
Лекарство от хамства
текст: Наталья Фирсанова18.02.2008
Непобедимая привычка
Моя работа связана с постоянным общением с людьми. Честно скажу: часто приходится довольно жёстко осаживать клиентов, ставить их на место. А как же иначе? Каждый день в наше учреждение приходят толпы народа, всех надо быстро и чётко обслужить, чтобы не создавать длинных очередей. И при этом следить, чтобы документация, за которую я отвечаю, была в порядке. Если я с каждым посетителем начну миндальничать да угождать, это ж не работа будет, а сплошное собеседование.
Но вот люди (особенно пожилые) этого не понимают. Подходят к моему окошечку, задают бестолковые вопросы, переспрашивают, не понимают, что им в спину «дышит» очередь. Я, конечно, этого не терплю могу резко прикрикнуть на них. Но эти надоедливые граждане не унимаются. Ворчат: дескать, я занимаю не своё место.
А потом идут жаловаться руководству. Начальник меня для порядка вызывает «на ковёр»: «Александра Захаровна, ну что опять случилось? Я же вас в прошлый раз предупреждал». Да у меня этих предупреждений воз и маленькая тележка. И всё равно меня никто с работы не выгонит. Во-первых, за грубость не увольняют. А во-вторых, кто ж тогда работать будет? Молодёжь наши очень скромные заработки не привлекают. А мне бегать с места на место в поисках больших доходов поздно. У меня возраст критический предпенсионный. К тому же я своё дело знаю. Вот начальство мне иной раз хоть и попеняет за несдержанность, но увольняться не принуждает. Потому что я работник добросовестный, хоть доброжелательностью и не отличаюсь.
В нашем обществе вообще без хамства не проживёшь. Будешь деликатничать заклюют. А по мне лучшая защита нападение. У нас сейчас любят сравнения с заграницей. Дескать, там, на Западе, все люди улыбаются, ни от кого грубого слова не услышишь. Ну если б мы жили в таких условиях, как эти хвалёные иностранцы, имели большие квартиры и не боялись приближающейся пенсии, тоже бы, наверное, улыбались. А у нас что ни день, то стресс.
Бывает, выйдешь утром из дома в хорошем настроении, помёрзнешь на остановке, втиснешься в трамвай. Там тебе и сумку на голову поставят, и по ногам пройдутся только успевай отбиваться. В общем, на работу приезжаешь уже «заведённая». В обеденный перерыв пробежишься по магазинам там тоже кто-нибудь настроение испортит. Ну, конечно, продавцов и кассиров сейчас научили фальшиво улыбаться и здороваться со всеми подряд. А толку? Сервис-то совковый остался.
Вот недавно у меня утюг сломался. Я пошла в магазин бытовой техники там полно всяких утюгов и потребовала у продавца объяснить, чем они друг от друга отличаются. Он сначала где-то долго бродил. А потом «одарил» меня таким взглядом, будто я у него сто рублей в долг попросила, и заявил: «Откуда я знаю, что вам надо». Но, между прочим, в магазине он числится консультантом. Вот кого с работы гнать-то надо. Потому как своих должностных обязанностей он не выполняет.
Так что в нашей российской действительности хамство в любой форме неистребимо. По крайней мере при нашей жизни.
Александра Буравцова
Рецепт хорошего настроения
Очень часто у нас жалуются, что люди на улицах не улыбаются. Все ходят с хмурыми, недовольными лицами, а уж если наступишь кому-нибудь на «любимую мозоль», моментально выльют на тебя ушат отборной брани. А на кого, собственно, жалуемся? Да на самих себя. Лично я в последнее время перестала реагировать на такие «житейские мелочи», а если возникает проблема, не дающая покоя, стараюсь решить её мирным путём. Хотя раньше выходила из себя от малейшей грубости. На работу постоянно приходила взвинченная, злилась на весь мир и жаловалась лучшей подруге Марине. А она в ответ только улыбалась: «Да за что ж ты всех так ненавидишь? Подумаешь, уборщица тебе нахамила. А может, у неё дома какие-то проблемы вот она и сорвалась. Поверь, все люди по натуре хорошие». Я слушала рассуждения подруги, а сама думала: «Идеалистка».
Но однажды мы с Мариной ехали в автобусе. Неожиданно машина резко дёрнулась, и подруга случайно задела какую-то тётку. Как водится, пострадавшая тут же начала возмущаться, обозвала Марину «коровой» и приготовилась к обороне. И вдруг лицо моей подруги озарилось улыбкой: «Ой, извините! Я вам не причинила боли?» Тётка покраснела и залепетала: «Да нет, что вы. Просто автобус так трясёт»
Я тоже решила так же «поиграть» с пассажирами в общественном транспорте. Подходящий случай не заставил себя долго ждать. Я с трудом удерживалась на подножке переполненного трамвая, и тут на меня «наехала» дама в каракулевой шубе: «Сама влезла в трамвай, а меня не пускаешь специально. Ехать всем нужно». Своим занудным бормотанием она явно провоцировала меня на грубость. А я громко расхохоталась. «Каракулевая» озадаченно замолкла и, немного подумав, изрекла: «Прямо как дети». Базара не получилось.
Многих моих знакомых раздражает площадная брань, которая слышится на каждом шагу, нарочито громкие разговоры по мобильникам. Они тихо возмущаются, но почему-то боятся открыто выразить своё недовольство возмутителям спокойствия. Я вот, например, как-то ехала в трамвае, а рядом стояли мужики и матерились так, что резало ухо. Я вежливо попросила их об одолжении. И вы знаете, подействовало. Они даже извинились за несдержанность.
С сотрудниками современной сферы услуг (сколько бы их ни ругали) тоже можно найти общий язык. И для этого не надо устраивать никаких истерик. Однажды я зашла в небольшую кафешку. Народу было немного, однако мой заказ почему-то не торопились принести. Я ждала, но терпение имеет пределы, да и свободного времени у меня оставалось в обрез. Я решила немного ускорить процесс, подошла к стойке. Что вы думаете? Через минуту заказ уже стоял на столе. Оказалось, что в зале сидели руководители заведения. Они заметили моё недовольство, мгновенно переговорили с официантками, а потом принесли мне подарок от заведения с извинениями «за доставленные неудобства». Признаюсь, я получила моральное удовлетворение.
Теперь я на своём личном опыте убедилась, насколько права была моя подруга Марина. В самом деле, если человек доброжелателен, спокоен и уверен в себе, к нему очень сложно прицепиться.
Разумеется, нет общих рецептов борьбы с хамством. Тут всё зависит от конкретной ситуации. Но надо придумывать свои способы, фантазировать, и тогда всё получится.
Любовь Куликова
Вместо комментария. Учитесь держать паузу
В словаре Ушакова слово «хам» имеет два значения. До революции так называли людей, «принадлежащих к низшим классам и лишённых потому всякого человеческого достоинства». Переносный смысл этого слова «грубый, наглый и невоспитанный человек, готовый на подлости».
С хамством мы встречаемся повсюду: в транспорте и очередях, в ЖЭКах и магазинах, на почте и в других присутственных местах. Очень часто мы сами идём на поводу у самоуверенных нахалов, поддаёмся на провокацию стало быть, принимаем их правила игры. А в результате словесной перепалки нередко проигрываем (у «профессиональных» хамов опыта всё-таки куда больше) и выглядим смешно в глазах «зрителей» (пассажиров, очередников и так далее).
И всё же из накалённой или конфликтной ситуации можно выйти с достоинством. Во-первых, не уподобляться грубияну. В конце концов, его слабость или дурное воспитание не ваша проблема. В крайнем случае ему можно лишь посочувствовать. Во-вторых, не задираться. Наконец, не забывать о спасительном чувстве юмора. Это позволит увидеть абсурдность или комичность ситуации. Даже лёгкая ироническая улыбка срабатывает безотказно. Она выводит хама из себя он злится, поскольку чувствует, что смешон. И конечно, в любом случае нужно постараться сохранить чувство собственного достоинства.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>