Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Быт  страшная сила

Быт страшная сила

текст: Майя Брандесова
22.04.2008

«Челябинский рабочий»До 200-летия со дня рождения Николая Гоголя ровно год. В том числе и поэтому любое обращение к русско-украинскому классику выглядит знаковым. Особенно, если обращение этоP не на злобу дня, а давнее, пристальное вглядывание в материал. Выпускной курс театрального факультета Челябинской академии культуры и искусства сыграл спектакль «Панночка» по пьесе Нины Садур (по мотивам повести Гоголя «Вий»). Поставила спектакль режиссер, одна из педагогов курса Римма Щукина.

В свое время эта пьеса в постановке Р. Щукиной с большим успехом шла на подмостках Челябинского Нового художественного театра. Спектакль обрастал легендами: работа с повестью «Вий», пусть и в интерпретации Нины Садур, была сложной и небезопасной. К тому же и драматургия Садур поднимает не самые простые смысловые пласты в гоголевской повести: современные вопросы веры и безверия, «научности» окружающей Вселенной и ее вечной роковой непознанности вот краеугольные камни, на которых стоит пьеса, не давая на заданные вопросы до конца ясных ответов. И вот новый спектакль.

Декораций практически нет, реквизит выразительные детали быта фольклорных украинцев: две грубые деревянные лавки, большие глиняные кружки, из которых казаки смачно тянут горилку, широкая миска с настоящими галушками в сметане и пампушками. Пластические решения (работа Ксении Петренко) графически ясны и в то же время выпуклы. Сцены соблазнения Хомы, жуткого кружения Панночки в компании ведьм, полные жаркого томления движения Хвеськи завораживают. И самое главное молодые артисты с их погруженностью в странный, глубинно-народный мир персонажей пьесы.

Трех казаков Явтуха, Дороша и Спирида Нина Садур делает центральными героями. Через них задано большинство философских вопросов пьесы, именно они являются собирательным образом обывательского сознания. Римма Щукина одной из основных тем спектакля видит тему быта как страшной силы, поглощающей все человеческое существо. Силы, которая в чем-то не менее опасна, чем ужасные видения мира потустороннего.

Явтух (старый казак и негласный лидер в троице) начинает с того, что отрицает чудо как действительное жизненное явление. Антон Марданов очень точно передает комическое упорство Явтуха и уверенность в своем превосходстве.

Не то Хома Брут. «Пан философ» обучался в бурсе, в Киеве. Одно это уже делает его не совсем ровней казакам, живущим на дворе «пана сотника» (отца страшной Панночки). Его соприкосновение с чудесами болезненно. Разница между Хомой и его случайными собутыльниками задана с первого появления Брута. Федор Гольдберг с его заметной актерской манерой сразу вносит трагичную и немного романтическую ноту в проживание тремя другими актерами своих сценических «жизней». Этот контраст разителен и оправдан. Иначе не была бы так органична мгновенная и явная влюбленность в Хому кухарки Хвеськи (роль, замечательно сыгранная Марией Ивановой). И не было бы понятно желание Панночки именно на нем, Хоме, прокатиться.

Роль Панночки играет тонкая, пластичная Марина Головкова. Ее Панночка обольстительна, и такой представляешь героиню, читая гоголевского «Вия». Еще одна актерская работа стала яркой краской в палитре спектакля. Это роль Спирида, сыгранная Юрием Аюповым. Его Спирид нервный, всегда готовый всплакнуть, но при этом весьма внутренне сильный, «злой» казак. Дорош, самый молодой из трех казаков, в исполнении Антона Дымочкина заключает в себе самые «земные» начала: он не отстаивает никаких философских позиций, а лишь слушается более старших, поддакивая сильнейшему.

«Панночка» Риммы Щукиной очень атмосферный спектакль. Украинская деревня, гоголевский воздух, современный диалог на тему нашей готовности и неготовности к восприятию чуда все это тонко увязано режиссурой. Нет демонстрации историзма, но есть присутствие выразительных этнических деталей время фольклорное, вечное, сказочное и классическое.

Быт торжествует, оторванность от быта означает уязвимость. Однако и в быту таятся ловушки. Казаки не только доморощенные философы, балагуры и пьяницы, они же тюремщики и палачи Хомы, ведущие его на казнь.

Студенческая работа не подводит итога размышлениям режиссера и актеров. Скорее всего, в юбилейном гоголевском году «Панночка» снова окажется на сцене НХТ.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>