занялись именно рок-журналистикой? Вы музыкант?
Интересно Этот вопрос мне никто ещё не задавал. Отвечу с удовольствием. Когда учился в университете, мне катастрофически не хватало музыки. Все свободные деньги я тратил на пластинки, в основном западные. А их, как известно, в советское время тяжело было достать. Собралась мощная меломанская коллекция, которой я гордился. Сейчас это уже не понять. При желании «пиканьем» кнопок можно найти в Интернете любой альбом, выпущенный сегодня в Дублине, Лондоне или Нью-Йорке. Хотите скачать пожалуйста, в тот же день.

Был и другой повод. 20 лет назад, во время легендарного рок-фестиваля в Подольске, я оказался в числе людей, видевших своими глазами выступление самых ярких, полузапрещённых в то время рок-групп «ДДT », «Телевизор», «Зоопарк»... 20 тысяч зрителей были оцеплены таким же количеством милиции. Кульминацией стало выступление группы «Наутилус Помпилиус» гениальное. Хотя сами музыканты считают его провальным. Когда на сцену вышел Дима Ревякин лидер неизвестной в то время группы «Калинов мост» из Новосибирска и запел в микрофон одно из слов, которые со сцены просили не употреблять, я даже ущипнул себя за ухо. Публика сидела так тихо, что слышно было, как комар пролетит. После концерта я понял, что надо помогать этим талантливым людям. И занялся музыкальной журналистикой.

Кстати, я не музыкант. Но я уверен: блестящие учителя и престижные университеты не научат профессии, если у человека нет желания узнать что-то новое, лишний раз посидеть в библиотеке или заказать на другом континенте диск, найти на ярмарке редкую книгу. В любой сфере успех строится на самообразовании.

Звезда за доллары

Исполнителей развелось много. И все почему-то «звёзды».
Не надо серьёзно воспринимать то, что пишут в прессе. Написать можно что угодно. На самом деле критерий истинности один. Берём альбом артиста, спокойно ставим, слушаем. Если мороз по коже идёт, значит, это то, что надо.

Раскрутить можно каждого?
Конечно нет. Я получаю сотни дисков. Большая часть музыкального материала чудовищно вторична. Если у исполнителя искра Божья чудо. Но такое бывает редко. Главное условие понимать, что с этим чудом можно сделать.

Многие думают, что успеха можно добиться за деньги. Это правда?
Так считают недалёкие люди. Если у человека нет голоса, таланта ничего не выйдет. За большие деньги можно, конечно, записать видеоклип и даже поместить его в эфир на очень короткий срок. Он будет крутиться на дурацких каналах в дурацкое время. Но когда ротация закончится, исполнитель не станет ни популярным, ни любимым. Сотни тысяч долларов вложены, а в остатке пустота.

Снаряд попал в цель

На успех одного артиста работает огромная команда: директор, администратор, пиарщики, промоутеры, саундпродюсеры и так далее. Раньше-то ничего этого не было
Не надо думать, что всё так просто: раз, два и прорвались на первое место в хит-параде. Пока группе «Мумий Тролль» никто не помогал, она существовала в глухом владивостокском андеграунде целых 13 лет с 1983 по 1996 год. Финансирования ноль. Связей ноль. Опыта ноль. И вдруг, прямо средь бела дня, школьные приятели Лёня Бурлаков и Илья Лагутенко решаются поставить на карту всё: закладывают квартиры, занимают деньги у пап и мам и едут в Лондон записывать компакт-диск. На студии, где до них побывала добрая половина английского рока. И американского тоже. На дворе стоял 1996 год. И никто из наших музыкантов, кроме «Аквариума», в английских студиях ещё не работал. Это напоминало выход в открытый космос. Без скафандра.

В книге о появлении «Троллей» вы написали очень точно: «Население одиннадцати часовых поясов было повержено странными, брутальными видеоклипами. Безумного вида юноша корчил с экрана наглые рожи, заговорщицки подмигивал и мурлыкал себе под нос что-то откровенно порочное. Это было ново, провокационно и неожиданно».
Когда «Тролли» записали в Лондоне альбом «Морская», мы с Лёней Бурлаковым пришли на «Эхо Москвы» (после Севы Новгородцева это была вторая радиостанция в мире, которая прокрутила несколько песен из этого альбома). Во время эфира пошёл вал возмущённых звонков. Люди пенсионного возраста негодовали: «Что вы крутите?! Почему русская группа играет такую музыку?! Где вы нашли этого наркомана?» Негатив был чудовищный Я много думал о взлёте «Троллей». Тут всё совпало. В стране появились шальные доходы, золотая молодёжь, музыкальные каналы и неведомая прежде степень свободы. Выпущенный умелой рукой снаряд попал точно в цель.

Личный фаворит из Ижевска

Вы можете назвать исполнителей, которые имеют шанс стать звёздами?
Хотелось бы надеяться, что в этом году вы узнаете минимум трёх ярких исполнителей. Это украинская группа «Седьмой день». Далее проект Павла Котина (лучший клавишник в русском роке, музыкант легендарной группы «Звуки МУ») очень детские песни для взрослых. И московская группа RMF, которая поёт на английском языке и, скорее всего, будет сориентирована на европейский рынок. По крайней мере, мы на них ставим. Мой личный фаворит девочка из Ижевска Таня Зыкина. Ей 25 лет. Сама пишет песни, около 150 уже есть. С моей точки зрения, это чудо. В последний раз похожий трепет я испытал в 1998 году, когда впервые слушал песни Земфиры.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>