Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
По небу «на колесах»

По небу «на колесах»

текст: Евгения Репникова
29.07.2008

«Челябинский рабочий»PДля планера возможна только одна попытка приземления, сообщает комментатор авиашоу, пока воздушное судно заходит на круг. Планер красив, скользит, как небесный хищник. Держится в воздухе за счет уравновешивания силы тяжести подъемной силой, которую создают восходящие потоки. Это первые летательные аппараты тяжелее воздуха, на которых человек покорял небо.

Чемпионат России в Уральском регионе по высшему пилотажу на спортивных самолетах проходил три дня. На шестой наградили победителей и устроили авиашоу. Погода удалась: не солнечная, но без дождя, прохладная, ветреная. На аэродроме раскинулись палатки парашютистов. Проносится восторженное «ах»: спортивный вертолет МИ-34, похожий на осу с длинным жалом-хвостом, наклоняется над землей в немыслимых позициях, почти задевая своими шасси поле аэродрома.

По небу протарахтел «мопед с крыльями». С виду этот аппарат не летает и не парит, а «ездит» по воздуху. Зовется мотодельтапланом или дельталетом. Два места, панель управления со спидометром и прочими «циферблатами», сообщающими высоту подъема, спуска и прочие необходимые данные. Сзади двигатель. Заводится стартером: за плечом пилота ручка, которую нужно дернуть. Над головой два стреловидных крыла, как у дельтаплана. На уровне груди специальная металлическая планка. Вправо ее наклонишь правый поворот, влево левый. «Руль» сбалансирован, крепится к крыльям, которые и наклоняет в нужную сторону, регулируя маршрут. Управлять, казалось бы, несложно, но надо так руку набить, чтобы точно чувствовать, на сколько градусов повернется, поднимется или снизится дельталет при твоих маневрах. Цена неверных движений может быть слишком высока. «Там, наверху, некогда пугаться», говорит только что приземлившийся «небесный велосипедист» инструктор Сергей Макаров.

В небе можно не только летать, но и снимать. Сергей Рознин видеооператор, записывает выступления парашютистов в свободном полете.

Камера у нас особенная, показывает Сергей, надевая странную каску. Она очень жестко крепится, на глаз опускается визир «прицел», который помогает направлять съемку. При включении загорается специальная лампочка. Подлетать порой надо совсем близко к парашютистам. Прыгаем сразу с ними: снимается обычно тандем либо групповая акробатика. С четырех километров прыгали, на этом аэродроме обычно с 2400 метров. 30 секунд свободного падения для съемки.

Необычное зрелище показательное выступление парашютистов на сверхнизких прыжках 200 метров от земли.

Свободного полета как такового практически нет, рассказывает парашютист из Екатеринбурга Артем Никитин. Прыгаешь сразу раскрывается парашют. Получается, что в свободном полете мы только 15 метров.

Дельтаплан штука не из легких. Попыталась приподнять вышло не сразу. Инструктор показал, как правильно браться за металлические трубки-перекладины, как ставить их на предплечья и наклонять дельтаплан немного вперед, когда разогнешься. В предплечьях больно мышцы слабоваты, на спину нагрузка не смешная. А ведь с этой махиной еще и бежать метров десять! «Ничего, у нас девчонки только так бегают», снисходительно улыбается инструктор.

Знаменитый самолет ЯК-52 выделывает фигуры высшего пилотажа: бочка, пикирование, перевороты, петля Нестерова. К слову, на авиашоу для зрителей получасовая прогулка на планере стоила три тысячи рублей, а 15 минут на ЯК-52 все пять тысяч. Сама когда-то летала на этом спортивном самолете. Из фигур, пожалуй, «бочка» резкий и переворот вбок самая легкая для самочувствия пассажира. Перевороты сопровождаются перегрузками, неосторожно отцепленная рука моментально падает вниз. Людям с шатким давлением придется туго, не говоря уж о слабом желудке: в переворотах теряешь представление о том, где небо, а где земля. Тренеры говорят, что у пилота на осваивание одной фигуры в среднем уходит два-три месяца.

По моему опыту, лучшими пилотами становятся те, кто влюблен в небо с детства, говорит директор по производству авиакомпании «Уральские авиалинии» Владимир Чикилев. Между прочим, тут надо преодолеть не только страх: сейчас занятия на спортивных самолетах дело недешевое. Тонна авиабензина стоит более 50 тысяч рублей.

По итогам соревнований проведут рекрутинг в сборную России по высшему пилотажу. В общекомандном зачете состязалось девять команд, в том числе челябинцы и магнитогорцы. Победили воспитанники Екатеринбургского аэроклуба РОСТО-ДОСААФ, вторыми стали пермяки, третьими нижнетагильцы. От Челябинска хорошо выступил пилот Алексей Медведев: показал комплекс фигур высшего пилотажа на ЯК-52, место в личном зачете седьмое.

В следующем году он может рассчитывать на призовые места, говорит начальник екатеринбургского аэроклуба РОСТО-ДОСААФ Игорь Тарасов. Что касается командных выступлений пока, к сожалению, в Челябинской области слишком много трудностей с развитием аэроспорта.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>