Фолк и рок в одном хороводе
текст: Ольга Золотых07.05.2008
Старинные баллады, сказания о рыцарях и прекрасных дамах продолжают интересовать молодых. Второй Уральский фестиваль фолк-рок-музыки «Вересковый мёд» собрал полный зал танцующих зрителей.
Фестиваль современного фольклора проходит в нашем городе во второй раз. В прошлом году музыканты и зрители встретились во Дворце пионеров и школьников имени Крупской. Тогда всем не хватило места поучаствовать в народных танцах и поводить хороводы. На этот раз решили выбрать площадку побольше во Дворце спорта «Юность». Музыканты и танцоры словно вернулись из прошлых веков. Они играли старинную музыку и исполняли исторические танцы. Представление длилось семь часов! За это время никто не устал, все только набрались энергии.
Раньше фолк-группы могли выступать на ролевых конвентах (сборах) или на бард-фестивалях. Теперь же они могут быть уверены, что раз в год приедут и выступят в Челябинске. И публика, как всегда, будет рада встретить разные команды. Второй год подряд за это нелёгкое дело берётся клуб исторического моделирования «Авалон». В прошлый раз фестиваль имел большой успех у молодёжи, но ребята всё-таки столкнулись с материальными трудностями. После этого руководитель клуба Денис Васильев обратился в администрацию города и заручился поддержкой управления по делам молодёжи. Также ролевиков поддержали «Наше радио» и музыкальный портал Chelmusic.ru. На концерте выступили шесть групп из Челябинска, Троицка, Екатеринбурга, Магнитогорска и даже Новосибирска. Больше всего ждали гостей из Москвы известную группу «Мельница» во главе с непревзойдённой Хелависой (интервью с ней читайте в ближайших номерах «Вечёрки»). Эта группа смогла достичь популярности в России и за её пределами. Из Санкт-Петербурга приехала команда Dartz, известная в кругах ролевиков.
Старинное поселение сгорело дотла
На Урале фолк-музыку пока играют немногие. Некоторые группы выступали второй раз. На фестиваль собралось около тысячи человек. Зрители приехали из Екатеринбурга, Магнитогорска, Златоуста и других городов. Особых условий для участников не выдвигалось. Главное, чтобы музыка или тексты носили исторический характер. Больше всего музыкантов интересуют средние века: рыцари, короли, их славные деяния и подвиги. Современных музыкантов уносит в Европу, чаще всего в скандинавские страны. Также есть отголоски славянской и других культур. Михаил Коротков из Троицка год назад собрал ребят, чтобы создать коллектив, который бы играл музыку разных народов. Таким стал музыкальный ансамбль «Колывань». Этим словом в древние времена называли Таллин, а также несколько сёл в разных областях России. В арсенале группы есть такие экзотические инструменты, о которых многие из нас никогда не слышали. Например, диджериду музыкальный инструмент аборигенов Австралии, один из старейших в мире. А вот жалейка деревянная трубочка с раструбом из рога или бересты берёт своё начало на Руси. Музыканты играют на дарбуке (арабский барабан) и дуде (белорусская волынка XIV века).
Поначалу все участники фестиваля были обычными ролевиками реконструировали одежду и орудия, сражались на мечах, строили старинные здания. В трёх-четырёх километрах от Троицка в лесу ребята основали небольшое поселение по образцу старинного форта. Однажды, когда всё было почти готово, они пришли и вместо здания обнаружили угольки. На их глазах догорала солома. Кто расправился с поселением, ролевики только догадываются. Возможно, такая затея не понравилась злоумышленникам.
Тогда мы поняли, что нам не позволят восстановить быт того времени. И решили реконструировать музыку. Она уж точно никогда не умрёт, говорит Михаил Коротков. Изначально я учился играть на кларнете, а теперь вот играю на волынке. Специально игре на ней меня никто не учил. До всего доходил самостоятельно. Такого ни в одной музыкальной школе не преподают, особенно в Троицке.
Песни о степях на тюркском языке
Группа «Онейрос» приехала из Екатеринбурга. Её участники смешивают исторические песни и современный стиль метал. Метал придаёт драйв, а народные инструменты мелодичность, дополнительные оттенки чувств и определённый колорит. Этот синтез двух, казалось бы, несовместимых стилей позволил группе отойти от канонов. Теперь ребят приглашают и на тусовки металлистов, и на ролевые игры. Сначала музыканты писали тексты с фантастическим сюжетом, а потом доросли до исторических сказаний.
В переводе с греческого «Онейрос» означает «вещий сон».
В наших текстах и музыке чувствуется слегка мистическая направленность, говорит вокалист Александр Погольский. Начинали мы с классического харда и дошли до пауэр-метала.
«Бугатак» приехала из Новосибирска. Владимира Глушко, одного из вокалистов и барабанщика, мы заметили ещё в коридоре. Он ходил кругами и тренировался перед выступлением напевал что-то невнятное горловым пением. Оказалось, что он москвич, а с ребятами из Новосибирска играет только потому, что в столице таким пением толком никто не занимается.
Получаться у меня стало совсем недавно. Меня учил главный вокалист «Бугатака» Саян Андриянов. Он известен как теоретик горлового пения. Я же больше практик. Саян учился у тувинских алтайских певцов, а я у него.
То, чем занимается группа, Владимир называет народной алтайской музыкой в современной обработке. Песнопения совершаются на тюркском, русском языках и диалектах алтайского говора. Хоть и не всегда удаётся перевести тексты народных песен, но общая тематика известна: природа, степи, кони.
Пляски для всех
Вообще понятие «фолк» очень широкое. Оно начинается от русских народных фольклорных коллективов («Фолк ведь от бабушкиных клубов идёт», шутит Денис) и заканчивается металлистами, которые поют про эльфийское племя. Так сложилось, что фолк очень тесно связался с рок-музыкой. Денис Васильев, один из организаторов концерта, около шести лет занимается ролевыми играми и реконструкцией. Сначала сам сражался, делал костюмы, теперь больше организует ролевые мероприятия. Вдохновение Денис, как и другие музыканты, черпает из шотландских и английских баллад, исторических романов и стихов средневековых поэтов.
С середины концерта публика оживилась. К концу фестиваля желающих плясать становилось всё больше и больше. Группа Ziraell прибыла из Магнитогорска. Каждый музыкант приготовил исторический костюм. Со средневековым скрипачом в малиновом берете Георгием Бовиным мы уже встречались на прошлом фестивале. Когда девушки и парни из Ziraell пели народные песни, зрители, взявшись за руки, образовали большой хоровод. Вдруг незнакомая девушка схватила меня за локоть и пригласила встать в круг. Это было здорово! «Вересковый мёд» объединил любителей истории и музыки.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>