Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Дом без детей пахнет плесенью

Дом без детей пахнет плесенью

текст: Лидия Садчикова
05.06.2008

«Челябинский рабочий»Организаторы пресс-конференции наложили вето: ни единого вопроса о личном. Но незадолго до этого картинка частной жизни все же промелькнула перед нашими глазами. Олег Табаков с супругой Мариной Зудиной мило прогуливались по изумрудным лужайкам гостиничного комплекса «Heliopark Смолино». На встречу с журналистами Олег Павлович пожаловал без жены. Зато с двумя узнаваемыми молодыми коллегамиP Константином Хабенским и Михаилом Трухиным. Бывшие питерцы, а ныне актеры МХТ, известны всей стране по телесериалу «Улицы разбитых фонарей» и многим фильмам. Особенно успешна карьера Хабенского. В Челябинске оба сыграли в «Утиной охоте», а их руководитель и директор в спектакле «Амадей».

Наш театр уже бывал в Челябинске лет 25 тому назад, завел разговор Олег Павлович.

Завидую своим телевизионным коллегам. На бумаге не передать резких переходов его речи от чрезвычайной серьезности к явной язвительности, иронии, знаменитым табаковским смешкам. Добродушный, неторопливый в ответах. Очень «свой». Любимый за все его роли: и театральные, и киношные, и мультипликационные.

Помнится в тот наш приезд, продолжил Табаков, мы с Олегом Ефремовым основательно помогли одному челябинскому режиссеру.

Может, вы забыли, но тогда многие ваши коллеги страдали от отсутствия горячей воды в одной из челябинских гостиниц. Нынче гастрольная обстановка комфортнее?
Я такой человек, что когда работаю, условия проживания не имеют для меня решающего значения. По крайней мере, настолько, чтобы поменять мое отношение к профессии. Главное, когда есть где спать. Вот сейчас в соседнем номере незнакомые мне люди готовят презентацию какого-то диска с вытекающим отсюда «звуковым сопровождением». Ну и что? Они же не нарочно, они тоже, как говорится, при исполнении. А если говорить серьезно Вы знаете, какую должность я занимаю в МХТ? Я не режиссер, хотя соответствующие данные есть, могу научить актеров хорошо играть. Я кризисный управляющий. Могу себя сравнить с генералом из ведомства Сергея Шойгу. Хотя по военному билету всего лишь рядовой. Вот в меру своего понимания и занимаюсь управлением. Согласился на эту работу, когда в театре случилась беда. Подобные ситуации не планируются, ведь так? А когда приперло, то рассчитывать варианты, искать какую-то выгоду было некогда. Просто подставил плечо. И пока оно выдерживает. Я успешен в своем деле. Хотя никогда не забываю тезис Владимира Немировича-Данченко, что на нас жизнь не кончается.

Ваши молодые коллеги Хабенский и Трухин сказали, что для них МХТ идеальная модель репертуарного театра России. А как вам с ними работается?
В 2000 году зрительный зал меньше, чем наполовину, заполнялся публикой. Сейчас этот уровень вырос до 96 процентов и даже больше. И это с учетом того, что последние два года были для нас нелегкими. Мы играли в чужих помещениях. На большой сцене шел ремонт. Осваивали миллиард и 80 миллионов рублей, выделенных Владимиром Путиным. Такая щедрость властей впервые за 110-летнюю историю театра, основным выразительным средством которого является актер. Его задача воспроизведение живой жизни человеческого духа. МХТ дает зрителю прикоснуться к этому явлению. Поэтому, наверное, к нам и идут. А вообще в Москве средняя посещаемость по театрам за истекший сезон 57,5 процента.

Вы спрашиваете: как мне с ребятами? Было бы плохо, пошел бы сниматься в кино к Иштвану Сабо или Кире Муратовой. Но у меня ведь еще есть «Табакерка». Знаете ли еще кого-то в нашей стране, кто двумя театрами руководит? Значит, у меня все нормально. Похвастаюсь: пожалуй, МХТ единственный в Москве театр с оснащением по высоким технологиям. Хотелось бы еще построить филиал, труппа у нас даже избыточна для одной сцены. К тому же надо поставить «на крыло» молодых актеров. Сейчас они выходят на большую сцену раза два в месяц. Этого мало, чтобы стать профессионалами. Наполеоновские планы относительно филиала вмещают в себя и зал на 700 мест, и зал-трансформер на 400 мест. На мой взгляд, это самое современное театральное пространство. К сожалению, место для филиала нам пока не выделили. Но сегодняшняя власть благосклонно и с интересом относится к этой затее. Полагаю, она будет реализована и создаст для МХТ прочную экономическую основу.

Есть у нас и малая, и новая сцены. Малая, на мой взгляд, пространство малого смысла. Она сделана тогда, когда в театрах была мода на «черный кабинет». Но сегодня это некий атавизм. Сама структура, природа этого пространства, рассчитанного на 180-220 мест, не соответствует статусу творческой лаборатории. Новая сцена появилась благодаря тому, что один богатый человек, царствие ему небесное, подарил мне миллион долларов. Они были потрачены на строительство 94-местного зала. Вот его назову своеобразной лабораторией. Билеты там никогда не будут дороже 250 рублей. Они рассчитаны на определенную социальную группу зрителей.

Олег Павлович, когда в труппу приходят молодые актеры, кто решает, кого именно принять? Вы, «генерал» Табаков?
Верно. Вообще-то, когда я сел в это кресло, довольно быстро распустил все общественные организации. И худсовет, и совет по делам молодежи.

И профсоюз?
Ну, это не моя компетенция. Сам я пока член профсоюза. Но допускаю, что к концу этого года внесу предложение всем нам из него выйти. Бессмыслен и наш Союз театральных деятелей, который за 18 лет капитализма с нечеловеческим лицом не сделал главного: ничего такого, чтобы всерьез организовать социальную защиту актеров и работников сферы искусства. Время от времени подбросят какие-то деньги мол, давайте поможем старикам. Ну, старикам мы и так помогаем, правда, тихо, без публикаций. А что касается молодых, именно я сам и решаю: принимать или нет. Если у вас в Челябинске есть талантливый актер, вы мне скажите я его у вас заберу.

К сожалению, сегодняшняя театральная педагогика удовлетворяется полумерой. Люди средних способностей обучают средних актеров. Вот и в МХТ не так много актеров, которые могут работать «паровозами», как, например, Хабенский или Трухин. В принципе, так было всегда. Театр искал и приглашал талантливых людей. Какие-то союзы закреплялись, какие-то прерывались. Иван Москвин остался. Всеволод Мейерхольд ушел делать свое дело. А режиссер Шенберг под псевдонимом Санин вообще уехал из страны. Много всего было, но это нормальный процесс для театра.

Олег Павлович, на какой стадии проект строительства интерната для одаренных детей?
Увы, задерживается на год из-за путаницы с финансированием. Проект-то инвестиционный. Но мы откроем эту школу непременно. Очень важное дело. Хотя по-настоящему важным оно станет тогда, когда актеры и «подвального» театра («Табакерка» Л.С.), и МХТ поймут, что у них есть долги перед этими сопляками. Семья бывает здоровой, если в ней есть дети. Иногда приходишь в дом: там все стены в дорогих картинах, шкафы ломятся от книг с золотым обрезом и от хрусталя. А детей нет, и в доме некий the smeel of cheese запах сыра, то бишь плесени. Представьте: идет прием, публика что-то чопорно обсуждает. Вдруг вбежал щенок, бесцеремонно вертя хвостом. И все становятся людьми, ну хотя бы на короткое время.

Скажите, «Утиная охота» ставилась «на Хабенского»?
На него.

Не боялись, что будут сравнивать с Далем?
А чего бояться? Та работа несовершенная: и роль у Даля, и весь фильм. Говорю как зритель, хотя зритель заинтересованный. Так сложилась, что жизненная дорога Вампилова и моя не раз переплетались. И наши мнения о постановках его пьес совпадали. Пожалуй, единожды я видел толковый спектакль по «Утиной охоте», это был «Зилов» с братом Михаила Боярского в роли официанта. Смотрел его в пыльной и жаркой Одессе лет 35 тому назад, но хорошо запомнил. А вещь эта где только не ставилось, в том числе и в в Художественном с Олегом Ефремовым в главной роли. Главный герой Зилов человек в возрасте после сорока. Если поверхностно смотреть, то речь как бы о кризисе среднего возраста, да? Но, как мне кажется (и с Вампиловым мы об этом говорили), «Утиная охота» диагностированный писателем рак совести человека. Он сделал это почти 40 лет тому назад. Пьеса выдержала испытание временем, как и другие его произведения. «Провинциальные анекдоты» я в «подвале» даже дважды ставил. А сейчас я там же, в «Табакерке», запустил в работу «Старшего сына». Кстати, там во дворе дома, что на улице Чаплыгина, стоит такая скульптурная композиция: Виктор Розов, Александр Володин и Саша Вампилов. Драматурги, на мой взгляд, наибольшим образом выразившие время.

Когда вы впервые почувствовали, что знамениты?
У Станиславского есть такой каламбур: «Даже у самого посредственного артиста есть поклонники: это родственники со стороны жены». Когда меня первый раз узнали? Не помню.

Наверное, после фильма «Шумный день»?
Может быть. Во всяком случае, на его премьере перед тем, как было предоставлено слово желающим, на сцену кинотеатра неожиданно вышла женщина. «Я, говорит, работаю здесь уборщицей. Считаю, что этому пацану Табакову надо дать премию. Рублей 150». Видимо, сама получала рублей 40. Я же парень из Саратова. Могу себя назвать сэлфмэйдмэном человеком, который сделал себя сам.

А теперь имя работает на вас.
Имя есть, чего скромничать. Как я им пользуюсь? Я, например, один из немногих, кто выиграл суд относительно того, что издатели тиражировали передачи, которые я записывал на радио. Я вообще свои основные деньги на радио заработал. Есть и другие приметы того, о чем вы говорите. Американцы продали России мультипликационный фильм про кота Гарфильда с тем условием, что озвучивать должен артист Т.

Олег Павлович, ваши молодые коллеги кинозвезды.
Я тоже.

Разумеется. Вы суперзвезда. Но я хотела спросить, как относитесь к тому, что они часто отлучаются на съемки? Не в ущерб ли это театру?
Помилуйте! В ущерб театру может пойти такое свинство, как недисциплинированность, неявка в назначенное время на спектакль. Я за такие вещи караю. Один из известных актеров был наказан мною на 60 тысяч рублей. Ревновать актеров к киносъемкам? Конечно, нет. Однако я довольно настойчив в своих театральных пристрастиях. Считаю важным, чтобы Миша и Костя сыграли задуманные мною роли. Не буду пока разглашать репертуарные тайны. Но по контракту, мною подписанному, я должен еще два года работать. Останусь в этой должности или нет? Как Господь распорядится. Но обязательно в репертуаре нашего театра должны появиться чеховские пьесы, причем лучше бы все. Также и горьковские. И гоголевские. И «Царь Федор» должен вернуться. «Синяя птица» до конца года появится в репертуаре. Если продолжить список, то и «Фауст» Гете меня интересует, а также еще две-три пьесы Островского. Как я могу мечтать о спектаклях, не связывая их с актерами! Так получилось, что я не знал о некоторых возможностях Миши Трухина, и режиссер одного готовящегося спектакля довольно сурово склонял меня к тому, чтобы мне самому выйти на сцену. А потом выяснилось, что это же весьма интересно делает Трухин. Вот пусть он и играет. Понимаете, я не умею мыслить по-другому. А для этого не так уж много данных нужно иметь. Надо самому быть экономически независимым человеком, надо не таскать в театр пьесы для себя и для своей жены. Вот, пожалуй, и все.

Сам сейчас снимаюсь реже в кино. Не потому, что нет востребованности, хотя признаю, что у ребят она выше. Но то, что предлагается, не всегда совпадает с моим рабочим графиком, а чаще всего с моим представлением о качестве материала. Но порой я выкраиваю время. Иногда в Европу выезжаю, там больше платят за более короткий срок. Неделя работы и заработал на год. Или вот снимался у Киры Муратовой. Мы с нею по жизни связаны. Сейчас болгарский режиссер что-то готовит по повести Павла Вежинова «Барьер». Предлагают еще роль, за которую, скорее всего, возьмусь реминисценция по сказу Павла Бажова «Каменный цветок». О таланте, о силах потусторонних, которые так или иначе на него воздействуют.

Но живу я театром. Радуюсь, что к нам ходят люди. Почему так постоянен их интерес? Я, может, циничный термин ввел в обиход «собираемость зрительного зала», но он точный. Помню, еще в «той» жизни, лет 40 назад, критик Абалкин опубликовал в газете «Правда» похабную статью о спектакле Любимова «Мастер и Маргарита». И года четыре после этого на Таганку нельзя было достать билета. Эти счастливые времена ушли безвозвратно. Сейчас главным двигателем торговли билетами является сарафанное радио. Никакой газете вы не поверите так, как людям, которым доверяете. «Я такое видел!» «Где?» «Там». Вот и все. Оттого, что ожидания зрителей, приходящих на наши спектакли, редко рушатся, и актеры МХТ редко подводят, «собираемость» достигает 96 процентов, а в «подвале» четыре года подряд 100 процентов можете себе представить?

Если ли надежда, что вы еще к нам приедете?
Наверное, есть. Вы ласково нас принимали, глупо делать паузу еще лет на 25.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>