Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Стоит ли бояться буканушки?

Стоит ли бояться буканушки?

текст: Марина Кудряшова
22.04.2008

«Вечерний Челябинск»До прихода этого человека в редакцию я и не вспоминала об этом персонаже своего детства. Но с первых же фраз в памяти всплыл образ вечно сопливого соседского мальчишки, который, стоя на крыльце подъезда, постоянно бубнил: «Не ходи туда, там буканушка Большая, лохматая, детей ест». Дворовая ребятня над трусом посмеивалась, поскольку в неведомого буканушку не верила. Однако наш гость рассказал пару случаев из собственной жизни, заставивших отнестись к персонажу аномального фольклора с большим вниманием.

Дурные предзнаменования

Виталий Константинович Кочарин родился в 1932 году и из своего детства сохранил воспоминания о бабушке, которая однажды утром сказала семье: «Душил меня ночью буканушка, ох не к добру!» Мало кто в семье отнёсся к этим словам всерьёз, хотя бабушка настойчиво уверяла, что подобные предзнаменования случайными не бывают. Так и произошло: через неделю семья получила похоронку на отца Виталия Константиновича. С тех самых пор его постоянно мучил вопрос, кто ж такой или кто такая эта невидимая глазу нечисть, приходящая во сне и мешающая вздохнуть полной грудью.

Но более этого волновало другое: почему после таких ночных визитов обязательно случается что-то страшное с близкими людьми? Если бы эпизод был единичным, можно было бы списать всё на дремучесть бабушки. Увы.

В 1944 году семья Кочариных жила в Кулундинских степях Алтайского края. Двенадцатилетний Костя вместе со сверстниками трудился на кирпичном заводе, а в свободное время бегал на военный полигон. Однажды с ним случилась беда потянул какую-то трубку из земли, а она оказалась противотанковой гранатой Раздался взрыв. Надо ли говорить, что накануне ночью одному из родственников явился буканушка? Словом, Константин Кочарин выжил, но остался инвалидом. Увечья были серьёзными, не раз ему довелось проходить через сложнейшие операции. А перед самыми сложными к нему самому наведывался предсказатель-буканушка и не давал вздохнуть. Так кто же он?

Родом из детства

Наверное, каждый может вспомнить, чем его пугали в детстве родители и бабушка с дедушкой Кого-то бабайкой и домовым, кого-то му-сорной машиной, кого-то собакой, кого-то милиционером, кого-то угрожали сдать в детдом Ну а кому-то предлагали испугаться буканушки. Чаще всего к таким пугалкам прибегают, когда другие методы воздействия уже исчерпаны, а урезонить расшалившегося малыша надо. Оказывается, ночной гость фольклору прекрасно известен, только вот имена у него разные.

Бука, или буканушка. Персонаж из загробного мира (чем-то очень близок кикиморе), фантастическое страшилище, маленькое злобное существо, которым пугают детей. Эта таинственная мерзость обитает в пустых постройках, в лесной глухомани, в шкафу детской комнаты или под кроватью. Удивительно, но увидеть его могут только дети. Остальные лишь чувствуют его присутствие. Кстати, дети же от него и страдают, так как бука очень любит по ночам нападать на них хватать за ноги и тащить под кровать или в шкаф (своё логово). Аномальный фольклор наделяет буканушку ещё и светобоязнью, поэтому комфортно нечисть чувствует себя только ночью. Кроме того, у буки есть и ещё один страх он боится, что в него по-настоящему поверят взрослые! Об этом писал в своё время ещё Владимир Даль: «Бука мнимое пугало, коим разумные воспитатели стращают детей».

Плод воображения

Как и у любой другой нечисти, описания буканушки расплывчаты, но в них есть общие места, на которые стоит обратить внимание. Это одно-значно страшилище. Одни фольклорные источники наделяют его растрёпанными волосами, огромным ртом и длинным языком, другие говорят, что он мохнат, третьи считают, что он весь состоит из соломы. Практически то же самое и с местами его обитания. В разных краях и областях у буканушки разные места прописки: то он в доме живёт, то в темноте ходит по дворам и заглядывает в окна. В поверьях ряда районов России (особенно русского Севера и Сибири) образ буки-страшилища слит с обликами домовых, дворовых духов, которые, по распространённым представлениям, не только покровительствуют хозяйству, но и персонифицируют судьбу обитателей дома, предвещают и даже приносят несчастья, болезни, смерть.

Ещё одна грань образа, объединяющего черты буки-морока и буки-домового (покойника, смерти, судьбы), бука-пожиратель, персонаж страшный, гибельный именно для детей. Именно самым маленьким он несёт угрозу: хватает, уносит и пожирает. А по рассказам мордовских крестьян Саратовской губернии, бука «оборотень, с виду похожий на копну сена». Он появляется ночью, гоняется за прохожими, издавая звуки, похожие на рычание сердитой собаки, и просто обожает кружить по площади вокруг церкви, а будучи застигнут сбежавшимся народом, проваливается «в землю, в тартар». В поверьях алтайцев и тувинцев бука может с лёгкостью превращаться в животных, появляться в сумерках, вызвать болезни и ночные кошмары. На Новгородчине и в некоторых других районах России бука таинственное существо, воплощение морока, страха, некоей таинственной силы, которая может проявиться где угодно, чаще всего в особо опасных местах (в лесной глухомани, в заброшенном доме) в особо опасное время. Иногда бука принимает облик мохнатого «хозяина» пустого дома, лесной чащи и его можно увидеть. Иной раз нечисть и в конюшне поселяется, но и оттуда может напугать так, что мурашки по телу поползут.

А иногда буканушка из фантома превращается во вполне рукотворного персонажа. Так, в Олонецкой губернии родители иногда пользовались детскими страхами и направляли их во благое дело. Не желает чадо отвыкать от зыбки? Придёт бука и унесёт её. Сотворить такое можно без проблем просто переодеть одного из членов семьи в вывернутый наизнанку тулуп. Взрослые ведь не верят в детские страхи!

Толстое и расплывчатое

Само слово «бука», особенно адресованное детям, создаёт образ чего-то не вполне определённого, но опасного, тёмного и в то же время занятного, завораживающего, пробуждающего творческую фантазию. Это сродни игре слов: «От стуканья пошло буканье, от буканья пошло оханье» Однако существа, похожие на буку русских поверий, есть у многих народов (у англичан, немцев, норвежцев, латышей). Некоторые исследователи полагают, что наименование «бука» индоевропейского происхождения (бука нечто толстое, расплывчатое, уродливое по форме, «букатое»). Кстати, у разных народов и в разных диалектах у буки свои имена: букан, буканай, букарица

Обратите внимание: корень у слов один, впрочем, как и значение: «надувать, отекать, пухнуть, вздуваться, наполняться». Наименование «бука» считают и производным от общеславянского bukati «реветь, плакать и вообще издавать различные звуки: мычать, реветь, жужжать, бурчать, урчать». А может, всё гораздо проще? Бука это элементарное междометие детской речи: бу-бу.

«Поднимите мне веки»

Между прочим, есть у этого фантастического существа и родственники. Это и вовсе что-то совершенно невообразимое букентавр! Самое настоящее чудовище: то ли получеловек, то ли полубык... Одно понятно: это уже животное, пусть мифическое Очень похожее на кентавра, а символизирует оно внутреннюю двойственность человеческой природы, причём в данном случае подчёркивается его низшая, или животная, сущность. В отличие от буканушки букентавр большой, если не сказать великан.

А вот в Италии проживает Буньо Солодивый (Шелудивый). Там до сих пор бытуют поверья, что он взглядом уничтожил целый город. Взор-то у него смертоносен, но для того чтобы увидеть его глаза, нужно веки мерзкого чародея поднять вилами.

Кстати, в исламе также есть свой буканушка, только имя его звучит иначе бурак. Он упомянут в первом стихе семнадцатой главы Корана: «Хвала тому, кто перенёс ночью своего раба из священного храма в Мекке в храм отдалённый в Иерусалиме, вокруг которого мы благословили, чтобы показать некоторые из наших знамений». Комментаторы объясняют, что восхваляемый это Бог, что его раб это Магомет, что священный храм это мечеть в Мекке, что храм отдалённый это храм Иерусалимский, и из Иерусалима Пророк был вознесён на седьмое небо. В самых древних версиях легенды Магомета ведёт некий человек или ангел, а в более поздних ему представлено небесное животное размером крупнее осла и меньше мула. Это животное и есть бурак, чьё имя означает «сияющий». В Индии есть даже изображение бурака: лицо у него человеческое, а вот всё остальное Уши ослиные, туловище лошади, крылья и хвост павлина Совсем не похож на нашего буку! Да и предназначение у него иное это символ божественной любви и сердечной чистоты.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>