Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Разговор с небесами

Разговор с небесами

текст: Алла Скрипова
20.02.2008

«Вечерний Челябинск»Садясь в кресло самолёта, мы делаем последний звонок и привычно выключаем мобильник. Все знают: во время взлёта и посадки на борту запрещено использовать электронную технику. Однако уже в ближайшее время эта ситуация кардинально изменится. Пассажиры больше не будут привязаны к земле и смогут поболтать по мобильнику на высоте в несколько тысяч километров. Сразу два российских сотовых кита заключили роуминговое соглашение с бортовым оператором OnAir. Это единственная в мире компания, которая начала «телефонизировать» лайнеры.

Летальная связь

Когда сотовая связь только начинала победное шествие по планете, никто не запрещал разговоров на борту самолётов. О возможном влиянии мобильных телефонов на электронную начинку самолётов не задумывались. Да и самих аппаратов тогда было мало. Впервые пользование телефонами в самолётах запретили в 1991 году. Федеральная комиссия по связи США (FCC) заявила о возможном воздействии работающих мобильных телефонов на навигационные системы самолёта. Но никаких убедительных фактов не привела. Поэтому в некоторых странах запрет действовал, а в других его игнорировали.

Час икс настал 10 января 2000 года. В этот день случилась авиакатастрофа, резко изменившая отношение властей разных государств к электронным игрушкам. Неподалёку от аэропорта Цюриха произошло крушение самолёта Saab 340 (рейс LX 498 компании Crossair), в результате которой погибли 10 пассажиров и все члены экипажа. После расшифровки чёрных ящиков последовало сенсационное заявление: мол, перед катастрофой один из пассажиров получил SMS, а потом начал разговор по телефону, спровоцировавший сбой в системе управления самолётом. Экипаж не сумел выправить ситуацию. В итоге подавляющее большинство стран присоединились к запрету на включённые мобильники, по крайней мере на время взлёта и посадки (в российских авиакомпаниях не разрешают пользоваться телефонами на протяжении всего полёта).

Впрочем, вольных и случайных нарушителей хватало во все времена. По данным американских исследователей, в среднем один четыре пассажира вопреки запрету совершают звонки во время взлёта и посадки самолётов. Кроме того, примерно один процент пассажиров оставляет свои мобильники включёнными в кармане, а то и в сданном багаже. Если учесть, что только в США ежедневно в воздух поднимаются два миллиона человек, то складывается любопытная картина: 20 тысяч сотовых телефонов летают включёнными, но такого количества сбоев в системах наземной связи и бортового оборудования не фиксируется.

Новая фишка авиакомпаний

Первооткрывателем новой телефонной эпохи стремится стать компания OnAir. Она основана в 2005 году. Летом 2006 года получила одобрение Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) на комплектование лайнеров системой OnAir, позволяющей использовать на борту мобильные устройства в стандарте GSM. Причём делать это можно на протяжении всего полёта после взлёта и до посадки, не создавая помех в работе систем навигации. В салоне самолёта устанавливают базовую станцию, которая через спутник связывает пассажиров с наземными сетями.

Пока услуги сотовой связи на борту своего самолёта оказывает только Air France.

Авиакомпания начала шестимесячное тестирование этой возможности в декабре прошлого года, сообщил представитель OnAir в интервью газете «Коммерсантъ». Сейчас возможность предоставления сотовой связи тестируется на рейсах авиакомпаний BMI (Великобритания), TAP (Португалия), Royal Jordanian (Иордания), Ryanair (Ирландия), Air Asia (Малайзия), Shenzhen Airlines (Китай) и Kingfisher Airlines (Индия).

Уже в первом полугодии установить систему OnAir на 25 самолётах планирует Ryanair. Кроме того, аналогичные проекты запускает American Airlines, оснащающая системой AirCell сразу 15 Boeing-767-200. О планах запустить собственные системы Интернета и электронной почты для пассажиров объявили американская JetBlue, австралийская Qantas и немецкая Lufthansa. Предлагая новую услугу, авиакомпании надеются привлечь клиентов с более высоким статусом и доходами. Ведь именно они не будут экономить на разговорах в полёте.

Отечественные авиакомпании в целом одобряют новую тенденцию. «Оказание услуг сотовой связи в самолётах становится все более востребованным, и многие российские авиакомпании хотят сделать такой сервис доступным для пассажиров», отметила руководитель пресс-службы компании «Аэрофлот» Ирина Данненберг. Но ничего конкретного о планах национального перевозчика сообщать не стала.

А есть ли спрос?

По данным исследований Pradate Passenger Survey, 96 процентов бизнес-пассажиров и 89 процентов туристов берут с собой мобильный телефон и жаждут оставаться на связи в течение дня. Более 70 процентов деловых людей, вынужденных часто перемещаться, заявили о готовности использовать сервисы по передаче данных и совершать звонки в полётах средней и большой дальности. К тому же в бизнес-среде зреет мнение, что невозможность использования мобильников в воздухе наносит серьёзный урон деловой активности. Особенно это касается ситуации с трансконтинентальными рейсами, когда предприниматели (в том числе владельцы и топ-менеджеры мировых компаний) выпадают из привычного круга общения на целых 8-12 часов.

В то же время российские эксперты сдержанно оценивают перспективы сотовой связи на борту самолётов. Ведь речь идёт только о полётах за рубеж.

Роуминговые партнёрства с бортовыми операторами могут принести дополнительный доход отечественным сотовым операторам в размере одного процента выручки, считает старший аналитик Альфа-Банка Иван Шувалов. Если учесть, что не более четверти россиян выезжают за пределы России, то эта услуга скорее могла бы иметь успех на внутренних рейсах.

Зато оптимистично настроен аналитик ИК «Финам» Алексей Аверков: «В Россию летают большинство авиакомпаний, с которыми сотрудничает OnAir: Air France, BMI, Royal Jordanian и Ryanair. Объём их пассажироперевозок туда и обратно можно оценить примерно в 300 тысяч пассажиров в год. Среди них клиентов МТС и «ВымпелКома» около 120 тысяч человек. За их счёт потенциальная выручка МТС и «ВымпелКома» может составить 10-12 миллионов долларов в год».

Пробный шар сотовиков

Представители МТС и «ВымпелКома» (именно эти компании заключили роуминговое соглашение с бортовым оператором OnAir) пока сдержанно комментируют новое предложение.

Соглашение с OnAir «ВымпелКом» заключил в октябре прошлого года. С тех пор абонентам «Билайна» стала доступна связь в воздухе на самолёте Airbus 318 авиакомпании Air France, рассказывает директор челябинского филиала ОАО «ВымпелКом» Светлана Галиллеева. У нас уже есть абоненты, которые воспользовались возможностью пообщаться со своими родными, близкими и коллегами в воздухе. Пока на бортах самолётов доступно общение только с помощью SMS и GPRS. Однако в скором времени станет возможно и голосовое. В настоящее время для нас это имиджевая услуга. Точно подсчитать её коммерческую привлекательность достаточно сложно. Мы смотрим, анализируем. Тем не менее это отличный задел на будущее.

Светлана Галиллеева высказала надежду, что в будущем эта услуга из разряда имиджевых перейдёт в коммерческую, в том числе и на уральской земле.

Соглашение с бортовым оператором OnAir это первый, пилотный проект по обеспечению связи во время полёта, уточняет директор филиала ОАО «МТС» в Челябинске Вячеслав Бежин. Мы стремимся к тому, чтобы связь МТС стала доступна абонентам на большем числе рейсов. В настоящее время ведутся переговоры с целым рядом авиакомпаний, в том числе обеспечивающих внутренние перелёты. Планируем, что в будущем абоненты МТС смогут оставаться на связи и во время авиапутешествий по России.

Абоненты третьего по количеству абонентов сотового оператора «Мегафон» также смогут пользоваться телефоном в самолёте с весны этого года, добавляет пресс-секретарь Северо-Западного филиала ОАО «Мегафон» Мария Георгиевская. «В прошлом году наша компания заключила соглашение с бортовым оператором, название которого пока не разглашается, говорит она. Такое сотрудничество проходит в рамках обычного роумингового соглашения между операторами».

Так что челябинские абоненты «большой тройки», отправляющиеся за границу, уже этим летом смогут использовать функции своих телефонов по полной программе. Абонентам не понадобится никакое дополнительное оборудование. Звонить в полёте они будут прямо со своего мобильника. Главное, предупреждают специалисты сотовых компаний, чтобы был подключён международный роуминг.

Примерные цены для абонентов «ВымпелКома»

отправка SMS из самолёта обойдётся в 15 руб., услуги передачи данных по GPRS 25 руб. за 50 Кб.
За вызов в России с борта самолёта абонент МТС заплатит 79 руб.,
за SMS 11 руб.,
за использование GPRS-интернета 21 руб. за 50Кб.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>