Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Кому нужны недоученные бакалавры

Кому нужны недоученные бакалавры

текст: Светлана Шлыкова
19.02.2008

«Вечерний Челябинск»Реформа высшей школы набирает ход. Всем известно, что в институтах теперь будут готовить и бакалавров, и магистров. Первые пройдут обучение по укороченной программе, вторые по расширенной. О плюсах подобной системы «Вечёрка» уже не раз сообщала. Сегодня давайте поговорим о минусах. Тем более что в последнее время всё чаще стала слышна критика в адрес «революционных» действий, предпринимаемых в сфере образования.

Оковы для образования

Ректор одного из челябинских вузов поделился с журналистом «Вечернего Челябинска» своими размышлениями по поводу шагов, которые предпринимаются в надежде повысить конкурентоспособность российского образования.

Наша страна всегда славилась своим образованием и учёными, отметил специалист, проработавший в данной сфере более двадцати лет (его фамилию редакция решила не называть). В настоящее время именно от них зависит судьба нашей страны. С одной стороны, она может стать бесправным сырьевым придатком развитых стран. С другой великой державой. В Министерстве науки и образования это прекрасно понимают и пытаются принимать решения, направленные на повышение конкурентоспособности нашего образования. В частности, высшего. Однако, как мне кажется, получается в соответствии с крылатой фразой нашего классика управления: «Хотели как лучше получилось как всегда». Мы планомерно входим в Болонский процесс, но вместо того чтобы взять за основу хорошие принципы, пытаемся навязать никому не нужные оковы на образование. Наши вузы традиционно готовили специалистов для народного хозяйства, науки, образования. Все жаловались и жалуются сейчас, что эти специалисты плохо подготовлены для практической работы, их приходится доучивать. И вот вместо того, чтобы повысить качество обучения, нас заставляют готовить бакалавров. А что такое бакалавр? Это недоученный специалист, недополучивший теоретические и практические знания для работы. Я уже слышу возражение, что эти знания он должен получить в магистратуре. Но скажите, многие ли из существующих вузов смогут открыть магистратуру? И какой процент бакалавров сможет поступить туда? А куда податься остальным россиянам, получившим высшее образование, но так и не ставшим специалистами в избранной специальности? Каким работодателям они нужны?

Массовое «производство»

Этот монолог показался «Вечёрке» любопытным. Мы попытались выяснить, что по этому поводу думают представители других вузов.

Согласен, раньше у нас была отлаженная система подготовки специалистов, которые после адаптации в трудовом коллективе были в принципе готовы к работе, говорит директор Челябинского филиала Университета Российской академии образования Виктор Усов, которого мы попросили прокомментировать ситуацию. Лучшие из выпускников вузов поступали в аспирантуру и, так сказать, поштучно готовились для науки и ВИП-работы. А теперь нельзя исключать вариант, что мы начнём массово готовить неспециалистов. При этом не существует никакой системы для их дальнейшей «доводки». И если крупнейшие компании смогут организовать свои учебные заведения для подготовки необходимых им специалистов, то мелкий бизнес будет довольствоваться бакалаврами, которые вряд ли смогут вывести предприятие на уровень мировых стандартов.

Разговор о минусах реформы высшей школы, в частности о том, нужны ли обществу бакалавры, сейчас ведётся только потому, что мы пока точно не знаем, насколько такие специалисты будут востребованы, это мнение Татьяны Богдановой, проректора по информационно-аналитическому обеспечению деятельности Южно-Уральского профессионального института. Если работодателя будет устраивать выпускник с таким дипломом, если работодатель посчитает, что бакалавр имеет необходимую компетенцию для выполнения своих обязанностей, проблем не возникнет. В соответствии с действующим федеральным законодательством бакалавр, безусловно, человек с высшим профессиональным образованием. Но степень бакалавра по-прежнему остаётся малопонятной для студента и не воспринимается как полноценное высшее образование, позволяющее получить желаемую работу. Для того чтобы бакалавриат стал полноценным высшим образованием, необходимо широкое нормативное обеспечение на федеральном уровне и мощная информационная поддержка его внедрения. Во-первых, чтобы переход на двухуровневую систему не стал пустой формальностью, в ближайшее время вводятся в действие новые государственные образовательные стандарты третьего поколения, которые и определят полный набор знаний, умений, навыков, которыми должен обладать выпускник, освоивший именно эту программу. Во-вторых, необходим обновлённый квалификационный перечень должностей, которые могут замещаться бакалаврами, получившими высшее образование по новой для России системе.

Как бы там ни было, споры окончены. Закон принят. И сторонники, и противники перевода на многоуровневую систему высшего образования начинают осуществлять переход в реальной жизни. При этом вузовские работники уверены, что жизнь всё-таки введёт необходимые коррективы и определит степень жизнеспособности новой системы.

(Многие преподаватели вузов при этом не считают, что специалист с дипломом бакалавриата окажется более ущербным, нежели сегодняшний выпускник коммерческих отделений. Как известно, высшее образование за деньги теперь доступно любому. Но это уже повод для другого разговора.)

Лицензия на прошлое

Однако вернёмся к монологу ректора, который побывал в «Вечёрке».

Сейчас уже практически всем стало понятно, что большинство вузов готовят совсем не тех специалистов, которые нужны работодателям, говорит он. Выпускают гуманитариев, управленцев, юристов, экономистов, а нужны инженеры, конструкторы, эксплуатационщики. Спросите, почему мы продолжаем упорно массово готовить никому не нужных выпускников? Да потому что сумели когда-то пролицензировать именно эти специальности и получить аккредитацию. Открыть новую нужную специальность огромная проблема, прежде всего для негосударственного вуза. В этом случае аккредитацию можно пройти только после первого выпуска, то есть через пять лет. А как набирать студентов все эти годы, если вуз не может гарантировать диплом государственного образца? И будет ли по-прежнему востребована открываемая специальность через пять лет? Эти вопросы остаются без ответа.

Так ли уж сильно эти проблемы волнуют руководителей негосударственных учебных заведений? После небольшого опроса выяснилось, что да. Более того, представители частных вузов пожаловались и на другие проблемы.

Дело в том, что многие такие институты и университеты сейчас стали составлять серьёзную конкуренцию государственным вузам. Но честной конкуренции почему-то не получается. Государственные вузы получают государственную дотацию, заказы на подготовку специалистов, имеют возможность учить часть студентов бесплатно да ещё и выдавать им стипендию, обеспечивать практически бесплатными общежитиями и тому подобное. Им распределяются гранты на развитие науки, инновационных и социальных процессов. А негосударственным в лучшем случае достаются крохи с барского стола. В качестве примера опрошенные «Вечёркой» привели «Потанинский фонд». Он, хотя сам и частный, распределяет стипендии почему-то только среди государственных вузов. Что уж говорить про государственную поддержку!

Тем не менее из-за низкой эффективности государственного управления многие частные вузы по-прежнему неплохо конкурируют с государственными. И тут, по мнению моих респондентов, государство начинает вести регулирование с помощью лицензирования, аттестации и аккредитации. Все знают, что практически ни один вуз России не в состоянии обеспечить требования лицензирования, а это значит, что чиновники могут по своему усмотрению «казнить или миловать». Поэтому вузы, вместо того чтобы планомерно заниматься работой по совершенствованию учебного процесса и укреплению своей материальной базы, должны судорожно готовить фиктивные справки под лицензионные требования и финансовые ресурсы для ублажения проверяющих

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>