Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Кино умерло. Да здравствует кино!

Кино умерло. Да здравствует кино!

текст: Александра Головина
04.07.2008

«Вечерний Челябинск»Именно под таким названием проходил в Москве медиафорум. Главной звездой стал, извините за банальное слово, легендарный английский режиссёр и сценарист Питер Гринуэй. Его фильмы в своё время вызвали резкий резонанс, на показ некоторых ввели ограничения. Сейчас он отошёл от традиционного кинематографа. «Кино умерло, а вам пора заняться чем-то полезным», сообщил мэтр журналистам.

Последние дни динозавра

Сегодня Гринуэй занимается главным образом мультимедийными инсталляциями, световыми перформансами, которые демонстрирует в выставочных центрах и художественных галереях по всему миру.

Одно из этих направлений в творчестве мастера представлено в его фильме «Чемоданы Тульса Люпера». Гринуэй прирождённый художник, ставший профессионалом, а кинематограф всегда считал не более чем своим увлечением.

Попробовать себя в качестве режиссёра Гринуэй решил после того, как в шестнадцатилетнем возрасте посмотрел «Седьмую печать» Ингмара Бергмана.

Первый же вопрос на пресс-конференции с известным режиссёром, естественно, касался его заявлений насчёт смерти кинематографа.

Ещё бы, по всему миру проходят кинофестивали, одна за другой в прокате появляются картины с многомиллионными долларовыми бюджетами, зрители сметают весь попкорн с кока-колой в кинотеатрах в дни премьер.

Вот и Анджелина Джоли снялась у Тимура Бекмамбетова А на самом деле кино уже умерло?

Комментировать смерть кинематографа я не буду, сообщил Питер Гринуэй. Я уже столько раз отвечал на одни и те же вопросы, что мне надоело.

Многие журналисты, особенно молодые, спрашивают, почему я ушёл от обычного кинематографа в видеоарт. Они совершенно искренне интересуются, что меня погубило. Они не совсем знают мою биографию, ведь я начинал как художник.

И как раз уход в кинематограф является отходом от основной линии. То, чем я сейчас занимаюсь, это попытка найти новый кинематографический язык. Цель представления попытка создать небанальное современное кино.

Сначала режиссёр выглядел даже слегка сердитым на то, что задают такие обычные вопросы. Однако, начав разговор на свою любимую тему, он уже не мог остановиться и привёл любимое сравнение кино с динозавром.

Да, кинематограф мёртв. Все вы просто тратите время на кинофестивале, ведь фестивали уже никому не нужны, бескомпромиссно заявил Гринуэй.

Вам давно пора перейти к более полезным и интересным занятиям. Для сравнения достаточно вспомнить образ гибели динозавра. Если динозавру пустить пулю в голову, то мозг умрёт сразу, а хвост ещё долго будет болтаться.

Можно стрелять в понедельник, а хвост будет двигаться до пятницы. Осталось решить, когда настанет пятница для кинематографа. Рядом со мной сидит голландец, он представитель самой худшей нации в мире в отношении кино.

При этих словах Питер Гринуэй активно и довольно бесцеремонно тыкал своего соседа-голландца пальцем по плечу. Последний был совсем не против и выглядел даже польщённым.

Голландцы ходят в кинотеатр раз в два года, продолжал режиссёр. Скоро так будет происходить по всему миру.

Награждённый скандалист

Питер Гринуэй родился 5 апреля 1942 года в Великобритании. В 12 лет Питер решил стать художником и отправился учиться в Италию. В южной стране Гринуэй начал работать в «Мастерской потенциальной литературы».

Его коллеги были помешаны на эпохе Просвещения. Они считали, что произведение не должно быть обязательно последовательным. В то время уже использовалось блочное построение киноповествования.

Одним из источников вдохновения для Гринуэя стали географические карты. Карта как идеальная метафора всегда поражала его воображение. У режиссёра в коллекции достаточно много экземпляров картографического искусства.

Он работал монтажёром фильмов в 60-х и 70-х годах в Британском центральном офисе информации и тогда же использовал оборудование центра для создания собственных короткометражных фильмов.

К 1978 году его короткие повествовательные фильмы и документальные ленты привлекли международное внимание и собрали множество призов.

Первый художественный полнометражный фильм «Контракт рисовальщика» стал признанным критиками дебютом, а затем последовали «Зед и два нуля» (1985 г.), «Живот архитектора» (1987 г.) и «Отсчёт утопленников» (1988 г.).

Его следующий фильм «Повар, вор, его жена и её любовник» (1989 г.), сделанный в жанре ну очень чёрной комедии, был чрезвычайно противоречивым для своего времени. Хотя на него немедленно наложили ограничения (X), в США он пользовался самым большим успехом.

«Книги Просперо» (1991 г.) визуально поразительная адаптация пьесы Шекспира, поставленная с использованием последних компьютерных технологий и телевидения высокого разрешения свидетельствовали о дальнейшей решимости режиссёра раздвигать границы кино.

Для того чтобы забить свой гвоздь в сознание зрителя, Гринуэй часто использует насилие, секс, а также достаточно неприятные, шокирующие кадры разного характера, свидетельствующие о его богатом воображении.

Увлечение кинематографом, однако, принесло Питеру Гринуэю целый ряд престижных наград: премия как лучшему режиссёру за фильм «Интимный дневник» на фестивале в Сиэтле (1997 г.); приз зрительских симпатий на МКФ в Варшаве за «Книги Просперо» (1992 г.); приз Международного фестиваля в Каталонии как лучшему режиссёру за картину «Повар, вор, его жена и её любовник» (1989 г.); премия Каннского кинофестиваля за вклад в искусство и приз зрительских симпатий за фильм «Отсчёт утопленников» (1988 г.).
Из последних фильмов в российский прокат недавно вышла картина «Тайны ночного дозора».

Жизнь как арт-проект

Самый популярный вопрос, который задают журналисты всем иностранным режиссёрам, не хотят ли они снять картину по произведениям русских классиков. На этот раз прозвучало ещё и добавление: или про Иисуса Христа.

И если Такеси Китано сообщил, что до русских классиков он не дорос, то Гринуэй вообще не стал отвечать на этот вопрос, ответив только на часть про Иисуса:
У меня есть дочь семи лет. Некоторое время назад она подошла ко мне и спросила: «Папа, а почему у Иисуса Христа два отца?» Я действительно задумался об этом, сел и написал сценарий.

И сейчас собираюсь снять по нему фильм. К сожалению, дочь не сможет посмотреть эту картину до того, как ей исполнится 21 год (совершеннолетие. Авт.).

Отвечая на вопрос о том, какие этапы в своей творческой жизни он может выделить, режиссёр был более словоохотлив:
Я разделяю свой жизненный путь на три этапа.

Сначала хотел просто снять фильм, чтобы хотя бы три человека его посмотрели. После вернулся в основное русло европейской кинематографии. Мне повезло, я попал в расцвет итальянской кинематографии 60-х годов.

А в начале 90-х мне всё это здорово надоело. Я понял, что кинематограф исчерпал себя, исчерпал свой язык, и это каким-то волшебным образом совпало с той новой технической революцией, которая дала мне больше инструментов для реализации моих проектов. Эти процессы ведут меня дальше.

На этом моменте организаторы попытались остановить пресс-конференцию из-за лимита времени. Увидев разочарованные лица журналистов, Питер Гринуэй как хозяин положения сказал:
Давайте, задавайте ещё свои вопросы. Что это за медиа, если у нас нет возможности обмениваться впечатлениями?

Организаторы не смели возражать.

Вы утверждаете, что кино умерло. Почему тогда продолжаете участвовать в этой агонии кинематографа?
Сейчас я нахожусь в удивительно привилегированном положении, поскольку могу выбирать приёмы для своих проектов, для своих концепций. Я выбрал странный метод и использовал искусственный свет. Захотел его возродить.

Гринуэй, отвергнув современный кинематограф с его либо экранизациями книг, либо переложением ранних фильмов, создаёт мультимедийные инсталляции, аудиовизуальные представления и демонстрирует своё мастерство художника-виджея.

Режиссёр использует жанр виджеинга в художественных целях, создавая живой мультимедийный перформанс. Используя гигантский сенсорный дисплей, Гринуэй выбирает видеофрагменты, которые под музыкальные темы культового диджея Сержа Додвелла смещаются в историю, рассказываемую одновременно на нескольких экранах.

Это повествование о Тульсе Люпере, путешественнике и тюремном заключённом, превратившем свою жизнь в непрерывный арт-проект и включившем в него собственные жизненные перипетии, судьбы самых разных людей, основы многих художественных течений и образы дорог всех континентов.

В 92 чемоданах, где собраны все свидетельства о странствиях и находках героя, заключена история ХХ века и странных свойств его памяти, опаснейшего химического элемента урана, всех войн и катастроф с момента открытия его природных залежей и до времени падения Берлинской стены.

Самый последний вопрос задал Гринуэю истинный знаток и ценитель кино, ведущий некогда суперпопулярной программы «Кинопанорама» Георгий Капралов:
Сейчас большинство ваших работ затрагивают интересы киноведов и кинокритиков. В один прекрасный день зрители о вас забудут.

Когда я нахожусь в Москве, меня всегда трогает тот факт, что здесь творил величайший из режиссёров Сергей Эйзенштейн. Я, совершенно не стесняясь, могу сравнить его с такими гигантами прошлого, как Рембрандт и Бетховен.

Очень мало людей на свете, которых можно сравнить в таком контексте и при этом не испытывать чувства неловкости. По поводу аудитории ваш интерес ко мне доказывает, что моё творчество интересно.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>