Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Гитарист с хоккейной упертостью

Гитарист с хоккейной упертостью

текст: Олеся Горюк
28.03.2008

«Челябинский рабочий»Олега Киселева можно без преувеличения назвать одним из самых издаваемых уральских композиторов. Ноты с его произведениями можно купить в любом крупном книжном магазине, где есть музыкальный отдел. Не каждому композитору дано постоянно слышать свои произведения в исполнении других людей. А у Киселева этого счастья с избытком. Большинство исполнителей его пьесP ученики музыкальных школ, осваивающие гитару.

Выход в космос

Сам Олег Николаевич шел к гитаре «странным, нелогичным, извилистым путем» и повторять этот путь никому не советует. Родители, потомственные металлурги, поощряли интерес мальчика к музыке. Вместе с папой Олег пытался купить гитару через «Посылторг». С десятого раза повезло, и Киселевым пришла посылка с семиструнной гитарой ленинградской фабрики им. Луначарского. Но учить играть на этом инструменте маленького Олежку было некому: не существовало тогда в Аше класса гитары. А словосочетания «классическая гитара» Киселев вообще не знал до 17 лет. Мама уговаривала идти на домру, баян, балалайку, но сын уперся: только гитара.

Первым делом он попросил отца вспомнить все песни послевоенной юности. От «Вянет-пропадает молодость моя» будущий композитор перешел к «Голуби летят над нашей зоной» и прочим песням, распеваемым во дворе. Следующим этапом стал школьный ВИА.

Это была очень хорошая музыкантская школа, вспоминает Киселев. С непривычки пальцы левой руки начинали кровоточить, но мы не обращали на это внимания. Занимались музыкой по собственной воле, засиживались в нашей каморке бывшем школьном туалете до поздней ночи, разучивая новые песни.

Тем не менее никто из участников школьного ВИА не воспринимал такое музицирование всерьез. Все, в том числе и Киселев, поступили в технические вузы. Олег Николаевич выбрал металлургический факультет ЧПИ. Чудом попал в «Клуб классической гитары», который вел Александр Долгих.

Играя в школьном ансамбле, чувствовал, что уперся в стену. Услышал песню, подобрал, сыграл на танцах. Услышал другую разучил и ее. А что дальше? Классическая гитара оказалась Космосом. В стену не только не упираюсь, но даже не вижу ее на горизонте.

С первого курса Киселев понял, что металлургом не будет. Почему не перешел на гитару? Сказалась упертость: начал закончи. За пять лет учебы в вузе он уже играл на уровне выпускника музыкальной школы.

В Россию через Запад

Устроившись по распределению на металлургический комбинат, Киселев хотел продолжать обучение.

Пришлось лететь в Москву и обращаться в два министерства: культуры и высшего образования. Мне повезло: среди функционеров Минвуза оказался гитарист, слышавший обо мне.

Киселев был зачислен на второй курс к Виктору Козлову это был первый набор уральского корифея классической гитары. Киселев умудрялся совмещать работу на заводе с обучением игре на гитаре. Его институтский преподаватель Александр Долгих тоже пошел к Козлову и сидел с Олегом Николаевичем за одной партой.

Металлургия помогла Киселеву купить прекрасную гитару одного из лучших мастеров Николая Родионова. Стоила она 1800 советских рублей, половина стоимости «Жигулей». До сих пор Олег Николаевич играет на этом инструменте.

Первую пьесу написал неожиданно для самого себя, еще в институте.

У меня была творческая встреча с другом, он сыграл много пьес разных авторов. Вечером я что-то накропал на гитаре. Был убежден, что просто повторил по слуху то, что сыграл мой друг. Когда мы снова встретились, я наиграл ему пьесу, и оказалось, что она полностью авторская.

Поначалу над Киселевым посмеивались. Гитарист-любитель, без специального образования, а считает себя композитором. Он не обращал внимания на иронию знакомых и друзей. В музучилище Олега предупредили: «Не показывай Козлову своих вещей. Он композитор, ты композитор возникнет нездоровая конкуренция». Киселев послушался и на первом же экзамене сыграл прелюдию из «Осенней сюиты» некоего Мэйлорда. Виктор Козлов так и не догадался, что студент Киселев и композитор Мэйлорд одно и то же лицо.

Позже я понял, насколько абсурдными были мои опасения. Виктор Викторович добрейший человек, давал мне полную свободу. С тех пор к каждому экзамену я играл что-то свое.

Шансов издать свои пьесы у Киселева не было никаких. К изданию принимались только произведения тех, кто состоит в Союзе композиторов. Чтобы стать членом этой организации, нужно было окончить консерваторию по классу композиции. Получался замкнутый круг. В 1984 году 20-летний Киселев предпринял первую попытку выйти из этого круга: выпустил сборник самиздатом.

Вся копировальная аппаратура была на учете комитета госбезопасности. Я пришел в один из челябинских НИИ. Там за универсальную валюту (несколько бутылок водки) в ночное время мне напечатали нотные сборники на ротапринте «Эра».

По-настоящему Киселева издали в 1992 году в Польше. Произошло это не случайно, а благодаря грамотно выстроенной стратегии.

Поняв, что в России ему ничего не светит, Киселев стал «продвигаться на Запад», находясь при этом в Аше.

Каждый мой пакет с нотами приводил в ужас работников ашинского почтамта. Что это такое? Подлежит ли таможенному досмотру? Как правило, ноты пропадали. Но кое-какие рукописи все же дошли до издательств.

Киселев с ужасом вспоминает то время: на издание одного сборника уходило полгода. Сейчас благодаря Интернету 1-3 дня.

Чтобы быть изданным в 14 странах мира, мне пришлось постучаться в 50. Вся Европа, включая Люксембург и Лихтенштейн, США, Канаду. Я сразу же уяснил для себя: если отказали в одном месте, это еще ни о чем не говорит. Сказалась моя ашинская упертость. В детстве я очень серьезно занимался хоккеем, был вратарем. На первом же занятии вратаря «расстреливают»: ставят в ворота и кидают шайбы со всей силы. От вратаря требуются две вещи: терпеть, когда больно, и не бояться, когда страшно. Эти уроки я пронес через всю жизнь. Невзирая ни на что шел к своей цели.

В 2002 году Киселеву «покорилась» и Россия. К этому времени его ноты были изданы в пяти странах.

«Отдохни от Каркасси»

Олег Николаевич четко обозначил круг своих интересов: пьесы для детей от первого класса до выпускного. Есть произведения для взрослых хватит на три концертные программы. Но главный интерес написать такую пьесу, чтобы ребенок захотел ее играть.

В одном гитарном журнале я прочитал восторженный отзыв о нотном сборнике, где были собраны пьесы десяти авторов из разных стран. Достал я этот сборник, собрал своих учеников, стал играть им пьесы. И что же? Никто из них не выразил желания разучить хоть что-нибудь из этой книги! Над профессиональным композитором довлеет профессионализм. Он уже не может себе позволить написать что-то детское, шаловливое. Пишет для критиков и коллег, а ребенок в шоке: разве это музыка?

Другая задача Киселева создать альтернативу «золотому гитарному фонду». Одна из его книг, изданная в Италии, так и называется «Отдохни от Каркасси».

Яркие названия еще одно ноу-хау Киселева. Название должно быть говорящим. Никаких «прелюдий», «фуг» и «этюдов». «Танец скорпиона», «Блюз опоздавшего поезда», «День рождения без гостей», «Звон хрустальных шаров на новогодней елке».

Название должно вдохновить ребенка на создание интересного образа, объясняет Киселев. Дети играют мою музыку к клипу, который сняли сами в своем сознании. Не может «Королева печальна» играться быстро и задорно. Перед тем как играть, рисуем королеву. Как она выглядит, почему печальна?

Не сковывают ли детские пьесы ваш композиторский дар? спрашиваю Киселева. Ведь возможности ребенка как музыканта невелики.
Сейчас английское издательство заказало мне 30 пьес, написанных в первых четырех ладах. Это невероятно узкие рамки! Тем интереснее написать красивые, яркие пьесы, не выходя из поставленных границ.

Учитель воспитал ученика

Классическая гитара в Аше держится на двух людях Олеге и Светлане Киселевых. Света шла к гитаре не менее окольным путем, чем ее будущий муж. Сначала освоила баян, потом училась на кафедре хорового дирижирования. Позже, живя в Каменске-Уральском, стала брать уроки гитары у одного из лучших музыкантов Свердловской области Дмитрия Милованова. С пьесами Киселева познакомилась гораздо раньше, чем с ним самим.

Сначала купила кассеты: очень они мне понравилась. Потом стала разучивать по нотам. Когда увидела Олега, не представляла, как буду его на «ты» называть.

Это потому, что живые композиторы большая редкость, смеется Киселев.

Света любящая жена, первый исполнитель пьес Киселева, редактор нотных сборников, незаменимый помощник в написании пьес для гитарных дуэтов.

Три года назад Киселевым выпала необыкновенная удача: в музыкальную школу пришел Дима Масленников и стал учеником Светланы.

Это событие, что в Аше появился такой ученик. 20 лет преподаю гитару, но ничего подобного не видел, признается Олег Николаевич.

Областные и региональные конкурсы Дима выигрывал один за другим. Губернатор Петр Сумин выделил Диме единовременную стипендию 10 000 рублей. В Екатеринбурге его одарили хорошей детской гитарой. Продав трофей и присовокупив к нему губернаторскую премию, Олег Николаевич купил для своего ученика инструмент ручной работы.

С такой гитарой мы решились ехать в Санкт-Петербург на самый престижный в стране конкурс «Виртуозы гитары», вспоминает Киселев.

Это был международный конкурс, собравший участников из России, Германии, Италии, Швеции, США. Результат двойная победа. Дима Масленников первый среди исполнителей (с «Фантазией на темы русских народных песен» О. Киселева), а Олег Николаевич победил в конкурсе композиторов, исполнив «Английскую сюиту» памяти Джона Дюарта.

Неугомонный Киселев уже поставил себе новую цель: гитара для Тимура Шамсивалеева. Талантливый мальчишка играет с Димой дуэтом. Вместо гитары у Тимура корейский суррогат. Нужно найти деньги, чтобы дуэт зазвучал по-другому.

Олег Киселев автор 400 пьес для гитары. Записал 8 компакт-дисков как иллюстративный материал к нотным сборникам. Его сборники изданы в 14 странах мира, а в Великобритании включены в обязательную программу музыкальных школ. Более 20 лет преподает гитару в Ашинской школе искусств. На неоднократные предложения о работе из разных городов и стран отвечает отказом.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>