Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Незаконный конкурс  от ФОМСа?

Незаконный конкурс от ФОМСа?

текст: Андрей Романов
24.03.2008

«Вечерний Челябинск»Эта история началась, если судить по датам, в июле 2007 года. Но по большому счёту начало было положено раньше, ещё когда Роман Панов (ныне вице-губернатор) был руководителем областного Фонда обязательного медицинского страхования. Факты свидетельствуют, что этот ФОМС не просто весьма спорно распоряжается миллиардами рублей, которые должны идти на оздоровление населения, фонд ещё и вынуждает руководство лечебно-профилактических учреждений подписывать незаконные соглашения. Между тем речь идёт о важнейшем национальном проекте. И даже не в проекте дело, а в здоровье людей. Что может быть важнее?

Сомнительная инициатива

«Вечерний Челябинск» уже приводил в материалах «Где скрываются миллиарды ФОМСа?» и «Большая ложь «революционера» Панова» цифры, факты, расчёты, согласно которым выходит, что значительная часть денег бюджета, предназначенная для лечения населения, до этого самого населения не доходит. Попробуем разобраться почему. Итак, в прошлом году наш ФОМС выступил с интересной инициативой. Не просто выступил, но и 16 июля провёл централизованный конкурс на закупку медикаментов для нужд муниципальных учреждений здравоохранения. Всё бы ничего, но если вчитаться в строки законов, выходит, что тем самым ФОМС фактически заставил руководителей ЛПУ подписать нелегитимное соглашение. Главные врачи получили письмо ФОМСа, в котором были указаны победители конкурса: на поставку лекарственных средств ОГУП «Областной аптечный склад», на поставку изделий медицинского назначения ОГУП «Медтехника». Вопрос даже не в том, что эти предприятия выигрывают такие конкурсы по какому-то удивительному стечению обстоятельств из года в год (это тема другого расследования). Тут важнее другое. В документе за подписью начальника юридического отдела ФОМСа было указано: «Для заключения государственных контрактов на поставку медикаментов с указанными поставщиками прошу руководителей ЛПУ подписать договоры о передаче полномочий по заключению контрактов в срок до 26.07.2007 года». Однако, проводя конкурс, ФОМС не учёл следующих факторов. Во-первых, в Челябинске существует городская администрация, в состав которой входит управление муниципального заказа. Это управление вообще-то и проводит конкурсные торги в Челябинске. Во-вторых, параллельно работает котировочная комиссия в управлении здравоохранения Челябинска. Данная схема полностью реализует федеральное законодательство и покрывает все потребности медицинских нужд. Её эффективность не вызывает сомнений, поэтому привносить в неё какие-либо изменения кажется по меньшей мере нецелесообразным. Однако конкурс был проведён. По мнению управления муниципального заказа и правового управления администрации Челябинска, легитимность соглашения, подписанного по результатам конкурса, вызывает большие сомнения.

Что нарушено

Чтобы внести ясность, управление здравоохранения администрации Челябинска по итогам конкурса провело совместное заседание рабочей группы. В её состав были включены представители Фонда обязательного медицинского страхования, в том числе юридической службы ФОМСа, начальник управления муниципального заказа и представитель правового управления администрации Челябинска. На заседании было принято решение о порядке заключения соглашения между муниципальными учреждениями здравоохранения Челябинска и Челябинским областным фондом медицинского страхования о проведении совместных торгов на поставку лекарственных средств. При этом заключение юридической службы управления муниципального заказа администрации Челябинска было однозначным: подписанные ЛПУ соглашения с ФОМСом нелегитимны. Тут есть сразу несколько аргументов.

В соответствии с пунктом один четвёртой статьи Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственными или муниципальными заказчиками могут выступать только получатели бюджетных средств или получатели средств внебюджетных источников финансирования. Пункт два той же статьи того же закона гласит: «если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправлении, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, определённые решением о создании соответствующего уполномоченного органа». Проще говоря, Челябинский областной ФОМС не был уполномочен органом местного самоуправления на проведение торгов на поставки товаров для муниципальных нужд. Получателями средств фонда являются непосредственно лечебные учреждения. А ФОМС лишь аккумулирует финансовые средства на обязательное медицинское страхование. Но вторым пунктом вышеупомянутого соглашения на ФОМС были фактически возложены права и обязанности по организации торгов, в том числе формирование сводной заявки и конкурсной комиссии, размещение информации о размещении заказов на сайте и в СМИ, разработка конкурсной документации и так далее. Однако законных оснований для этого не было.

С целью «экономии»

ФОМС, разумеется, изложил свои мотивы проведения конкурса. Указал прежде всего, что получил от министерства здравоохранения области письмо о том, что в ходе проверок ЛПУ Челябинска были выявлены нарушения положений Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В том числе закупка товаров для муниципальных нужд без конкурсов. Этим, дескать, и вызвана была реакция минздрава области с предложением к ФОМСу провести централизованные торги на закупку товаров для муниципальных нужд. В частности, в целях экономии средств. Для этого и было подписано соглашение между фондом и главными врачами. Обосновывая свои действия, представители ФОМСа сослались на постановление правительства Челябинской области 33 от 22 февраля 2006 года. И тем самым лишний раз подтвердили незаконность своих действий! Указанное постановление регулирует порядок взаимодействия государственных заказчиков и уполномоченного органа по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных государственных нужд. Но в нашем-то случае речь идёт о поставке лекарств для муниципальных нужд, а не для государственных. Не говоря уже о том, что ЧО ФОМС не является уполномоченным органом по размещению таких заказов. Да и лечебные учреждения тоже муниципальные, а не государственные заказчики. Вдобавок названное постановление регулирует отношения, возникающие между госзаказчиками и главным управлением материальных ресурсов области. На иных субъектов правоотношений нормы указанного постановления просто не распространяются! Выходит, есть сразу четыре основания для того, чтобы ФОМС не делал того, что он всё-таки сделал. Смешно, что руководители ФОМСа ссылаются теперь на документ, который с головой их же и выдаёт Но, видимо, ссылаться больше не на что.

Подчеркнём: в соответствии с решением городской думы органом, уполномоченным на размещение муниципального заказа, определено управление муниципального заказа администрации города. Значит, соглашение о проведении совместных с ФОМСом торгов, как и договор о передаче полномочий по заключению государственных контрактов на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения, является недействительным в силу статьи 168 Гражданского кодекса России.

Ошибок не признают

У этой истории должно быть логичное продолжение. Но пока ФОМС упорствует в признании своих ошибок (не будем говорить о злоупотреблениях такие выводы вправе делать следственные органы и суд). Судя по всему, не без поддержки министерства здравоохранения Челябинской области фонд намерен продолжать порочную практику. ФОМС уже подготовил руководителям медицинских учреждений новый документ, согласно которому поставка лекарственных средств и ИМН в лечебные учреждения за счёт средств ОМС, включая дополнительное финансирование, «будет осуществляться централизованно на основе конкурсов, проводимых фондом». Неважно, что незаконно? Главное, что централизованно? И под контролем узкой группы одних и тех же лиц из областного руководства? И всё по тем же тарифам, которые в разы ниже, чем в соседних регионах, и позволяют «экономить» на здоровье населения миллиарды рублей ежегодно? Самое время спросить: кому лично это выгодно? Кто обогатился за счёт граждан? Пора называть эти имена.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>