Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Брак по расчёту

Брак по расчёту

текст: Светлана Шлыкова
17.03.2008

«Вечерний Челябинск»Челябинец Валерий М. купил в спортивном магазине пуховик. Дорого. На следующий день надел обновку и поехал на работу. В офисе оказался в центре внимания сослуживцев. Правда, не восхищение курткой было тому виной, а безнадёжно испорченный чёрный джемпер он весь оказался в пуху. В магазине, куда мужчина обратился с просьбой вернуть ему деньги за некачественный товар, продавец развёл руками и выдал фразу: «Пух просто мигрирует. Это не брак». Однако Валерий М. смог добиться проведения экспертизы изделия и защитить свои права как потребителя. В этом ему помог соответствующий закон.

В России уже давно действует Закон «О защите прав потребителей». Недавно вступили в силу принятые к нему поправки. Вот только применять на практике изложенные в документе положения покупатели до сих пор не научились. Поэтому в случае возникновения спорной ситуации нередко теряются и не могут разрешить конфликт без специалистов.

«Вечёрка» решила помочь своим читателям. Сегодня мы расскажем, какие шаги предпринять, чтобы обменять бракованный товар, не прибегая к помощи юристов.

Итак, допустим, что вам предоставили некачественные товары или услуги. Помните, что залог решения конфликтного вопроса правильные действия потребителя по защите своих прав. Причём закон предусматривает обязательность досудебного порядка рассмотрения споров. Поэтому первым делом (прежде чем идти с бракованным товаром в магазин или другое место, где вам оказали некачественную услугу) напишите заявление-претензию, причём в двух экземплярах.

Образец составления заявления

«Директору (наименование торговой организации) от гражданина (Ф.И.О.), проживающего по адресу (адрес).

ПРЕТЕНЗИЯ

(Число, месяц, год) я купил(а) в вашем магазине (наименование товара), что подтверждается имеющимся документом (товарный, кассовый чек, техпаспорт и так далее). Тем самым между мной и вашей организацией был заключён договор купли-продажи (наименование товара). Заплатив за (наименование товара) сумму в размере (указывается сумма), я все свои обязательства перед вашим магазином выполнил(а).

(Число, месяц, год) купленный мной в вашем магазине товар вышел из строя (указать вид дефекта), то есть оказался с недостатком. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» требую:
1. (Указывается одно из требований, предусмотренных абзацами 2 6 пункта 1 статьи 18 закона, заменить товар, отремонтировать его, снизить цену или просто расторгнуть договор купли-продажи.)
2. Возместить убытки, причинённые мне вследствие продажи товара ненадлежащего качества в размере (указывается сумма).
Число. Подпись».

Теперь идите в магазин или другое место, где вам оказали некачественную услугу. Отдайте один экземпляр заявления-претензии, а на втором, который оставите себе, попросите продавца сделать отметку о получении претензии. Подпись и поставленная работником магазина дата обращения будут доказательством того, что претензия была предъявлена и принята. С этого момента будет отсчитываться срок исполнения продавцом своих обязательств.

Таким образом, ошибкой покупателя будет не только возвращение продавцу бракованного товара без заявления, но и незафиксированное время обращения.

Если продавец не хочет принимать заявление-претензию, предлагая вам прийти в другое время или обратиться к начальству, знайте, что это неправильно. Скажите ему об этом и намекните, что Закон «О защите прав потребителей» чётко оговаривает действия в этой ситуации. Если на работника магазина ваша осведомлённость не произвела впечатления и он не принял заявление, вы можете обратиться в администрацию торгового комплекса. В таком случае второй экземпляр завизирует секретарь, который обязательно передаст претензию в указанный вами отдел.

Вы можете выбрать и другой путь отошлите претензию по почте с уведомлением о получении. Если дело дойдёт до суда, то к исковому заявлению вы потом приложите квитанцию.

Конечно, вы должны подтвердить факт покупки товаров или получение услуг (у которых выявили дефекты) у данного продавца. Для этого нужно просто предъявить в магазине чек или документ, включающий все реквизиты чека.

Что делать, если чека нет? По закону его отсутствие не является причиной отказа в приёме претензии. Однако вы должны либо предоставить технический паспорт товара, либо показания (устные или письменные) двух свидетелей, которые подтвердят, что товар куплен именно в этом магазине.

Как правило, уже на этой стадии конфликтную ситуацию можно разрешить.

Помните, что у вас есть право выбора. Его вам предоставляет статья 18 Закона «О защите прав потребителей». Что сделать заменить товар, отремонтировать его, снизить цену или просто расторгнуть договор купли-продажи, решать только вам. В заявлении-претензии вы должны чётко указать одно требование.

Недобросовестные продавцы пользуются незнанием потребителями закона и при обращении отправляют их в гарантийные мастерские для осуществления ремонта. Но это возможно, только если вы согласны на ремонт. В этом случае срок ремонта должен быть указан в договоре и согласно новой редакции закона он не может превышать 45 дней. Если товар находится на гарантии и в течение года более одного раза ремонтировался (в общей совокупности 30 дней), то это является основанием для расторжения договора купли-продажи и требования возвратить вам деньги за товар или заменить его на другой.

Если же «хождение по мукам» от продавца в гарантийную мастерскую и обратно вас не прельщает, вы имеете право потребовать обменять товар или вообще отказаться от него, получив обратно деньги. Всё это возможно, если товар находится на гарантии. Причём в соответствии с принятыми к Закону «О защите прав потребителей» поправками данное правило теперь распространяется даже на технически сложные товары (автотранспортные средства, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники и морозильники, стиральные машины автоматические, персональные компьютеры, тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы). Их замены (или возврата денег) можно требовать при наличии любых недостатков в течение 15 дней с момента покупки.

Если мирным путём проблему не удалось решить, настаивайте на экспертизе товара. При этом помните, что в течение гарантийных сроков на товары (услуги) бремя отсутствия вины лежит на продавце. То есть именно продавец должен доказывать потребителю, что товар продан вам качественный, поэтому проводит экспертизу за свой счёт. Так что если вы, как положено, подали заявление-претензию, ждите, когда продавец проведёт экспертизу.

Если результат экспертизы вас не устроит, то обращайтесь с исковым заявлением в суд. Он назначит ещё одну независимую экспертизу. Если она будет в пользу потребителя, то заплатит за неё продавец. Если в пользу продавца платить придётся покупателю.

На что жалуемся

Специалисты отделов по торговле и услугам составили список товаров, на качество которых больше всего жалуются челябинцы. В него вошли:
3 телефонные аппараты сотовой связи;
3 бытовая техника;
3 электронная аппаратура;
3 мебель, изготовленная на заказ;
3 изготовленные на заказ и установленные оконные блоки и двери.

Много жалоб поступает и на некачественный ремонт сложной бытовой техники и электронной аппаратуры. А вот на бракованную одежду и обувь жалуются меньше, чем раньше.

Кстати

Обменять (в течение 14 дней) можно не только бракованный, но и качественный товар. Статья 25 Закона «О защите прав потребителей» даёт такое право, если вещь не была в употреблении, сохранён её товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. При этом наличие товарного или кассового чека, подтверждающего оплату указанного товара у данного продавца, обязательно.

Обратите внимание: в статье 25 Закона «О защите прав потребителей» имеется перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, иной расцветки или комплектации. Перечень утверждён правительством РФ и насчитывает 14 пунктов.

1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты).
2. Предметы личной гигиены (зубные щётки, расчёски, заколки, бигуди, парики, шиньоны и другие аналогичные товары).
3. Парфюмерно-косметические товары.
4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шёлковые, шерстяные и синтетические ткани); товары из нетканых материалов типа тканей (ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, плёнка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж.
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).
6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, ёмкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов).
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.
8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты).
9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, огранённые драгоценные камни.
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства).
12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему.
13. Животные и растения.
14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоизделия, календари, буклеты, издания, воспроизведённые на технических носителях информации).

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>