Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Рабочие XXI века: образование

Рабочие XXI века: образование

текст: Лев Лузин, Андрей Сафонов, Новита Закатова, Юрий Богатырев, Ирина Крехова, Евгения Репникова
09.04.2008

«Челябинский рабочий»Школа нерабочей молодежи

За двадцать последних лет некогда народное хозяйство страны обрело конкретных хозяев, но почти растеряло реальных тружеников. Теперь есть кому управлять производством, но все меньше тех, кто может делать качественный товар. Рабочего, «оказывается», надо учить. Вопрос из кого, где, и как?

Про мужика и двух «генералов»

В базе данных областной службы занятости около 33 тысяч вакансий. Кандидатов на работу примерно 26 тысяч. Рабочий класс вымирает, причем с 90-х годов буквально. Специалисты твердят: в 2010 году мы остро ощутим дефицит не только кадров, но и людей как таковых.

Однако источник сегодняшних трудовых проблем не в демографической яме. Последний пик рождаемости в нашей стране пришелся на 1985 год. Нехватку рабочих рук в промышленном Челябинске ощутили в 2002 году: вакансий на рабочие специальности в базе данных было 3556, а безработных нужной категории 2107. Закаленный в переделах собственности бизнес в тот год впервые задумывается о главном: кем заменить стареющего бригадира (мастера, рабочего), который собрался на пенсию. В период экономического коллапса и массовых сокращений руководители старались оставить у станков наиболее подготовленных, проверенных и ответственных то есть пожилых. Результат был вполне предсказуем. Но все равно кадровых вопросов после оживления экономики могло и не возникнуть: именно к 2002 году рожденные в СССР в большом количестве достигли трудоспособного возраста. Однако люди на заводы не пришли. Где же они?

Часть ответа на этот вопрос очевидна. Новое время предоставляет новые возможности. Многие молодые люди пошли в сферу услуг: в кафе и рестораны, торговые и развлекательные комплексы, в автосервис, ремонт жилья и т.д. Это вообще мировая тенденция, и Россия даже в определенном смысле демонстрирует здесь свою развитость и цивилизованность. Закономерности глобальной экономики таковы, что сейчас ценности все больше стали рождаться не у станков, а в сфере услуг. Тем не менее базис производство, никто не отменял и не отменит. Нашей стране и всему миру по-прежнему нужны металлы, станки, дорожные машины, грузовики и, как говорили в советское время, товары народного потребления. Без рабочего человека ничего этого не будет.

В структуре выпуска рабочих и специалистов из учебных заведений области численность окончивших ПТУ с 2000 по 2002 год сократилась с 56 до 40 процентов. В 2003-м снизилась еще на пару пунктов, а сегодня составляет чуть более трети числа всех выпускников. Кстати, по данным статистики, дипломированных рабочих теперь почти столько же, сколько выпускников вузов специалистов. Окончивших средние специальные учебные заведения менее 30 процентов. То есть число квалифицированных исполнителей равняется количеству «начальников». Такого «баланса» не выдержит ни одна экономика, тем более растущая. Кроме того, даже те, кто учился на обычного труженика, до производства не доходят.

В июле прошлого года на стройках области требовалось около 700 каменщиков и стропальщиков, говорит начальник Главного управления занятости населения региона Леонид Шушарин. Из учреждений начального профессионального образования вышло 254 выпускника этих специальностей. на рабочих местах появилась лишь половина из них. То есть предприятия получили в шесть раз меньше людей, чем рассчитывали.

Закройщики «белых воротничков»

В начале рыночных реформ любое ПТУ считало правилом готовить беловоротничковых специалистов. А почему нет, если промышленность в ступоре, училища в нищете, а те, кому дорога юридическая корка, готовы платить за нее деньги. Сохраняя традиционные специальности, ослабленная система образования могла просто не выжить.

Но почему молчало государство учредитель и традиционный балансодержатель всех ПТУ? Неужели не очевидно, что увлечение молодежи юриспруденцией лишь данность текущего момента, а рабочие руки будут востребованы всегда? Зачем было разрушать систему, которая взрастила не одно поколение тружеников?

Ответ прост: бессмысленно готовить кадры в запас, «на всякий случай». Овладевший специальностью должен иметь возможность сразу зарабатывать с ее помощью деньги. Иначе зачем учился. На будущее? Дожив до него, не факт, что сохранишь рабочий навык. А работать сразу после училищной скамьи в 90-е годы было негде. Нормальный парень не мог стремиться в ПТУ, потому что видел, как его отец (заслуженный токарь, электрик, крановщик) в течение полугода возвращается домой вымотавшийся, но без зарплаты. Зато с разговорами о том, что скоро может вообще оказаться на улице его родной завод окончательно растащат. Государственные мужи убеждать парня идти в рабочие не могли, ибо были в долгу перед его отцом. Причем в буквальном, «денежном» смысле. Как этот долг отдавать, не знали или не хотели знать.

Промышленность в ступоре. Народившийся и отхвативший кусок госсобственности бизнес, равно, как и государство, в 90-е заботились об одном: чем-то занять опытных, квалифицированных людей, обученных еще в советские годы. И хоть как-то оплатить их работу. Иначе труженики разваленных предприятий выйдут на улицы, и экономический кризис перерастет в революцию. На ее фоне рельсовая акция южноуральских шахтеров возле Потанино (требуя выплатить заработанное, люди перекрыли движение поездов по Транссибу) и стук касками перед Белым домом показались бы трелью.

Учат в школе?

В итоге бывшие ПТУ потеряли не только возможности, но и стимул для развития производственной базы. Хотя их бедность не только результат «шоковых реформ». Даже в благополучные советские времена оборудование училищ обновлялось медленнее, чем производственные мощности предприятий. В годы кардинальной экономической перестройки ситуация лишь усугубилась. Потому уровень подготовки тружеников сегодня не всегда отвечает ожиданиям работодателя.

Вице-президент Ассоциации предприятий строительной отрасли Владимир Сучилов рассказал, как его фирма брала на практику будущих водителей студентов одного из известных в городе техникумов.

Не скажу, что этот опыт был неудачным, говорит Владимир Геннадьевич. Но очевидно, что техника, на которой тренируются учащиеся, отличается от существующей на предприятиях.

Заместитель директора Южно-Уральского филиала ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Наталья Полюдова, в свою очередь, убеждает работодателей реалистично подходить к процессу переподготовки кадров.

Вы требуете готовить квалифицированного труженика быстро, говорит она. Но как же качество? Работник нередко направляется на переподготовку туда, где срок обучения короче. А мы даже группу в десять человек сформировать не можем. Следовательно, ни о какой окупаемости процесса обучения речь не идет.

Еще Наталья Полюдова считает, что в школах пора создавать профильные классы рабочих профессий. По принципу гуманитарных и естественно-научных.

Для такого класса потребуется учебное оборудование, то есть деньги на его приобретение, возражает начальник отдела среднего и профессионального образования областного министерства Ольга Новикова. Не уверена, что обычная школа может себе такое позволить.

Слесаря компьютером не выучишь

Для натаскивания будущего экономиста хватит лишь компьютера и лысой башки преподавателя, горячится один из экспертов. А одного каменщика обучить целый полигон нужен!

Директор Челябинского института развития профессионального образования Федор Клюев уверен: заинтересованные в рабочих предприятия должны стать хозяевами в учебных заведениях. Только так можно обновить материальную базу училищ и колледжей.

Ребятишек можно привлечь лишь новой техникой и технологиями, говорит он, приводя в пример концерн Bosh, который взял под свое покровительство индустриальный колледж в Екатеринбурге.

Директор златоустовского колледжа Виктор Сидоров, в свою очередь, рассказал о взаимодействии с фирмой «Стройтехника».

Мы вместе сделали полигон, на котором теперь только современные станки, рассказывает он. Естественно, теперь самые умные парни и девушки идут работать в «Стройтехнику».

Образование дает сигнал бизнесу: хотите получить рабочих вкладывайте в их обучение. Между тем формирование собственных программ повышения квалификации и инвестиции в бывшее ПТУ зачастую под силу лишь крупным предприятиям. Хотя 76 процентов той же строительной отрасли малый и средний бизнес, который далеко не всегда способен к объединению во имя общих целей и потому неохотно идет на взаимодействие с государством. Вдруг за вложенные деньги не получишь того, что желаешь, а отстаивать свои интересы рука тонка.

Популярный среди работодателей путь учить людей возле цеха, где им предстоит трудиться. Но реализация такого решения под силу лишь крупному бизнесу. На железной дороге помимо системы технических школ в каждом уважающем себя депо существовал приличный учебный класс. Они действовали даже в годы кризиса. Именно это в период экономического бума позволило железнодорожникам избежать острого кадрового голода. Хотя помощники машинистов и сейчас требуются срочно. ЮУЖД сама готова их обучать. Причем с гарантией трудоустройства (если, конечно, человек здоров и успешно овладеет профессией).

В сентябре 2007 на ЧТЗ начал работу вновь созданный учебно-производственный центр. А уже в январе 2008-го 50 молодых людей, успешно окончив четырехмесячные курсы, пополнили ряды квалифицированных рабочих предприятия. Все они стали обладателями высоких разрядов по специальностям: токарь, электромонтер, слесарь-ремонтник.

В 2007 году более тысячи человек получили профессию в стенах ЧТЗ, рассказывает заместитель генерального директора завода Олег Косых. Учитывая непростую ситуацию на рынке труда, мы расширили базу для подготовки кадров внутри компании.

Организация учебно-производственного цеха (УПЦ) призвана решать еще и важную социальную задачу: в нем обучаются дети из неполных и неблагополучных семей, воспитанники детских домов. Они получают профессию по ускоренной программе с выплатой стипендии и дальнейшим гарантированным трудоустройством.

После курсов новоявленные тракторостроители проходят месяц стажировки. Во время обучения получают ежемесячную стипендию по шесть тысяч рублей. После приема на работу в первом полугодии новобранцам доплачивают по 3 тысячи, во втором полугодии по 2,5 тысячи. Весь второй год идет ежемесячная доплата две тысячи, и в третий год по тысяче рублей. Молодежь опекают преподаватели машиностроительного техникума, ветераны завода, находящиеся на заслуженном отдыхе, опытные наставники.

Старшеклассники подшефных школ частые и желанные гости на промышленном гиганте. И здесь интерес обоюдный. Ребята на заводе присматриваются, выбирая будущую профессию. Предприятие, в свою очередь, не только ждет молодых людей после школьной скамьи, но и готово обучить их востребованной специальности.

В феврале 2008-го четэзэвская кузница кадров приняла очередную группу ребят. На этот раз 80 человек, поскольку добавляется набор еще на одну профессию наладчик станков с числовым программным управлением. А уже к лету молодая поросль приобретет рабочие места в крупнейшей тракторостроительной компании России.

Административный ресурс

Нехватка рабочих рук может ударить по карману не только владельца конкретного завода, но и областной экономики в целом. Потому правительство региона решило создавать центры для подготовки кадровых ресурсов. Формируют их на базе учреждений начального профобразования. По словам Ольги Новиковой, в 2006 году было создано 10 таких центров. Губернатор каждому на развитие выделил по 2,5 миллиона рублей. Правда, поставил педагогам условие: найти партнеров в бизнесе и, соответственно, недостающие деньги. В итоге работодатели добавили не только на оборудование, но и на ремонт мастерских. Знак того, что бизнес делает ставку не только на собственное, внутрицеховое, обучение, но и на педагогический потенциал традиционных училищ.

В 2007 году количество ресурсных центров увеличилось. Акцент в их финансировании теперь сделан не на бюджетные деньги (вливания из этого источника сокращаются, и так изначально было задумано), а на вклад бизнес-сообщества.

Программы и процесс подготовки составляем с участием работодателя, говорит Ольга Новикова.

То есть строители и промышленники получают именно тех, кто им нужен. Причем соответствующего уровня знаний. Обучают в ресурсных центрах как вчерашних школьников, так и матерых работяг. Диплом государственный. Проблем с его выдачей нет, так как формально это то же училище.

К примеру, технический лицей 5 Челябинска преобразовали в центр кадровых ресурсов ЧТЗ. Завод уже выделил на развитие производственной базы учебного заведения три миллиона рублей. На эти деньги лицей приобретет партию станков современных, с программным управлением аналоги тех, что в процессе технического перевооружения будут установлены в цехе предприятия.

В этом году лицей выпустит 28 рабочих массовых профессий, из них ЧТЗ примет на работу 20 человек. В перспективе, по словам начальника управления по работе с персоналом Юрия Войтенко, кадровый центр будет готовить квалифицированных станочников только для Челябинского тракторного завода.

С учащимися будут заключаться договоры о прохождении практики на ЧТЗ. После окончания учебного заведения они будут трудоустроены на предприятии. Завод со своей стороны гарантирует лицеистам выплату стипендии, работу по специальности на новейшем оборудовании, создание условий для профессионального роста и достойную заработную плату.

ЧТЗ окажет лицею помощь в наборе учащихся из выпускников подшефных школ Тракторозаводского района. Соглашения о сотрудничестве в подготовке квалифицированных кадров ЧТЗ заключил также с профессиональными училищами 1, 70 и машиностроительным техникумом.

Недавно подобный центр, но уже в Миассе, открылся на базе профессионального лицея 89. Он будет готовить специалистов наиболее востребованных профессий. Лицей всегда был кузницей кадров для крупных предприятий города, готовил достаточно узкий перечень специалистов по работе с металлом. Теперь перечень профессий расширится. Ресурсный центр уже расставил приоритеты современные информационные технологии, качество, поэтапное обучение. Приобретено современное оборудование: имитаторы станков фирмы «Proma» и «JET». Мини-копии удобно умещаются на столе, но по функциональности не уступают громоздким оригиналам. Центр готов принять людей разного возраста: школьников для предпрофильной подготовки, получения первых навыков работы на станке, рабочих предприятий города на курсы повышения квалификации. Узкопрофильная подготовка, в которой заинтересованы конкретные работодатели, будет проходить на предприятиях, имеющих специальное дорогостоящее оборудование. После обучения в ресурсном центре лицеисты получат повышенные квалификационные разряды, а значит, станут конкурентоспособными специалистами.

Требуются энергичные усилия власти и бизнеса

Как бы настойчиво государство ни проводило идею реанимации профтехобразования, реальные изменения наступят лишь при заинтересованности бизнеса. Бессмысленно упрекать бедных педагогов в том, что они учат мало и недостаточно качественно людей для того, чтобы бизнес интенсивнее богател. Не учи жить, помоги материально. И не только деньгами, но и разработкой программ, адекватных изменившимся условиям. Кстати, это проверка на дееспособность так называемых профсоюзов олигархов Торгово-промышленной палаты, ПРОМАСС и других. В решении макроэкономических проблем преуспели. А каково поработать над конкретными проблемами, понятными всем.

По большому счету, наличие в стране достаточного количества квалифицированных рабочих это одна из основ ее безопасности. Поэтому государство, региональные власти, учитывая значимость человека труда в растущей экономике, могли бы более внятно проявить свой административный и организационный ресурс. Их усилия могли бы воплотиться, скажем, в областную целевую комплексную программу подготовки кадров для промышленности и закрепления их на производстве (например, через льготные ипотечные кредиты). Стоит подумать о развитии конкуренции в системе начального профобразования. Частных вузов, готовящих специалистов модных специальностей, предостаточно (и они на равных соревнуются с государственными за абитуриентов), а профессиональных училищ такой формы собственности минимум. Однако они не появятся, пока люди не захотят учиться на каменщика, слесаря, стропальщика. И убедить их в этом совместная задача государства и бизнеса. Для этого, по меньшей мере, надо перестать рассматривать труженика как простофилю-неудачника. Карьера это из каменщика не в президенты, а в очень хорошие каменщики. При таком подходе, возможно, и гордость за профессию к людям вернется. Об этом в следующем материале цикла «Челябинский рабочий XXI века».

Справка:
В Челябинской области создано 20 ресурсных центров. Они работают в Челябинске, Озерске, Златоусте, Миассе, Магнитогорске, Усть-Катаве, Бакале, Сатке, Долгодеревенском, Верхнеуральске. В финансировании ресурсных центров участвуют компании «Магнезит», УК «Созвездие», «Строймеханизация», «Кнауф-Маркетинг-Челябинск» и другие.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>