Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
С чего начиналась фотослава Челябинска

С чего начиналась фотослава Челябинска

текст: Сергей Белковский
15.01.2008

«Челябинский рабочий»К 50-летнему юбилею создания в Челябинске городского фотоклуба (кстати, появился он при редакции газеты «Челябинский рабочий») собираются издать альбом черно-белых фотографий. Именно они и составили «золотую коллекцию» челябинской фотографии с начала 60-х до 90-х годов прошлого века. Инициаторы проекта попросили подобрать статьи отца, бессменного художественного руководителя фотоклуба, о фотографии и фотодвижении в Челябинске. Откликнулся на эту просьбу и оказалось, не зря. Нашел фотомемуары отца начатые и не законченные. В ноябре 1996 года отца не стало. В декабре 2009-го Челябинскому фотоклубу исполнилось бы полвека. Страницы фотомемуаров Владимира Белковского напоминают о том, как все начиналось, как появилось в культурно-общественной жизни Челябинска явление, на двадцать лет составившее славу и гордость челябинцев, наряду с ансамблем «Ариэль» и хоккейной командой «Трактор».

Воспоминания ветерана челябинского фотодвижения Владимира Белковского могут быть интересны как историкам искусства, так и «зеленым» фотолюбителям. В них отражены не только судьба конкретного автора, но и начало драматической борьбы за духовную свободу.

«Из искры возгорится пламя...»

В конце 50-х годов, насколько мне известно, в стране было два фотоклуба во Львове и Ленинграде, при Выборгском районном ДК (оттуда вышли Г. Колосов и О. Макаров, начинавшие как обычные фотолюбители). В 1959 году в Челябинске при газете «Челябинский рабочий» был создан фотоклуб, ныне один из клубов-ветеранов. Там встретились несколько молодых энтузиастов: Евгений Ткаченко, работающий сейчас корреспондентом ТАСС по области, покойный уже Юрий Теуш и другие. Пожалуй, из числа действующих ветеранов я остался один.

Очень способствовал фотографическому движению журнал (впервые появившийся в нашей подписке в 1959 году) «Ревю Фотография». Тогда назывался он «Фотография-59». Это был ежеквартальник под редакцией Вацлава Йиру, издававшийся в Праге на чешском и русском языках.

Пришел первый журнал он был огромного размера, больше, чем сейчас, ну, это было просто потрясение! Я думаю, что развитию советской фотографии в 60-е годы во многом способствовало появление этого журнала. В Чехословакии он выходил уже с 1957, вначале на чешском языке.

Что можно сказать о Вацлаве Йиру, первом редакторе «РФ»? Родился он в 1910 стал фотографом в 30-х, публиковался, уже встретился с такими личностями, как Судек, Гайек. Во время фашистской оккупации был в концлагере.

Йиру оказался и непревзойденным редактором, настоящим композитором, потому что создал уникальный журнал. «РФ» выходит и сейчас, но то прежнее качество журнала было превосходное.

Йиру был очень демократичен, для него не существовало никаких имен все были равны перед фотографией. Однажды, в 1962 или 1963, я послал ему несколько фотографий и буквально через месяц получил ответ: «Мы отобрали для нашего архива столько-то фотографий, остальные возвращаем. С сердечным приветом, Вацлав Йиру». Через полгода были опубликованы два снимка да еще фрагмент моего письма.

Кроме того, у него было великолепное чутье на снимок а ведь в те годы ежемесячно в журнал приходило до 500 пакетов, в штате же было только трое. Это, кроме Йиру, переводчица на русский Тамара Шевченко и ответственный секретарь Йозеф Новак. Журнал, распространявшийся по всему миру, эти люди делали буквально на чердаке.

Моя любовь к «РФ» в какой-то степени выдержала испытание в 1968, когда августовские события спутали все в этой стране и усложнили фотографические дела в целом. К примеру, почти невозможно было посылать работы на выставки, даже из Москвы. Был поставлен какой-то заслон и перед «РФ». Надо учесть, что журнал «Советское фото» (хотя его редактор Бугаева ездила в Прагу, гостила у Вацлава Йиру) был к тому же конкурентом «РФ». В какие-то годы чешское издание распространялось в СССР большим тиражем, чем «СФ», порядка 70-80 тысяч. Я не получил третьего номера «РФ» за 1969.

Прождал месяц, два, три. Получил от Йиру письмо с вопросом: «Получили ли вы журнал?» Через некоторое время он выслал мне недостающий номер, известил об этом в письме, но я опять ничего не получил. Лишь в 1972, будучи в Праге, я получил этот журнал: Вацлав Йиру снял его со своей полки и сказал, что это последний экземпляр от всего тиража на русском языке. Остальные десятки тысяч журналов были отосланы в Союз, но о судьбе их можно только догадываться... То ли изрезали на макулатуру, то ли сожгли. Жаль, конечно...

Эти журналы достаточно редки теперь, я не встречал никого, кто бы имел его на русском языке. А владельца журнала на английском языке я знаю лишь одного.

На обложке и на вкладках журнала были снимки, сделанные американцами на Луне. Были там несколько фотографий, связанных с волнениями, под названием «Молодежь-68» и, пожалуй, больше ничего.

Была и обнаженная натура, беседа с натурщицей Мирослава Стибора: как она к этому относится и т.д.

Особой политики в журнале не было, но сочетание материалов, видимо, было какое-то... неудобное. Кстати, никакой компенсации подписчики не получили.

Что я еще сделал после августа 1968 г.? Написал Вацлаву Йиру письмо, продолжал посылать фотографии. Он ответил, что в это время им очень важна поддержка и т.д. Это письмо у меня хранится до сих пор. Дальше он постепенно начал отстраняться от журнала, но очень хорошо, что какое-то время редактором была известная Даниэла Мразкова (теперь она руководит журналом «Ческословенска фотография»). Когда я в 1972 г. встретился в Праге с В. Йиру, то он чувствовал, что его дни как редактора уже сочтены, поскольку вся пресса была под контролем партии. Он занялся организацией выставок как председатель Союза чешских фотографов, в частности, организовал несколько выставок авторов-женщин.

Йиру умер в 1980 г., накануне своего 70-летия. Его вклад в фотографию, конечно, огромен.

Мы не сдавались

30-35 лет назад оптимизм был всеобщим. Поскольку недавно закончилась война, и жизнь казалась прекрасной. Но были и сложности из-за полной идеологической монополии. Тот же Гунар Бинде, который начинал в 1963-1964 гг., как и остальные рижане, долгое время не мог выставлять акты (фотографию обнаженного тела). Как ни странно, приезжая в Челябинск, они удивлялись, что уже в конце 60-х годов на наших отчетах и персональных выставках появлялся жанр акта. Мы, конечно, дозировали самоцензурой их количество. А Бинде провел свою выставку, где было достаточно актов, лишь в конце 70-х годов, в Риге.

Трагедия была в том, что ряд снимков, в том числе и мои актовые фотографии, публиковались в «РФ» в 1964 г., но в советской печати это было невозможно. Известен случай, когда «Журналист» представил творческий портрет Бинде и поместил маленький снимок акта «Девушка у окна», весьма скромный и идеально чистый снимок, но и этим поводом воспользовались, чтобы убрать редактора.

В начале 70-х годов в Вильнюсе мне довелось встретиться с Виталием Бутыриным. Там тоже было очень сложно, и он не мог устроить свою выставку, хотя уже получил много наград. Человек был просто на грани. То есть в те годы авторы, идущие своим путем и не вписывающиеся в официальную идеологию, как Бинде или Бутырин, находились в очень трудном положении.

А мы, возможно, от того, что были при газете и связаны с обкомом партии, просто учитывали конъюнктуру, делали безукоризненные с этой точки зрения выставки. Ведь перед открытием каждую выставку надо было показать комиссии, куда входила цензура из обл- или горлита. Проверялась прежде всего, конечно, высокая точка съемки или что-то подозрительное в смысле секретов или нестандартных ситуаций. Немыслимо было показать трагедию, катастрофу, пожары и, тем более, опубликовать такой снимок. Даже лежащего пьяного боже упаси: считалось, что только в Америке безработный может так лежать.

В общем, авторам, имеющим свой стиль, было нелегко. Но нет худа без добра: шло сопротивление, накопление материала.

Журнал «Советское фото» был единственным фотографическим, и публикации в нем тщательно сортировались. Но при этом, в те годы, журнал был демократичнее. Работники редакции обязательно выезжали на крупные межклубные вернисажи, например, в Ленинград, Севастополь. Потом появлялись достаточно большие материалы, где представлялось слово организаторам, авторам. Словом, редакция работала.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>