Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Правила Cергея  Гармаша

Правила Cергея Гармаша

текст: Валерия Хващевская
05.03.2008

«Вечерний Челябинск»Интервью с Сергеем Гармашем мы наметили за несколько дней до его отъезда в США. Сергей Леонидович летел на церемонию вручения «Оскара». Наверное, он первый актёр за всю историю нашего кинематографа, который принимал участие сразу в трёх фильмах, номинированных на престижную мировую кинопремию. В картине Никиты Михалкова «12» он сыграл одну из главных ролей, в киноленте польского режиссёра Анджея Вайды «Катынь» роль второго плана (офицер НКВД) и в номинации «Лучший анимационный фильм» в работе ярославского художника-мультипликатора Александра Петрова «Моя любовь» озвучивал конюха Степана. С разговора об этом и началось наше интервью с выдающимся актёром.

Сергей Леонидович, поздравляю вас с удачей: три фильма, в которых вы принимали участие, номинированы на «Оскар»
Конечно, это можно назвать удачей. Но уникальности в этом никакой нет. Ведь не один российский фильм претендовал на «Оскар». И я не единственный российский актёр, который снимается за границей. Серёжа Маковецкий снимался у голландского режиссёра Йоса Стеллинга в фильме «Душка», который тоже претендовал на участие в церемонии вручения «Оскара». Ксения Раппорт снималась в итальянской картине, которая потом попала в топ-лист фильмов церемонии. Так что у меня это счастливое стечение обстоятельств и везение. На моём месте могли бы оказаться много актёров, которые на самом деле часто принимают участие в зарубежных проектах.

Анджей Вайда называет вас одним из своих любимых актёров. В одном интервью он, кажется, даже сказал, что боялся, что вы не согласитесь играть в «Катыни»
Где вы прочитали, что он боялся? Нет, я предполагаю, что слова Вайды немного искажены. Я не думаю, что он боялся. Дело в том, что, когда он здесь ставил спектакль «Бесы», в котором я играю, он сказал мне, что скоро будет снимать фильм «Катынь» и пригласит меня. Но не сказал, какая у меня будет роль. Может, ему было неловко, что роль у меня там будет совсем небольшая. Я был счастлив, когда он снова, спустя почти три года, позвонил. Я уже забыл про это и думать решил, что-то изменилось, как часто это бывает Это часть нашей профессии когда тебе отказывают, а ты на что-то надеешься, и к этому надо относиться нормально. Отказ не должен делать артиста слабее или приводить его в какое-то плохое состояние. К отказу надо относиться так же, как и к тому, что тебя утверждают. Чтобы выигрывать, нужно научиться проигрывать.

Как вы думаете, фильм покажут в России?
Насколько я знаю, он в марте выйдет в прокат.

Вам ради съёмок в этом фильме приходилось изучать какие-то исторические материалы?
Нет. Не было в этом необходимости. Вы знаете, я играл русского офицера НКВД, читал об этом очень много. И потом, там не было такой ситуации, чтобы для этого нужно было копаться в архивах. Роль, придуманная Анджеем, состоит из судеб двух реальных людей. Это две маленькие реальные истории, которые рассказал мне Вайда. И объяснил, почему он хочет соединить эти двух людей, и всё показал. Он режиссёр, который перед спектаклем или кино ведёт с актёром глубокую подготовительную работу, правильно и точно настраивает артиста на то, что ему нужно сделать. Очень важно, когда режиссёр может не просто объяснить, что ему от тебя нужно, а сделать это так, чтобы ты почувствовал, будто тебе самому именно этого и хотелось.

Роли и жертвы

Какую роль труднее играть маленькую или большую?
Вы знаете, если говорить об этом достаточно серьёзно и подробно, то, наверное, всё-таки маленькую роль сыграть труднее. Ну хотя бы по той причине, что метраж, который тебе отведён, это всё, что у тебя есть. И ты должен не то чтобы блеснуть, но сделать это, по крайней мере, заметным моментом. А отведена тебе на это всего одна сцена. Например, я играл в сериале «Брежнев», и у меня был персонаж, который прорывается на дачу к Брежневу каким-то невероятным чудом (это исторический факт) и рассказывает о своём прошении, а потом умирает от сердечного приступа. Понимаете, у меня всего одна сцена. И я должен не только подтвердить свою квалификацию, но и как-то заразить зрителя Другое дело, когда в большой роли у тебя, например, десять сцен. Если из них три или четыре получится, уже хорошо. И то, что не получилось, можно прикрыть тем, что получилось. Так что с этой точки зрения, безусловно, маленькая роль сложнее. Легче она только с производственной стороны ты на неё потратишь меньше времени. А что касается того, какие роли я больше люблю Я одинаково отношусь и к маленьким, и к большим ролям. Это разнообразие нашей профессии. Если бы я играл только длинные роли, то уже было бы скучно. Вы знаете, я вот десять лет в театре «Современник» играю в спектакле «Вишнёвый сад». И если бы Галина Волчек разрешила мне, например, прекратить играть роль Лопахина, потому что возраст подсказывает, что надо как-то завязывать, то я бы с удовольствием сыграл небольшую роль Епиходова.

Я знаю, что у вас были съёмки в Крыму у Фёдора Бондарчука в новом фильме «Обитаемый остров». Как вам работалось с ним? Приходилось чем-то жертвовать? Я слышала, что некоторые актёры с «ирокезом» ходили по нескольку месяцев, другие стриглись налысо
Что значит жертвовать? Да, есть такая расхожая фраза: жертвовать ради чего-то. Но это же часть профессии! Вы скажите какому-нибудь молодому артисту: «Знаешь, тебя Павел Чухрай хочет утвердить на главную роль в своей новой картине, но тебе придётся пожертвовать волосами». Уверяю, он ответит, что готов кусок пальца отдать ради этого! И если артисту нравится роль и он верит режиссёру, то он должен сделать всё, о чём его просят. У меня было такое: я брил три месяца голову в «Своих». Но в «Обитаемом острове» мне ни с чем таким сталкиваться не пришлось. Да, Миша Евланов больше трёх месяцев проходил с «ирокезом» на голове Работалось с Бондарчуком мне хорошо. Я до этого встречался с ним исключительно как с артистом. Мы снимаемся с ним очень давно и в картине «Сталинград», и в картине «Бесы», в той же картине «Свои». Федя мой товарищ и друг, и я его очень люблю как артиста. А как с режиссёром мы встретились впервые. Вы знаете, он меня очень сильно удивил своей мобилизацией, готовностью к съёмке, и это самое главное. И так важно, когда режиссёр придумывает что-то не на площадке, а когда он не спит ночью и готов заранее к съёмочному дню. И я бы ещё добавил Всё лучшее, что он мог взять у папы, он точно взял!

Я слышала, что вам предлагали поставить на сцене «Современника» спектакль
Это слухи. О слухах я в серьёзных интервью не рассуждаю. Я не режиссёр, я артист. Может, у меня и есть какие-то режиссёрские фантазии или мечты, но не более того.

Духовный тыл

Вы с женой оба актёры. Говорят, что люди одной профессии трудно уживаются вместе
Я знаю много семейных пар, которые долгие годы счастливо живут в подобном браке: Инна Чурикова и Глеб Панфилов, Олег Янковский и Людмила Зорина, Светлана Дружинина и Анатолий Мукасей Огромное количество людей в искусстве, которые проживают счастливую жизнь. Для того чтобы она была счастливой, не нужно профессию смешивать с семейной жизнью. Мы с женой Инной учились на одном курсе, вместе пришли работать в один театр. А если, так сказать, пытаться заниматься семейным подрядом вот это и приводит к разладу. Я не представляю семейного подряда в искусстве. Панфилов и Чурикова это не семейный подряд, это исключение из правил. Счастливое и талантливое, но много таких исключений не бывает. Мы с Инной не исключение. Она способна понять, что у неё не так счастливо, как у меня, актёрская судьба сложилась. И она очень правильно к этому относится. Я понимаю, что без неё не сделал бы того, что сделал. Потому что она первый критик, моя первая инстанция при моём выборе, она мой первый советчик, мой тыл. При моём сумасшедшем образе жизни она всегда была моим тылом, и в первую очередь духовным, а во вторую бытовым. И поэтому важно правильно к этому относиться. Количество людей несчастливых и счастливых, которые занимаются одной и той же профессией не важно, актёрской ли, режиссёрской ли, будь они музыканты или инженеры, так вот, количество счастливых поровну! Я глубоко убеждён, что добра и зла на земле одинаковое количество, в равных пропорциях. Ровно так же, как плохих и хороших людей.

Воспитание любви

У вас подрастает двое детей. Есть ли какая-то разница в воспитании старшей дочери Даши и сына Вани?
Знаете, моему сыну всего полтора года, и он сейчас делает свои первые шаги. Он ещё только пытается произносить первые слова на своём тарабарском языке. Говорит он много. Конечно, уже виден его характер. У меня нет рецептов воспитания. Я никогда не настаивал на том, чтобы моя дочь посещала какие-то курсы, она не особенно и стремилась. Она не занималась ни музыкой, ни рисованием, ни танцами, ни пением. Единственное, что я делал, заставлял её читать. Моё глубокое убеждение в ребёнке нужно воспитывать настоящую, неподдельную любовь к своим родителям, к своей семье, чего сейчас, в сегодняшнем обществе, действительно не хватает. Я совсем не жалею об ушедшем времени. В нём было много несправедливого и тяжёлого, что мы до сих пор расхлёбываем, но и сейчас есть упущенные моменты. Мы начинаем жить в государстве с новой экономической формацией, политикой, культурой, и в связи с этим многое меняется. Но, к сожалению, до сих пор не проведена никакая более или менее грамотная школьная реформа. Появился компьютер, Интернет, и в связи с этим реформа должна бы быть глобальной. То, что реформы никакой не проведено, это катастрофа! Я считаю, что нынешнее поколение выпускников к тридцати годам (к сожалению, потому, что их жизнь совпала с таким периодом) окажется в глобальной нравственной депрессии. Когда люди не будут знать, что сказать своим детям, и не будут знать, чем жить. Вот посмотрите: наша молодёжь не читает, смотрит определённое кино и передачи. И телевидение этому состоянию способствует. Я считаю, что молодёжь к будущему нужно готовить с первого класса. Поэтому, возвращаясь к воспитанию, я, как Даше, буду прививать Ване любовь к чтению, потому что на сегодняшний день лучше всего жизненному опыту и становлению личности помогает русская литература: произведения Пушкина, Достоевского, Чехова, Толстого, Бунина. Наша литература одна на весь мир! Она уникальна. Я вот жалею, что не выучил иностранный язык в молодости. Сейчас это даётся с трудом. Теперь мне нужно бросить всё и заниматься только этим. Но я же не могу себе это позволить. Хотя, если честно, в своё время у меня просто не хватило на это мозгов.

Вы самокритичный человек!
А кто меня ещё будет критиковать?! В первую очередь нужно критиковать самого себя тогда тебя меньше будут критиковать другие. Известность нас лучше не делает она делает только хуже! Нужно бороться с самим собой, чтобы не стать окончательно плохим. И иногда себя приходится возвращать в состояние, когда ты никому не был известен

О счастье

Вы в одном интервью сказали, что недостаточно времени уделяете семье
Семья меня понимает. Это просто такая жизнь. Я всё время думаю о том, что физики должны вот-вот доказать, что время стало двигаться быстрее. Время это самая загадочная из величин. Вот раньше ты едешь на машине и тебе, чтобы позвонить, нужно было остановиться, выйти на улицу, найти «двушку», а потом и автомат. Теперь тебе достаточно опустить руку в карман и нажать на кнопку. Но времени больше от этого не становится, заметьте! Жизнь идёт всё быстрее и быстрее. Поэтому моя семья меня понимает Я считаю себя плохим папой. Очень бы хотел гораздо больше времени уделять своей жене Инне и детям, но такова жизнь. Иногда, в какой-то момент, хотелось бы и работать меньше Но не всегда получается.

В юности вы хотели поступать в мореходное училище. Мечты о море остались?
Да. Если бы, например, я взял и несказанно разбогател выиграл бы в лотерею 19 миллионов евро, как какой-то немец недавно, то купил бы яхту, бросил театр, взял всю свою семью и проплыл по маршруту книги «Дети капитана Гранта».

Вы считаете себя счастливым человеком?
В моей профессии очень много несправедливости. И я даю вам слово, что в Брянске, Нижнем Тагиле, Ярославле, Липецке есть огромное количество артистов в театрах, в которые, к сожалению, не набирается порой вечером более 60 человек, артистов, которые могли бы сниматься в кино, телепроектах, работать в московских театрах с гораздо большим успехом, чем многие из тех, кого мы знаем, в том числе и ваш покорный слуга. Поэтому, когда ты имеешь то, что имеешь, нужно относиться к этому честно. Мне очень повезло! Я не жалуюсь на свою жизнь. Я люблю свою работу, семью, люблю свой театр. Конечно же, я счастлив!

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>