Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Нужно получать наслаждение от любой роли

Нужно получать наслаждение от любой роли

текст: Ольга Аккерман
04.07.2008

«Челябинский рабочий»«Зачем мне становиться актером? Чтобы еще одним нищим было больше?»P так ответил однажды маме, заметившей в сыне талант, Степан Арефьев. Тогда ему было лет десять, и этот случай он толком не помнит. Мама часто рассказывает. Сейчас, в свои 26, Степан актер Челябинского академического театра драмы имени Наума Орлова. В последней премьере недавно завершившегося сезона, спектакле «Портрет Дориана Грея», он исполняет заглавную роль. Перед собранием, на котором актерам представили нового директора театра, Степан Арефьев нашел время на прогулку в горсаду и интервью. Молодой, красивый, как Дориан Грей, мужчина в классическом пиджаке с неожиданной веселой уточкой на рукаве. «Просто шел, увидел, купил. Всегда одеваюсь по настроению и не смотрю на цены и бренды», сказал Степан.

Минуя нищету, актером Арефьев все же стал. Как-то, по его словам, бессознательно и случайно. В выпускном классе в школьном коридоре его поймала за руку одна преподавательница, видимо, такая же внимательная, как мама, и предложила: «Давай-ка позанимаемся с тобой художественным словом». Степан согласился, поработал над двумя произведениями из школьной программы, вошел во вкус и решил не останавливаться. «После школы поехал поступать в Красноярск, рассказывает актер. Сам ведь я не из Челябинска, а из села Атаманово, что под Красноярском, за 2300 км отсюда. Самое замечательное село на свете. Оно находится в сосновом бору, на берегу Енисея. Просто сказка, а не село. Так вот, поехал поступать, даже не определившись, куда. Проходя мимо института культуры, решил: дай загляну. Заглянул. Четыре года отучился, в 2003-м закончил, но все заглядываю. А вообще профессия у нас такая, что обучение в ней не заканчивается. Как старики говорят: «В театре первые 25 лет сложно, а потом привыкаешь. А мы уже 27, но все привыкнуть не можем».

После института Степан уехал работать в Омский камерный театр. Там пробыл три года, все устраивало, но почему-то не давала покоя мысль, что пора менять театр. «Я стал вспоминать, в каких театрах у меня есть знакомые. Абы куда ведь не поедешь. И вспомнил Гурфинкеля, с которым на тот момент мы были заочно знакомы. Полгода длились переговоры, я отправил свои фотографии, видеозаписи. И в сентябре 2006 года приехал уже работать». Приехал на роль Темы в спектакле «Зеленая зона». Потом был водевиль «Беда от нежного сердца», «Брак по конкурсу», новогодняя сказка «Тук-тук! Кто там?», «Настасья Филипповна», «Цианистый калий С молоком или без?». Роль Дориана Грея Степан считает самой большой и значимой. Главной не говорит.

Это в кино есть главные роли и неглавные. А в театре роли, где мало слов и где много. Бывает ведь: скажешь три слова и тебя запомнят, а можешь весь спектакль ля-ля-ля-ля-ля-ля, и тебя никто не отметит. Но я все же больше люблю эпизодические роли, а не главные. Потому что главную роль делает режиссер, он больше направляет. А эпизод оставляют на потом. И у тебя есть возможность самому покопаться, что-то придумать, а режиссер просто немного поправит. У меня в Омске была роль Тришки в спектакле «Недоросль» три слова. Но я ее необычно подал, режиссеру понравилось так, что мы ее протянули на весь спектакль, сделали ключевой. Это был такой алкаш, в простреленной фуфайке, с ведром на голове. Главное, я считаю, получать наслаждение от любой роли.

На роль Дориана Грея московский режиссер Андрей Житинкин рассматривал 15 молодых актеров. Как ты прошел кастинг?
На самом деле кастинг Житинкин проводил как-то сам. В первый его приезд он меня вызвал, мы пообщались минут пять. Он попросил что-то почитать, потом сказал: «Ждите распределения». И все.

Поставив спектакль, Житинкин сказал, что в театре появился актер с амплуа героя, имея в виду тебя. Как ты себя чувствуешь в этом амплуа?
На мой взгляд, театр сейчас старается отходить от понятия амплуа. Режиссеры пытаются искать что-то новое, особенно молодые режиссеры. И былые образы уже неактуальны. Гамлета может играть тучный пожилой мужчина. А человек маленького роста героя-любовника, если внутри есть что-то, что кипит. Не всегда у человека под 2 метра, как я, такого красивого и ужасного (я на самом деле очень скромный, да), не всегда у него внутри есть что сыграть. Но вообще мне, конечно, нравится, когда красиво так героем называют. Все ведь мы тщеславные люди.

В кино не хотелось бы себя попробовать?
В кино? Почему бы нет. Но как-то не зовут. Была возможность попробовать себя в фильме, когда работал в Омске, но меня не отпустили в театре. Надо, чтоб звезды сошлись, пока не сходятся.

Что, на твой взгляд, стоит изменить в театре, чтобы он был более интересен современной публике? Или пусть все остается, как есть?
Нет, театр не храм, не музей, в котором должно все копиться. Всегда спорю с теми, кто говорит, что в театре должна идти только классика. Надо ставить современные пьесы, привлекать молодых режиссеров, которые неоднообразно мыслят. Не надо полностью уходить в эту сторону, но должны быть спектакли, в которых мы разговариваем со зрителем на одном языке. У нас в Омске, например, был спектакль «Мокрая-мокрая сирень», где я играл молодого наркомана, прошедшего несколько чеченских кампаний. Все было очень заморочено. У меня был там даже такой текст: «Облик ваш моральный это секс оральный». Мы варили наркотики на сцене, курили траву. И народ обалдевал. Конечно, в финале мы выходили на то, что это все гадость. Молодежь уходила со спектакля с большими глазами, хотя обычно она начинает галдеть на 20-й минуте. Спектакль в целом был плохим. Но у него был свой зритель, и спектакль всегда шел с аншлагом. Нужны молодые режиссеры, работающие в такой манере, но пусть рядом будут и умные дяденьки-режиссеры, которые могли бы их направлять.

А тебе самому больше нравится классический или новый театр?
У меня нет стопроцентного ответа. Когда я играю классический репертуар, пропитываюсь энергией старших поколений. Когда я выхожу на современный репертуар, я более раскрепощен, нахожу свои фишки, потому что знаю, как отреагирует на это современный зритель. Тут учишься одному, там другому.

Каким для тебя был завершившийся театральный сезон?
Он для всех получился тяжелым. В связи со всеми событиями, уходом руководства в середине сезона, уходом актеров. Недаром же пословица говорит: коней на переправе не меняют. Пришлось как-то выкарабкиваться. Сложности прибавил выпуск «Дориана Грея», которого мы сделали за 5 дней. Но в целом для меня год был хороший: родился сын, назвали Добрыней.

Почему так необычно?
Да просто красивое имя. Прежде чем сын родился, мы долго думали, перебирали, а потом случайно нашли. Позвонили теще, она сказала, что нет такого имени. Назовите, говорит, тогда Электростанция, такого имени ведь тоже нет. А с моей стороны родственники удивлялись: «Что в свидетельстве о рождении так и написали Добрыня?».

Это первый ребенок?
Нет, у меня еще дочка есть. Сонечка, 8 лет. В этом году первый класс закончила. Тоже красавица. Так что я многодетный папа для своих лет. Так вот в жизни получается: что дается, все берем.

А как получается быть не нищим?
Волка ноги кормят. Конечно, очень хочется ходить на одну работу, приходить в театр и не думать, куда себя продать ночью, чтобы заработать копеечку. Но приходится крутиться, подрабатывать, вести свадьбы, юбилеи, халтурить, как называют это актеры. Мы не халтурим, конечно. Халтурить это работать вполноги, а если сегодня будешь так работать, тебя никто не купит. А то, что платят в нашей кассе, иначе как слезами не назовешь. Кладешь в карман, живешь на это несколько дней и снова начинаешь бегать, искать заработок. Обидно видеть своих детей по два часа в сутки. Хочется, чтобы государство обратило на это внимание. Никто не просит больших денег, но таких, на которые можно было бы прожить, не заморачиваясь.

Чем занимаешься в то малое свободное время? Куда в отпуск собираешься?
В отпуск каждый год уезжаю к родителям под Красноярск. Должны же они свое чадо видеть. Родители жены к тому же на меня очень сильно обижаются, что увез от них самое дорогое. Она у меня, как жена декабриста. И дочери вот моей 8 лет, а она живет уже в третьем городе. А увлечения все, как у любого мужчины. Футбол могу посмотреть, на хоккей сходить поорать.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>