Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Татьяна Зайцева: «В саксофон влюбилась сразу»

Татьяна Зайцева: «В саксофон влюбилась сразу»

текст: Татьяна Марьина
13.03.2008

«Вечерний Челябинск»В своё время Таня Зайцева удивила многих. На втором курсе музыкального училища примерная студентка-пианистка увлеклась саксофоном. Повод случайный интервью ректора училища, в котором прозвучала информация: каждый студент имеет право выбрать второй инструмент. Зато последствия оказались серьёзными. Татьяна выбрала саксофон и поступила на духовое отделение.

Внутренний камертон

Бросить рояль, начать всё сначала, с азов... А если бы не получилось?
Я об этом не думала. Заниматься приходилось часами, но в эйфории усталости не чувствуешь. Когда что-то или кто-то нравится, возникает положительный эмоциональный фон. Как будто обретаешь огромные розовые очки и они дают несомненную силу. Ты окрылён, ты знаешь, что это твоё, и ощущаешь результат. Это огромное счастье.

Многие воспринимают саксофон как джазовый инструмент.
Тем не менее он начал развиваться как академический. Его включали в состав симфонического оркестра Берлиоз, Сен-Санс. В том же ХIХ веке саксофон попал за океан и в условиях негритянской, афро-американской культуры стал развиваться как джазовый. Теперь это универсальный инструмент.

Вы играете джаз?
Пользуюсь некоторыми приёмами и много слушаю. Джаз это целый мир... В ХХ веке написано столько музыки для саксофона как академического инструмента! Конечно, не сравнить с наследием Баха или Моцарта. Но я очень люблю музыку, которую играю. И всегда говорю: «Мой любимый ХХ век». Здесь нет ссылок на классиков. Поэтому возникает ощущение, что творить можно бесконечно.

Современная музыка сложна для восприятия. Но ваши программы проходят с блеском.
Всё идёт от моего преподавателя в консерватории Игоря Паращука. Очень известный исполнитель. Он много гастролирует, прекрасно импровизирует, играет авангард. Ему подвластно всё. Вначале я ведь поступила в челябинскую академию. Но когда узнала, что в Екатеринбурге есть Паращук, сразу же поехала к нему поступать в консерваторию. Хотелось подольше побыть с ним, послушать, как он играет. Поэтому после консерватории осталась в аспирантуре. Среда и атмосфера творят многое. Когда слушаешь много разных исполнителей, записей, привезённых из Москвы, Европы, то начинаешь сравнивать, менять эталон звучания, который есть внутри. Так происходит рост. Когда представляешь, каким в идеале должен быть звук, то организм идёт навстречу, физические ощущения подстраиваются.

На витрине не увидишь

Качество инструмента имеет значение?
Когда у меня появился новый саксофон, Паращук сразу сказал: «Таня, какой бы первоклассный ни был инструмент, сам он не играет. Звучит то, что ты в него вкладываешь». Думаю, так и есть. Слушатель воспринимает не столько красоту тембра, сколько энергетику, которая через тембр идёт в зал. Личность доминирует в жизни над всем.

Вы довольны своим инструментом?
Мне повезло. Много лет назад мамин брат помог заказать во Франции профессиональный инструмент Selmer. Очень его люблю. Кстати, многие джазовые и академические исполнители предпочитают именно эту марку. Сейчас проще. Можно поехать в Москву и купить инструмент. Правда, на витрине хорошие инструменты не лежат, потому что дорого стоят. Но заказать можно любой.

Идеальный звук понятие субъективное. Он зависит от настроения?
Музыкальной информации идёт очень много. Играю сама, занимаюсь с учениками, погружаясь в их произведения, задачи. Ведь каждый ученик приходит со своим звуком, который только формируется. Иногда понимаешь, что «внутренний камертон» надо восстановить, подчистить. Когда чувствую, что мне нужен чистый звук, чтобы легче внутри его услышать и воспроизводить, я всё откладываю и слушаю музыку. Своих студентов я люблю. И в то же время понимаю, что как педагог я должна им отдавать всё: время, силы, звук. Стараюсь, конечно. Но это так сложно. В исполнительской деятельности результат приходит гораздо быстрее. Я сама с собой договариваюсь, знаю, как лучше. Так же, как в семье. Попробуй-ка договориться, сделать так, чтобы тебя услышали... Это всегда сложнее.

Когда родители музыканты, сложно отстаивать своё мнение...
Сноска на родителей существует всегда. Я понимаю и уважаю их активность, профессионализм. Главное, что они мне доверяют. Благодаря этому я получила самостоятельную нотку. Им некогда было меня воспитывать. Никто со мной не сидел, не разжёвывал, музыкой не занимался. Родители давали ценные указания. Если что-то недоработано, спрашивали жёстко: «Так, в чём дело?» По сути это не воспитание, а процесс общения с ребёнком как со взрослым человеком.

А вы не пробовали петь?
У меня был такой порыв, но мама плавно ушла от темы. Я поняла, что настаивать нет смысла. А пойти учиться к кому-то другому мне даже в голову не пришло. В вокале мама для меня абсолютный авторитет. Кстати, она мне очень помогает. Мы не раз говорили о звуке, каким должно быть дыхание. Она очень много мне подсказала. У вокалистов и духовиков основа одна дыхание. Я слышу, как она поёт, и понимаю, что у меня в руках точно такой же голос. И мне кажется, что мой саксофон поёт. Наверное, идея петь воплотилась через духовой инструмент.

Звук у саксофона громкий, дома не позанимаешься...
Люблю заниматься в оперном театре, в котором я выросла. Это мой второй дом. А третий органный зал. Я влюблена в этот храм, в его воздух, дух необыкновенный. Особенно когда звучит орган. Мне кажется, саксофон с органом дают идеальное звучание. Слияние двух духовых инструментов рождает новый синтезированный тембр. В необычной акустике этого зала звук преображается без всяких компьютерных технологий. Иногда даже не понимаю, где играю я, а где орган. Это поразительное ощущение.

Удовольствие вдвоём

Афиши с именем Татьяны появляются всё чаще. Уже есть и публика, которая не пропускает ни одного концерта. А в нашем городе с её возвращением на академической сцене зазвучал саксофон. Но Татьяна на сцене не одна. Её концертмейстер и партнёр лауреат международного конкурса Татьяна Савельева (фортепиано). Летом их дуэт стал лауреатом международного конкурса «Музыка без границ» в Литве.

Когда после учёбы приехала в Челябинск, оказалась в подвешенном состоянии. Никого не знала, не выступала. Татьяна Михайловна подошла ко мне и предложила поиграть вместе. Это было больше двух лет назад. Теперь дуэт сформировался, появилось название Impression. Я считаю, мне повезло. Татьяна любит саксофон, живёт этой музыкой. Она опытнейший концертмейстер, как музыканты говорят, оркестровый помощи партии, красочности, размышлениям. Она не просто много мыслит, читает высокий интеллект умеет использовать. Это здорово.

Испытание

Татьяна Зайцева молода, прелестна. Она стильно одевается, с удовольствием ездит на автомобиле, мечтает. В ней столько жизни, нежного обаяния, тепла, что даже в голову не придёт, как много ей уже пришлось пережить.

Любое испытание человеку даётся не случайно, чуть погрустнев, сказала она. Обретаются силы, о которых не подозреваешь. Теряя, возможно, самое дорогое, живёшь более бесстрашно. На многие вещи смотришь по-другому. Мне легче поддержать других. Я понимаю, что у человека возникает страх и он не знает, что с ним будет дальше, как ему жить. А у меня бывало ощущение, что я уже знаю, что будет дальше. Как бы ни было тяжело всё можно пережить, преобразиться.

У вас нет ощущения одиночества?
Когда случилась беда, я не была одна. Рядом были родители, друзья. Много общались с мамой, она меня выслушивала. Как-то она сказала: «Таня, у тебя всё было так хорошо и красиво, как быть не может. Потому этого и нет. По сути, с поверхности жизни оно ушло как невозможное».

Думаю ли о семье? Конечно. Тем не менее я ощущаю полноту жизни. Я понимаю, что существуют судьбоносные моменты (как когда-то в моей жизни появился саксофон и всё во мне перевернул). Но я не фаталист. Многие вещи зависят только от меня. Если моё сознание действительно стало шире от того, что пришлось пережить, значит, смогу быть с кем-то более безусловно. Дело не в том, какая я сейчас, как себя представляю, придумала, какого человека хочу рядом увидеть. Может, речь идёт о том, каким может быть человек неожиданно для себя, как он раскроется, если я буду настоящей. Не сравнивая и не умаляя его достоинств. Представляете, какие чудеса может сделать другой человек, когда ему доверяют, когда его любят. Мне кажется, судьбоносный момент бывает в жизни каждого. Если его не упустить почувствовать и довериться, то можно иметь жизни прекрасные плоды.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>