
Мария-Антуанетта оценила бы
текст: Олеся Горюк07.04.2008
У арфы итальянской фирмы Salvi нелегкая судьба. Инструмент был куплен за 600 тысяч рублей вместе со скрипками, трубами и виолончелями в 2002 году. Тогда оркестр театра сменил старые расстроенные инструменты на новые, импортные. С тех пор каждый вечер их звук ласкает слух публики. А арфа молчит.
Дело в том, что уже больше 20 лет в оркестре вакантна должность арфистки. Попытки найти штатного музыканта предпринимаются постоянно. Но выпускников по классу арфы единицы, их готовят только в Москве (один арфист в год), Санкт-Петербурге и Новосибирске. Оттуда в Челябинск никто не едет. Раньше был класс арфы в Уральской консерватории имени Мусоргского (Екатеринбург) одном из основных «поставщиков» музыкантов на Южный Урал, но теперь и он закрыт. Отправить студента в консерваторию на обучение невозможно: до поступления он должен заниматься на арфе в музыкальной школе и училище, а классов арфы нет и там.
В результате вместо арфы в нашем оркестре играет синтезатор. Разница вроде бы небольшая, но вчера на концерте французской арфистки Мари-Пьер Лангламе стало понятно: никакой синтезатор не заменит настоящую арфу. В первом отделении арфа звучала соло такое вообще нигде не услышишь. Во втором отделении прозвучал «Концерт для флейты и арфы с оркестром» Моцарта. Мари-Пьер высокопрофессиональный музыкант, в 1992 году стала лауреатом первой премии Израильского международного конкурса арфистов, самого престижного для этого инструмента. В настоящее время солистка Берлинского филармонического оркестра. Вместе с Мари солировал молодой музыкант, уже успевший стать лауреатом нескольких конкурсов, челябинский флейтист Марат Файрушин.
Арфа это символ чистоты звука и мировой гармонии. Служила атрибутом Терпсихоры греческой музы песни и танца. Форма инструмента мистическая звуковая лестница, соединяющая небо и землю. Во времена королевы Марии-Антуанетты считалось, что каждая девушка из аристократической семьи должна уметь играть на арфе. До начала ХХ века строй арфы был как у пианино, лишенного черных клавиш. Затем арфу модернизировали, добавив педаль. У челябинского инструмента три педали, таким образом, каждая струна отвечает за три звука разной высоты. По словам Мари-Пьер Лангламе, интерес к арфе во всем мире растет.
Кстати
«Французская весна» серия мероприятий, организованная агентством «Альянс Франсез Екатеринбург». В рамках этой программы и стал возможен приезд арфистки. Ловите мероприятия «Французской весны». В филармонии прошел сольный концерт барда Жан-Пьера Берюбе, с 21 по 24 апреля неделя французского кино в «Мегаполисе».
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>