
Грязное лицо Индустрии
текст: Евгений Румянцев17.01.2008
Много ли знают о Челябинске жители европейской части страны? Скорее всего, кое-что в основном благодаря передаче «Наша Russia». Некоторые ещё вспомнят, что Челябинск где-то рядом с Карабашом, вечные проблемы которого набили уже всем оскомину на зубах. А особо грамотные всерьёз могут утверждать, что наш город расположен недалеко от Владивостока и засилье китайцев в Сибири и на Урале вызвано аварией на ПО «Маяк», а не общей демографической ситуацией. Другие, приезжая сюда, всегда спрашивают, где можно увидеть собак с двумя хвостами. В этом плане они, конечно, погорячились: собаки бегают у нас в большом и беспризорном количестве, но у каждой, как и положено, по единственному хвосту. Ну да ладно, дело не в этом.
Несмотря на парадоксальность выводов и суждений неместного населения, нужно признать, что негативный имидж появился не на пустом месте. По значимости экология является сейчас одним из приоритетных направлений политики городской и областной администраций. В связи с этим наша газета открывает рубрику, где мы попытаемся разобраться с наиболее характерными для Челябинска экологическими проблемами и выяснить, можно ли и как их исправить. Ну и для начала вспомним, что больше всего волнует самих горожан. Никто не станет отрицать, что это воздух, вода и общее санитарное состояние в городе. Ну а виновниками плохой экологии, разумеется, в первую очередь называют промыш-ленные предприятия.
Две стороны проблемы
Несмотря на то что большинство приезжих приходит в ужас от огромного количество заводов, всё равно родной город хочется защитить и чем-то похвалиться. Да, вид у города, за исключением Центрального района, урбанистический и индустриально неопрятный. Но удался Арбат, и город наш миллионник, да непростой, а с динамично развивающейся экономикой. Правда, экономические достижения лишь одна сторона медали. Обратная недостаточность утилизации отходов и вредных веществ. Если припомнить, в конце 90-х, когда производства находились в упадке, в городе дышалось свободнее и легче. Теперь с новым экономическим подъёмом жители производственных районов снова созерцают пылевые тучи.
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области наблюдает за тремя тысячами предприятий, из которых около двух с половиной тысяч эксплуатируют порядка шести тысяч опасных производственных объектов! Если быть ещё точнее, то 1645 предприятий области и города оказывают постоянное негативное воздействие на окружающую среду. Как уже было сказано выше, Челябинская область относится к регионам с существенными нарушениями условий окружающей среды. По данным статистической отчётности, наша область вообще занимает лидирующие позиции в России по объёмам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и накоплению вредных отходов. Как признают специалисты Ростехнадзора, наиболее острой и насущной проблемой остаётся отсутствие перерабатывающих производств и полигонов по приёму и обезвреживанию высокоопасных отходов.
Пыльный воздух наш удел?
Собственно, отсюда нужно либо уезжать, либо смириться. Достаточно вспомнить историю, когда по велению сталинской руки началась индустриализация Южного Урала. Затем Великая Отечественная война расставила последние акценты и сформировала лицо нашего города. Именно тогда появилось большинство работающих ныне заводов. Как следствие Челябинск превратился в крупный промышленный город. ЧЭМК, к примеру, фактически находится в центре города. Его выбросами «наслаждаются» и в Центральном, и в Калининском, и в Тракторозаводском районе. На Металлургический оказывает влияние ЧМК, а такие предприятия, как ЧГРЭС и ТЭЦ, дают до четверти всех атмосферных выбросов.
Сегодня мощно работают предприятия чёрной и цветной металлургии, которые, несмотря на строительство и закупку новых газоочистных сооружений, оказывают ощутимое влияние на окружающую среду. Специалисты связывают этот факт с климатом. Дескать, треть дней в году у нас наблюдается отсутствие ветра, в результате чего выбросы оседают в непосредственной близости от самих предприятий, то есть в городе.
Существует и другая немаловажная производственная проблема. Никто до сих пор толком не знает, сколько тонн парникового газа ежегодно производственники выбрасывают в атмосферу. Объясняется это тем, что в цивилизованном мире давно принято выделять шесть видов вредного газа, а у нас по старинке только два. Остальные вроде как невредные, хотя горожанам этого не объяснишь. Некоторые челябинцы оценивают работу служб, осуществляющих контроль за экологической безопасностью на предприятиях, как неудовлетворительную. Для таких ниже приведём цифры, а уж мнение каждый составит сам.
Итак, за 11 месяцев 2007 года инспекторским составом областного управления Ростехнадзора проведено более 15,5 тысячи обследований предприятий (на 8 процентов больше, чем за аналогичный период 2006 года). В ходе этих проверок выявлено более 134 тысяч нарушений! Соответственно, по фактам нарушения требований промыш-ленной, энергетической и экологической безопасности возбуждено 82 дела. Подвергнуты штрафным санкциям 3547 долж-ностных и юридических лиц на общую сумму порядка 11 миллионов рублей.
Можно сказать, что по сравнению с 2006 годом инспектора Ростехнадзора в области и городе активизировались, и всё же этих усилий недостаточно. Что такое даже для одного предприятия 11 миллионов рублей? Копейки. Но сам факт роста числа проверок предприятий по сравнению с прошлыми годами даёт повод для оптимизма.
Вода бывает вредной
Конечно, производственные предприятия способны отравлять не только воздух, но и воду, которая, даже если рыжая и воняет, всё равно источник жизни. Правда, не знаю, много ли нашлось героев, которые рискнули этим летом пить сырую воду из крана или купаться в городских водоёмах. Напомню, что это Первое, Второе озёра, Смолино, Шершнёвское водохранилище и река Миасс.
Как житель Тракторозаводского района, я давно забыл о купании и рыбалке в водах Первого озера, потому как это точно источник жизни, но только для всевозможных палочек и бактерий. Рядом с Миассом, и это не только моё наблюдение, без слёз тоже трудно находиться. Рад за центр города и новые красивые здания, но глаза всё равно разъедает и от запаха, и от вида знаменитой речки. Заметим, что Министерство по экологической и радиационной безопасности уже около 15 лет реализует экологические мероприятия по водоёмам, и в частности по реке Миасс. Однако в городской черте эта речка всё равно остаётся «умеренно-загрязнённой», а ближе к Курганской области и вовсе непригодной к использованию. С чем это связано? Не думаю, что с халатностью чиновников. Пусть лучше бюджетные деньги используются на социальные нужды. на экологию же никаких бюджетных средств попросту не хватит. И здесь мы опять можем вспомнить промыш-ленные предприятия или, как называют их в Водном кодексе, водопользователей.
Именно предприятия, использующие в своей деятельности водные ресурсы, обязаны содержать в порядке очистные сооружения, контролировать уровень вредных веществ, а также заключить с Министерством промышленности и природных ресурсов договор, на основании которого выплачивать определённую денежную сумму. На эти деньги вроде бы проводятся экологические мероприятия, но проверки пока свидетельствуют лишь о том, что требования экологов выполняются далеко не полностью. В основном это касается мероприятий, требующих больших финансовых вложений. И здесь, как ни странно, правонарушителями являются не крупные промышленники, а предприятия ЖКХ. Хотя нет, нисколько это не странно. Откуда и с чего у коммунальщиков появятся серьёзные денежные средства на решение экологических проблем? Доля стоков коммунальных предприятий от общего количества состав-ляет около половины на всех городских водоёмах, но исправлять последствия своей жизнедеятельности хозяйственники без посторонней помощи не в силах.
Автомобиль уже не роскошь
Впрочем, не стоит во всех бедах винить промышленников и ЖКХ. Мы и сами, как выясняется, не промах. С великим удивлением узнал от специалистов того же Ростехнадзора, что у нашего миллионного города выявилась новая экологическая проблема, которая связана с возросшим числом транспорта на дорогах. Половина от общего числа вредных выбросов приходится на автомобили. Причём наибольшее количество вредных выбросов автомобиль совершает не во время движения, а, скажем, находясь в пробке. Правда, специалисты-экологи считают, что эта ситуация поправимая. Они говорят об увеличении в городе числа новых зелёных насаждений (лишь бы не тополи). Есть и другой, более дорогой вариант улучшение качества и увеличение количества дорог. Тогда, возможно, пробок станет меньше. Правда, количество машин на наших дорогах, скорее всего, будет прогрессивно увеличиваться.
Другим бичом мегаполиса в последнее время стал строительный мусор. Это легко объяснимо нешуточными темпами строительства новых домов и зданий и недобросовестностью подрядчиков. Многие челябинцы, в особенности жители Северо-Запада, и возмущаются уплотнением застроек только по причине неблагоустроенности строительных площадок.
***
Такова общая картина. Она не очень утешительна, и всё же невольно начинаешь гордиться. Не-смотря на близкое соседство с заводами, грязный воздух и грязнкю воду, мы живём. С онкологическими заболеваниями и туберкулёзом, но всё-таки продолжаем. Пусть к нам везут на хранение вредные отходы со всего мира, пусть у нас опасный, очень близкий сосед ПО «Маяк», и пусть ведутся разговоры о целесообразности строительства атомной станции. Нам здесь жить, мы это знаем и уже не боимся. Единственное, о чём не следует забывать, что состояние экологии зависит не только от крупного предприятия чёрной или цветной металлургии, но и от отдельного индивида.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>