Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Туризм  романтика или каторжный труд?

Туризм романтика или каторжный труд?

текст: Наталья Арефьева
07.05.2008

«Вечерний Челябинск»Отдых на тропических островах, экспедиции в Антарктиду, путешествия на верблюдах, сафари на снегоходах современная индустрия туризма предлагает программы на любой вкус. А воплотить наши мечты в жизнь помогают менеджеры по туризму. Долгое время эта профессия была окружена ореолом романтики. Дальние страны, интересные путешествия. Согласитесь, заманчиво? Но сейчас отношение к специальности несколько изменилось. Многие люди, выбирающие эту сферу, понимают, что экзотики здесь немного, и морально готовятся к тяжёлой, нервной работе Кто они менеджеры по туризму? Что входит в их обязанности?

Первые частные туристические агентства в нашей стране появились в начале 1990-х годов. Руководили ими в основном бывшие сотрудники «Интуриста», «Спутника» и других бюро путешествий. У них были налаженные связи с партнёрами за границей, они хорошо знали всю профессиональную кухню. Они нанимали менеджеров и обучали их прямо на рабочем месте. Благо, что этот бизнес не требовал больших денежных вложений. Количество турфирм растёт год от года пропорционально спросу на подобные услуги. А в сезон почти в каждом турагентстве есть открытые вакансии менеджеров. Правда, теперь из-за высокой конкуренции руководители отбирают сотрудников более тщательно, чем 10-15 лет назад.

Кто есть кто

Менеджер по туризму понятие широкое. Одно дело быть руководителем туристической фирмы, совсем другое бронировать билеты по телефону. И в том, и в другом случае специалист может гордо именовать себя менеджером, но обязанности и уровень ответственности будут совершенно разными.

Фронт работ, который выполняют специалисты компаний-туроператоров, следующий. Это разработка маршрутов, составление экскурсионных программ и планов развлекательных мероприятий, заключение договоров с турагентствами, участие в проведении рекламных кампаний. Также они бронируют места в гостиницах, выкупают билеты на регулярные авторейсы и организуют чартерные, ведут переговоры с принимающей стороной, занимаются оформлением страховок и виз, формируют пакеты туров. При возникновении конфликтных ситуаций связываются с представителями принимающей стороны и стараются разрешить их в пользу клиента.

В компаниях-туроператорах каждый сотрудник отвечает за определённый участок работы: оформление виз, бронирование мест и тому подобное. Несложные операции по силам даже работникам с минимальным опытом. А такое ответственное дело, как, например, разработка нового направления, доверят только специалисту, имеющему солидный багаж знаний и хорошую профессиональную репутацию.

В многочисленных агентствах задача работника другая продать готовый турпродукт, привлечь и удержать как можно большее количество клиентов. Менеджеры турагентства связующее звено между клиентами и туроператорами. Именно им клиенты звонят по всем возникающим вопросам: задержан вылет, не нравится номер в отеле, в море плавают не те рыбки, которых он ожидал увидеть, и так далее.

Обязанности такого специалиста другие. Это приём звонков, консультирование (в том числе по телефону), исследование рынка и подбор тура в соответствии с запросами клиента, взаимодействие с менеджерами туроператорских компаний, оформление договоров.

Некоторые компании совмещают агентские и операторские функции. Обычно это небольшие фирмы, которые изначально создавались как агентства, но со временем стали разрабатывать и собственные продукты.

Взгляд изнутри

Чаще всего в туристических компаниях создаются три крупных отдела. Один занимается въездным туризмом выступает в роли принимающей стороны, обеспечивая пребывание иностранцев в России. Второй внутренним: организует туры для соотечественников в пределах своей страны. Третий зарубежным (выездной туризм): его менеджеры отправляют желающих на отдых за границу.

Существует и более узкое деление: массовые и индивидуальные туры, детские и молодёжные, свадебные и другие.

Видов туризма огромное количество, и в каждом своя специфика. Например, менеджер экскурсионного туризма должен уметь подсказать клиенту, что именно можно посмотреть во Франции, а что в Японии или Сингапуре. Специалист по оздоровительному отдыху посоветует место, где можно не только отдохнуть, но и полечиться, порекомендует нужную климатическую зону. Менеджеры по экологическим видам туризма разрабатывают варианты отдыха на природе. Есть ещё рыболовный и охотничий, горнолыжный и круизный, событийный и спортивный, паломнический и даже гастрономический туризм.

В крупных компаниях возможна узкая специализация, но чаще турменеджеры универсалы, способные организовать как классическую экскурсионную поездку по городам Чехии или Франции, так и эксклюзивный тур для влюблённых с венчанием в Индийском океане на глубине около трёх метров. Как говорится, был бы спрос.

Карьерный рост

В крупную компанию-туроператор новичку устроиться сложно, и карьерный рост здесь вряд ли будет стремительным. Можно попасть, например, в отдел бронирования и долгое время заниматься только заказом и оформлением билетов. Когда вы ещё дорастёте до начальника отдела! Из плюсов стабильная зарплата, в перспективе интересная работа над формированием туров, выработка стратегии и так далее. В небольших агентствах свои таланты можно раскрыть быстрее, но начинать путь в профессию придётся со скромной должности помощника менеджера или даже курьера.

По словам специалистов, изучить рынок услуг и понять ценовую политику основных операторов можно достаточно быстро. Постепенно вам станут доверять работу посерьёзнее. Примерно через год можно рассчитывать на должность менеджера. А это уже непосредственное общение с людьми. Сумеете успешно продавать туры, сохранять спокойствие даже в самых стрессовых ситуациях можете считать, что доказали свою профпригодность. Руководитель направления (или отдела) следующая ступень. Это более высокий уровень ответственности. Ваша задача контролировать работу персонала, помогать менее опытным менеджерам, «разруливать» возможные конфликтные ситуации. Параллельно большинство начальников отделов продолжают продавать туры к тому времени они обзаводятся постоянными клиентами, которые хотят отправиться на отдых исключительно с помощью «своего» менеджера.

Ещё через два-три года можно рассчитывать на должность заместителя директора или даже управляющего директора. Теперь вам предстоит определять стратегию фирмы, решать, какие направления наиболее эффективны, с какими операторами лучше сотрудничать, когда провести очередную рекламную кампанию.

Выше только создание собственного бизнеса. Или же переход в более крупную компанию-туроператор. Масштаб деятельности там совершенно другой, но и характер работы тоже отличается это нужно учитывать.

Кадры и образование

Сегодня в туриндустрии доля тех, кто не имеет специального образования, всё ещё составляет около 70 процентов, но работодатели считают, что такое положение вещей не вечно: им требуются профессиональные кадры.

Высшее образование в сфере туризма можно получить в нескольких учебных заведениях Челябинска. Есть четыре специальности, по которым может обучаться будущий профессионал туристического бизнеса.

«Социально-культурный сервис и туризм». Обучаясь по этой специальности, вы получите глубокие знания в области мировой культуры и искусства, русской и зарубежной литературы, страноведения, изучите различные гуманитарные и социально-экономические дисциплины.

«Туризм». Изучаются иностранные языки (обычно не менее двух), географические, экономические, управленческие дисциплины. Также ресурсоведение, экономика туристского рынка, мотивация потребителя услуг и тому подобное. Предусматривается большой объём практики в компаниях и агентствах.

«Менеджмент организации». Основной акцент делается на изучении управленческих дисциплин как общих, так и затрагивающих деятельность туристических фирм.

«Экономика и управление на предприятии». Близка предыдущей, но отличается более обширным изучением финансов и экономики.

Две первых специальности больше подойдут гуманитариям, третья и четвертая предполагают хорошее знание математики. Это заметят уже абитуриенты.

В перечень вступительных испытаний везде включён русский язык (или русский язык и литература), почти везде иностранный. Третьим испытанием может быть география или история. А вот при поступлении на «Менеджмент» или «Экономику и управление...» придётся сдавать математику.

В государственные вузы попадают только очень подготовленные абитуриенты конкурс достигает 15 человек на место. В негосударственных вузах ситуация несколько проще. Испытания здесь проходят в виде тестирования или собеседования, и отбор будущих студентов ведётся менее жёстко.

Точка зрения

Обо всех тонкостях работы в туристическом бизнесе мы решили поговорить с исполнительным директором компании «Роза мира плюс» Викторией Климовой.

С чего началась ваша трудовая деятельность?
Моим первым местом работы было специализированное агентство по образованию за рубежом, где я получила бесценный опыт общения с людьми. В дальнейшем я сменила узкую сферу образовательного туризма на туризм международный. Я работала и в небольшом турагентстве, и в крупной туроператорской компании.

Перспективна ли, на ваш взгляд, сегодня профессия менеджера по туризму?
Бесспорно, ведь сфера туризма постоянно развивается.

Необходимо ли менеджеру по туризму профильное образование? Нужно ли самому бывать в тех местах, о которых рассказываешь клиенту, или достаточно изучить их виртуально?
Профессиональная подготовка просто необходима в сфере туризма. В нашей работе очень важна достоверность предоставляемой туристу информации о странах, отелях, принимающих сторонах. Именно поэтому менеджеры должны регулярно посещать образовательные туры в тех странах, куда они продают путёвки, а также семинары туроператоров у нас в городе.

Виктория, всегда ли нужно быть искренним с клиентом или можно иногда слукавить ради того, чтобы продать тур?
Залог успешной деятельности понять потребности и желания клиента. Когда они становятся очевидными, нет необходимости лукавить.

Что такое «высший пилотаж» для турменеджера?
Это когда клиент вновь и вновь обращается в понравившуюся ему компанию.

Минусы вашей работы?
Ненормированный рабочий день.

Плюсы
Возможность видеть счастливые лица наших туристов после возвращения из поездки.

Какими качествами должен обладать менеджер по туризму?
Дружелюбие, общительность, компетентность.

Что бы вы пожелали абитуриентам и студентам, которые в будущем желают работать в туристической сфере?
Учиться, учиться и ещё раз учиться, чтобы стать профессионалами. Начинать с самых маленьких должностей и не бояться трудностей.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>