
С чего начиналась фотослава Челябинска
текст: Сергей Белковский15.01.2008
К 50-летнему юбилею создания в Челябинске городского фотоклуба (кстати, появился он при редакции газеты «Челябинский рабочий») собираются издать альбом черно-белых фотографий. Именно они и составили «золотую коллекцию» челябинской фотографии с начала 60-х до 90-х годов прошлого века. Инициаторы проекта попросили подобрать статьи отца, бессменного художественного руководителя фотоклуба, о фотографии и фотодвижении в Челябинске. Откликнулся на эту просьбу и оказалось, не зря. Нашел фотомемуары отца начатые и не законченные. В ноябре 1996 года отца не стало. В декабре 2009-го Челябинскому фотоклубу исполнилось бы полвека. Страницы фотомемуаров Владимира Белковского напоминают о том, как все начиналось, как появилось в культурно-общественной жизни Челябинска явление, на двадцать лет составившее славу и гордость челябинцев, наряду с ансамблем «Ариэль» и хоккейной командой «Трактор».
Воспоминания ветерана челябинского фотодвижения Владимира Белковского могут быть интересны как историкам искусства, так и «зеленым» фотолюбителям. В них отражены не только судьба конкретного автора, но и начало драматической борьбы за духовную свободу.
«Из искры возгорится пламя...»
В конце 50-х годов, насколько мне известно, в стране было два фотоклуба во Львове и Ленинграде, при Выборгском районном ДК (оттуда вышли Г. Колосов и О. Макаров, начинавшие как обычные фотолюбители). В 1959 году в Челябинске при газете «Челябинский рабочий» был создан фотоклуб, ныне один из клубов-ветеранов. Там встретились несколько молодых энтузиастов: Евгений Ткаченко, работающий сейчас корреспондентом ТАСС по области, покойный уже Юрий Теуш и другие. Пожалуй, из числа действующих ветеранов я остался один.
Очень способствовал фотографическому движению журнал (впервые появившийся в нашей подписке в 1959 году) «Ревю Фотография». Тогда назывался он «Фотография-59». Это был ежеквартальник под редакцией Вацлава Йиру, издававшийся в Праге на чешском и русском языках.
Пришел первый журнал он был огромного размера, больше, чем сейчас, ну, это было просто потрясение! Я думаю, что развитию советской фотографии в 60-е годы во многом способствовало появление этого журнала. В Чехословакии он выходил уже с 1957, вначале на чешском языке.
Что можно сказать о Вацлаве Йиру, первом редакторе «РФ»? Родился он в 1910 стал фотографом в 30-х, публиковался, уже встретился с такими личностями, как Судек, Гайек. Во время фашистской оккупации был в концлагере.
Йиру оказался и непревзойденным редактором, настоящим композитором, потому что создал уникальный журнал. «РФ» выходит и сейчас, но то прежнее качество журнала было превосходное.
Йиру был очень демократичен, для него не существовало никаких имен все были равны перед фотографией. Однажды, в 1962 или 1963, я послал ему несколько фотографий и буквально через месяц получил ответ: «Мы отобрали для нашего архива столько-то фотографий, остальные возвращаем. С сердечным приветом, Вацлав Йиру». Через полгода были опубликованы два снимка да еще фрагмент моего письма.
Кроме того, у него было великолепное чутье на снимок а ведь в те годы ежемесячно в журнал приходило до 500 пакетов, в штате же было только трое. Это, кроме Йиру, переводчица на русский Тамара Шевченко и ответственный секретарь Йозеф Новак. Журнал, распространявшийся по всему миру, эти люди делали буквально на чердаке.
Моя любовь к «РФ» в какой-то степени выдержала испытание в 1968, когда августовские события спутали все в этой стране и усложнили фотографические дела в целом. К примеру, почти невозможно было посылать работы на выставки, даже из Москвы. Был поставлен какой-то заслон и перед «РФ». Надо учесть, что журнал «Советское фото» (хотя его редактор Бугаева ездила в Прагу, гостила у Вацлава Йиру) был к тому же конкурентом «РФ». В какие-то годы чешское издание распространялось в СССР большим тиражем, чем «СФ», порядка 70-80 тысяч. Я не получил третьего номера «РФ» за 1969.
Прождал месяц, два, три. Получил от Йиру письмо с вопросом: «Получили ли вы журнал?» Через некоторое время он выслал мне недостающий номер, известил об этом в письме, но я опять ничего не получил. Лишь в 1972, будучи в Праге, я получил этот журнал: Вацлав Йиру снял его со своей полки и сказал, что это последний экземпляр от всего тиража на русском языке. Остальные десятки тысяч журналов были отосланы в Союз, но о судьбе их можно только догадываться... То ли изрезали на макулатуру, то ли сожгли. Жаль, конечно...
Эти журналы достаточно редки теперь, я не встречал никого, кто бы имел его на русском языке. А владельца журнала на английском языке я знаю лишь одного.
На обложке и на вкладках журнала были снимки, сделанные американцами на Луне. Были там несколько фотографий, связанных с волнениями, под названием «Молодежь-68» и, пожалуй, больше ничего.
Была и обнаженная натура, беседа с натурщицей Мирослава Стибора: как она к этому относится и т.д.
Особой политики в журнале не было, но сочетание материалов, видимо, было какое-то... неудобное. Кстати, никакой компенсации подписчики не получили.
Что я еще сделал после августа 1968 г.? Написал Вацлаву Йиру письмо, продолжал посылать фотографии. Он ответил, что в это время им очень важна поддержка и т.д. Это письмо у меня хранится до сих пор. Дальше он постепенно начал отстраняться от журнала, но очень хорошо, что какое-то время редактором была известная Даниэла Мразкова (теперь она руководит журналом «Ческословенска фотография»). Когда я в 1972 г. встретился в Праге с В. Йиру, то он чувствовал, что его дни как редактора уже сочтены, поскольку вся пресса была под контролем партии. Он занялся организацией выставок как председатель Союза чешских фотографов, в частности, организовал несколько выставок авторов-женщин.
Йиру умер в 1980 г., накануне своего 70-летия. Его вклад в фотографию, конечно, огромен.
Мы не сдавались
30-35 лет назад оптимизм был всеобщим. Поскольку недавно закончилась война, и жизнь казалась прекрасной. Но были и сложности из-за полной идеологической монополии. Тот же Гунар Бинде, который начинал в 1963-1964 гг., как и остальные рижане, долгое время не мог выставлять акты (фотографию обнаженного тела). Как ни странно, приезжая в Челябинск, они удивлялись, что уже в конце 60-х годов на наших отчетах и персональных выставках появлялся жанр акта. Мы, конечно, дозировали самоцензурой их количество. А Бинде провел свою выставку, где было достаточно актов, лишь в конце 70-х годов, в Риге.
Трагедия была в том, что ряд снимков, в том числе и мои актовые фотографии, публиковались в «РФ» в 1964 г., но в советской печати это было невозможно. Известен случай, когда «Журналист» представил творческий портрет Бинде и поместил маленький снимок акта «Девушка у окна», весьма скромный и идеально чистый снимок, но и этим поводом воспользовались, чтобы убрать редактора.
В начале 70-х годов в Вильнюсе мне довелось встретиться с Виталием Бутыриным. Там тоже было очень сложно, и он не мог устроить свою выставку, хотя уже получил много наград. Человек был просто на грани. То есть в те годы авторы, идущие своим путем и не вписывающиеся в официальную идеологию, как Бинде или Бутырин, находились в очень трудном положении.
А мы, возможно, от того, что были при газете и связаны с обкомом партии, просто учитывали конъюнктуру, делали безукоризненные с этой точки зрения выставки. Ведь перед открытием каждую выставку надо было показать комиссии, куда входила цензура из обл- или горлита. Проверялась прежде всего, конечно, высокая точка съемки или что-то подозрительное в смысле секретов или нестандартных ситуаций. Немыслимо было показать трагедию, катастрофу, пожары и, тем более, опубликовать такой снимок. Даже лежащего пьяного боже упаси: считалось, что только в Америке безработный может так лежать.
В общем, авторам, имеющим свой стиль, было нелегко. Но нет худа без добра: шло сопротивление, накопление материала.
Журнал «Советское фото» был единственным фотографическим, и публикации в нем тщательно сортировались. Но при этом, в те годы, журнал был демократичнее. Работники редакции обязательно выезжали на крупные межклубные вернисажи, например, в Ленинград, Севастополь. Потом появлялись достаточно большие материалы, где представлялось слово организаторам, авторам. Словом, редакция работала.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>