Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Лекарство от хамства

Лекарство от хамства

текст: Наталья Фирсанова
18.02.2008

Непобедимая привычкаНепобедимая привычка

Моя работа связана с постоянным общением с людьми. Честно скажу: часто приходится довольно жёстко осаживать клиентов, ставить их на место. А как же иначе? Каждый день в наше учреждение приходят толпы народа, всех надо быстро и чётко обслужить, чтобы не создавать длинных очередей. И при этом следить, чтобы документация, за которую я отвечаю, была в порядке. Если я с каждым посетителем начну миндальничать да угождать, это ж не работа будет, а сплошное собеседование.

Но вот люди (особенно пожилые) этого не понимают. Подходят к моему окошечку, задают бестолковые вопросы, переспрашивают, не понимают, что им в спину «дышит» очередь. Я, конечно, этого не терплю могу резко прикрикнуть на них. Но эти надоедливые граждане не унимаются. Ворчат: дескать, я занимаю не своё место.

А потом идут жаловаться руководству. Начальник меня для порядка вызывает «на ковёр»: «Александра Захаровна, ну что опять случилось? Я же вас в прошлый раз предупреждал». Да у меня этих предупреждений воз и маленькая тележка. И всё равно меня никто с работы не выгонит. Во-первых, за грубость не увольняют. А во-вторых, кто ж тогда работать будет? Молодёжь наши очень скромные заработки не привлекают. А мне бегать с места на место в поисках больших доходов поздно. У меня возраст критический предпенсионный. К тому же я своё дело знаю. Вот начальство мне иной раз хоть и попеняет за несдержанность, но увольняться не принуждает. Потому что я работник добросовестный, хоть доброжелательностью и не отличаюсь.

В нашем обществе вообще без хамства не проживёшь. Будешь деликатничать заклюют. А по мне лучшая защита нападение. У нас сейчас любят сравнения с заграницей. Дескать, там, на Западе, все люди улыбаются, ни от кого грубого слова не услышишь. Ну если б мы жили в таких условиях, как эти хвалёные иностранцы, имели большие квартиры и не боялись приближающейся пенсии, тоже бы, наверное, улыбались. А у нас что ни день, то стресс.

Бывает, выйдешь утром из дома в хорошем настроении, помёрзнешь на остановке, втиснешься в трамвай. Там тебе и сумку на голову поставят, и по ногам пройдутся только успевай отбиваться. В общем, на работу приезжаешь уже «заведённая». В обеденный перерыв пробежишься по магазинам там тоже кто-нибудь настроение испортит. Ну, конечно, продавцов и кассиров сейчас научили фальшиво улыбаться и здороваться со всеми подряд. А толку? Сервис-то совковый остался.

Вот недавно у меня утюг сломался. Я пошла в магазин бытовой техники там полно всяких утюгов и потребовала у продавца объяснить, чем они друг от друга отличаются. Он сначала где-то долго бродил. А потом «одарил» меня таким взглядом, будто я у него сто рублей в долг попросила, и заявил: «Откуда я знаю, что вам надо». Но, между прочим, в магазине он числится консультантом. Вот кого с работы гнать-то надо. Потому как своих должностных обязанностей он не выполняет.

Так что в нашей российской действительности хамство в любой форме неистребимо. По крайней мере при нашей жизни.

Александра Буравцова

Рецепт хорошего настроения

Очень часто у нас жалуются, что люди на улицах не улыбаются. Все ходят с хмурыми, недовольными лицами, а уж если наступишь кому-нибудь на «любимую мозоль», моментально выльют на тебя ушат отборной брани. А на кого, собственно, жалуемся? Да на самих себя. Лично я в последнее время перестала реагировать на такие «житейские мелочи», а если возникает проблема, не дающая покоя, стараюсь решить её мирным путём. Хотя раньше выходила из себя от малейшей грубости. На работу постоянно приходила взвинченная, злилась на весь мир и жаловалась лучшей подруге Марине. А она в ответ только улыбалась: «Да за что ж ты всех так ненавидишь? Подумаешь, уборщица тебе нахамила. А может, у неё дома какие-то проблемы вот она и сорвалась. Поверь, все люди по натуре хорошие». Я слушала рассуждения подруги, а сама думала: «Идеалистка».

Но однажды мы с Мариной ехали в автобусе. Неожиданно машина резко дёрнулась, и подруга случайно задела какую-то тётку. Как водится, пострадавшая тут же начала возмущаться, обозвала Марину «коровой» и приготовилась к обороне. И вдруг лицо моей подруги озарилось улыбкой: «Ой, извините! Я вам не причинила боли?» Тётка покраснела и залепетала: «Да нет, что вы. Просто автобус так трясёт»

Я тоже решила так же «поиграть» с пассажирами в общественном транспорте. Подходящий случай не заставил себя долго ждать. Я с трудом удерживалась на подножке переполненного трамвая, и тут на меня «наехала» дама в каракулевой шубе: «Сама влезла в трамвай, а меня не пускаешь специально. Ехать всем нужно». Своим занудным бормотанием она явно провоцировала меня на грубость. А я громко расхохоталась. «Каракулевая» озадаченно замолкла и, немного подумав, изрекла: «Прямо как дети». Базара не получилось.

Многих моих знакомых раздражает площадная брань, которая слышится на каждом шагу, нарочито громкие разговоры по мобильникам. Они тихо возмущаются, но почему-то боятся открыто выразить своё недовольство возмутителям спокойствия. Я вот, например, как-то ехала в трамвае, а рядом стояли мужики и матерились так, что резало ухо. Я вежливо попросила их об одолжении. И вы знаете, подействовало. Они даже извинились за несдержанность.

С сотрудниками современной сферы услуг (сколько бы их ни ругали) тоже можно найти общий язык. И для этого не надо устраивать никаких истерик. Однажды я зашла в небольшую кафешку. Народу было немного, однако мой заказ почему-то не торопились принести. Я ждала, но терпение имеет пределы, да и свободного времени у меня оставалось в обрез. Я решила немного ускорить процесс, подошла к стойке. Что вы думаете? Через минуту заказ уже стоял на столе. Оказалось, что в зале сидели руководители заведения. Они заметили моё недовольство, мгновенно переговорили с официантками, а потом принесли мне подарок от заведения с извинениями «за доставленные неудобства». Признаюсь, я получила моральное удовлетворение.

Теперь я на своём личном опыте убедилась, насколько права была моя подруга Марина. В самом деле, если человек доброжелателен, спокоен и уверен в себе, к нему очень сложно прицепиться.

Разумеется, нет общих рецептов борьбы с хамством. Тут всё зависит от конкретной ситуации. Но надо придумывать свои способы, фантазировать, и тогда всё получится.

Любовь Куликова

Вместо комментария. Учитесь держать паузу

В словаре Ушакова слово «хам» имеет два значения. До революции так называли людей, «принадлежащих к низшим классам и лишённых потому всякого человеческого достоинства». Переносный смысл этого слова «грубый, наглый и невоспитанный человек, готовый на подлости».

С хамством мы встречаемся повсюду: в транспорте и очередях, в ЖЭКах и магазинах, на почте и в других присутственных местах. Очень часто мы сами идём на поводу у самоуверенных нахалов, поддаёмся на провокацию стало быть, принимаем их правила игры. А в результате словесной перепалки нередко проигрываем (у «профессиональных» хамов опыта всё-таки куда больше) и выглядим смешно в глазах «зрителей» (пассажиров, очередников и так далее).

И всё же из накалённой или конфликтной ситуации можно выйти с достоинством. Во-первых, не уподобляться грубияну. В конце концов, его слабость или дурное воспитание не ваша проблема. В крайнем случае ему можно лишь посочувствовать. Во-вторых, не задираться. Наконец, не забывать о спасительном чувстве юмора. Это позволит увидеть абсурдность или комичность ситуации. Даже лёгкая ироническая улыбка срабатывает безотказно. Она выводит хама из себя он злится, поскольку чувствует, что смешон. И конечно, в любом случае нужно постараться сохранить чувство собственного достоинства.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>