Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Россиян обманули  на миллиард

Россиян обманули на миллиард

текст: Алла Скрипова
16.04.2008

«Вечерний Челябинск»В последние годы мобильное мошенничество из отдельных случаев переросло в целый подпольный бизнес. Более 10 миллионов россиян, пользующихся сотовой связью, стали жертвами жуликов. А общий ущерб превышает один миллиард рублей. Таковы результаты национального исследования, проведённого среди 1800 пользователей сотовой связи в одиннадцати городах-миллионниках. Кстати, участие в опросе принимали и челябинцы. Цифра на редкость впечатляющая. Она подтверждает масштабность проблемы и необходимость конкретных действий для её решения. С чего же начать?

Жертвы доверия

«Знание сильнее обмана» под таким девизом прошло собрание экспертного совета программы «Мобильная грамотность», учреждённого по инициативе компании «ВымпелКом». Представители сотовых операторов, психологи, юристы, сотрудники правоохранительных органов и журналисты обсуждали меры противодействия мошенникам, использующим сотовую связь для обмана абонентов. Как выяснилось, в целом подавляющее большинство россиян осведомлены о проблеме. Причём 11 процентов опрошенных лично становились жертвами мошенников, а это, по оценкам «ВымпелКома», более десяти миллионов активных пользователей сотовой связи. На самом деле пострадавших может быть ещё больше. По словам психологов, многим людям неудобно признаваться в том, что они стали жертвами обмана.

Чаще всего люди ассоциируют с мобильным мошенничеством случаи обмана, основанного на доверии (54 процента), сюда же относят и кражи сотовых телефонов (28 процентов).P Из всех способов мошенничества, основанных на доверии, наиболее известен «случай с родственниками», о нём знают 54 процента опрошенных. Про «ложный приз» слышали 44, о «SMS-просьбе» 39, о «платном коде» 34 процента. 7 процентов респондентов становились жертвами мошенничества, основанного на доверии, 4 процента (а это, между прочим, 5,4 миллиона человек) жертвами краж мобильных телефонов.

Свыше 70 процентов россиян считают, что борьбу с мобильным мошенничеством в нашей стране не ведёт никто. А должны бы операторы сотовой связи (по мнению 40 процентов респондентов), правоохранительные органы (36 процентов), государство (21 процент) и сами пользователи (13 процентов).P Каждый третий абонент высказал заинтересованность в информировании о видах мобильного мошенничества. 61 процент опрошенных даже готов получать такие SMS-рассылки, а 38 процентов предпочитают услышать подобную информацию по телевидению. Большинство пользователей высказали уверенность, что меры по информированию приведут к уменьшению количества пострадавших.

Что делать

Дополнительные меры ужесточения наказания за мобильные мошенничества не панацея, считают представители правоохранительных органов да и сами операторы. Слишком трудно поймать вымогателей и доказать их вину. Важнее уделить внимание профилактике преступлений абоненты должны быть более грамотными и бдительными. Члены экспертного совета предлагают даже ввести уроки мобильной грамотности в школьный курс ОБЖ.

Чем больше человек знает о проблеме, тем выше вероятность того, что он не станет жертвой мошенников, считает генеральный директор ОАО «ВымпелКом» Николай Прянишников. Именно поэтому «Билайн» выступил с социальной инициативой «Мобильная грамотность». Её цель общественное обсуждение мер противодействия проблеме и информирование пользователей сотовой связи о существующей угрозе.

В ходе заседания эксперты обсудили необходимость принятия рекомендаций по противодействию мобильному мошенничеству, адресованных операторам сотовой связи и пользователям их услуг, правоохранительным органам и СМИ. То есть всем тем, кто может внести свой вклад в снижение количества пострадавших от действий мошенников. Как нам сообщили в компании, рекомендации будут разосланы вниманию общественности после внесения предложений экспертов и согласования деталей.

Популярные схемы мошенничества

Случай с родственниками

Мошенник представляется родственником, другом или сослуживцем вашего родственника и взволнованным голосом сообщает, что с ним приключилась беда (попал в аварию, сбил человека). Беда не приходит одна. Вот и у пострадавшего во время аварии сломался телефон (сели батарейки, отобран бандитами, потерялся), приходится звонить с чужого. Предстоит ещё очень много звонков, поэтому необходимо пополнить человеку баланс. Далее следует просьба купить карточку на 10, 20, 50 и даже 100 долларов и продиктовать по телефону её секретный код. Находясь в стрессовом состоянии или замешательстве, люди легко соглашаются помочь. Если же номер не проходит, «пострадавший» просто вешает трубку. Войдя в раж, мошенники начинают раскручивать своих «родственников» на наличные. После пополнения баланса они перезванивают и с облегчением сообщают, что конфликт улажен от пострадавших в ДТП сторон удалось откупиться. Нужно лишь в условленном месте передать посредникам деньги от 300 до 1500 долларов. Передавая необходимую сумму, человек и не подозревает, что делает очередное добровольное пожертвование.

Ложный приз

На мобильный телефон абонента звонит лжеведущий известной музыкальной радиостанции и поздравляет с выигрышем ценного приза. Чтобы получить приз, необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию. Дозвонившегося поздравляют, он передаёт приветы, заказывает песню и узнаёт ещё одну приятную новость: он не просто получит приз телефон, его сразу же подключат, нужно лишь в течение 30 минут купить карту пополнения счёта вышеназванной компании и сообщить её данные диджею. Заплатив деньги и придя через несколько дней за подарком, обманутый абонент узнаёт, что на радиостанции никто подобного конкурса не проводил, так что долгожданного телефона он не получит. Да и купленная карточка уже не пригодится «награждающие» давно перевели с неё деньги на свои счета.

SMS-просьба

В последнее время абоненты сотовых операторов стали получать SMS с просьбой: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру. Если номер не отвечает, положи на него столько-то рублей и перезвони». Некоторые абоненты, особенно люди пенсионного возраста, пополняют счёт мошенников, думая, что пишет кто-то из близких людей.

Платный код

Вам звонит человек, представляющийся сотрудником службы технической поддержки (центра поддержки клиентов) сотового оператора, с предложением подключить новую эксклюзивную услугу (варианты: для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, для улучшения качества связи). Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку лжесотрудника код, который является комбинацией для осуществления перевода средств со счёта абонента на счёт мошенников.

«Штрафные санкции»

Мошенник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора сотовой связи и сообщает, что при замене тарифного плана вы не оповестили оператора (варианты: не внесли своевременно оплату, пользовались услугами роуминга без предупреждения и так далее). Соответственно, вам нужно оплатить штраф в определённом размере, отправив номера карт оплаты на некий номер (то есть мошенникам).

«Акции» оператора

Абонент получает сообщение об акции, проводимой его оператором. По условиям «акции» абонент до конца недели (месяца, года, жизни) получает возможность осуществлять бесплатные звонки по стране. Для этого ему необходимо всего лишь отослать в службу информационной поддержки (телефоны прилагались) «оператора» коды нескольких карт оплаты. Естественно, позже выясняется, что оператор никаких акций не проводил, а карты оплаты пополнили счета мошенников.

Ошибочный перевод средств

Человек получает SMS, оповещающее о поступлении средств на его счёт, переведённых с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу же после этого ему звонит мошенник, который утверждает, что только что перевёл деньги на его номер ошибочно, и просит вернуть деньги обратно тем же «Мобильным переводом».P В итоге человек добровольно переводит мошеннику свои деньги.

Кражи, разбой и фальшивые аппараты

Количество краж мобильных телефонов бьёт рекорды. Изощрённые жулики чаще всего используют обман, игру в доверие, кражу и разбой. Обман происходит очень просто. Порой жертвы после кражи сами поражаются своей наивности. Допустим, на остановке к вам обращаются с просьбой дать мобильный телефон дескать, срочно нужно позвонить. Вы проявляете понимание, и злоумышленник во время разговора отдаляется от вас, в определённый момент садится в машину соучастника и уезжает с вашим телефоном. Игра в доверие является разновидностью обмана. Преступник, сославшись на разряженную батарею телефона, просит вставить в ваш аппарат свою сим-карту, чтобы сделать срочный звонок. Потом просит подождать, пока сходит в машину за номером, а свой телефон оставляет вам в залог. После долгих ожиданий вы понимаете, что у вас в руках остался искусно сделанный муляж. Такие же «дешёвки» продают любителям приобрести технически продвинутую модель за небольшие деньги.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>