Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Сталь не тонет

Сталь не тонет

текст: Айвар Валеев, Александр Кичигин, Андрей Сафонов
30.07.2008

«Челябинский рабочий»Группа «Мечел» несет миллиардные потери на фондовых биржах. Неприятности начались в минувший четверг, когда на совещании в Нижнем Новгороде премьер Владимир Путин раскритиковал металлургов за цены на поставляемое коллегам сырье («Мечел» решили полечить», «Челябинский рабочий», 26.07.2008). В. Путин призвал к анализу ситуации Федеральную антимонопольную службу и следственный комитет при прокуратуре. Это и обрушило акции «Мечела»: наблюдатели усмотрели сходство с делом «ЮКОСа». Новый удар от главы кабинета министров последовал спустя четыре дня. На заседании президиума правительства он подтвердил свои претензии и расшифровал схему минимизации налоговых платежей в российский бюджет. Ее якобы использовала металлургическая компания.

Нас, южноуральцев, интересует в первую очередь не цена, по которой «Мечел» продавал уголь в Швейцарию (по данным премьер-министра, своим же дочерним фирмам), а то, как может отразиться скандал на предприятиях «стальной группы», расположенных на территории областиP Челябинского металлургического комбината и завода «Уральская кузница» (Чебаркульский металлургический завод). Помимо прочего, это более 22 тысяч человек, а учитывая число производств, так или иначе связанных с названными до 30 тысяч работающих. У большинства семьи, так что цифра только прямо зависимых от благополучия ОАО «Мечел» может составлять порядка 100 тысяч человек! За снижением покупательной способности этих людей может последовать и кризис мелкого бизнеса, ориентированного на розничную торговлю.

Чем закончится полемика между премьер-министром и горнометаллургическим магнатом? Смогут ли стабильно работать наши заводы? Не уменьшатся ли зарплаты? Не будет ли массовых увольнений?..

Кто ответит?

Вопросов пока больше чем ответов. В этом уже убедились журналисты, предпринявшие попытки получить сколько-нибудь внятный комментарий от представителей компании, в том числе руководства ЧМК и заводского профсоюза. Пресс-служба комбината отказывается давать какие-либо комментарии, хотя слова в первую очередь нужны не журналистам, а работникам предприятия. Профсоюз завода тоже ничего не может сказать своим членам. Более того, именно на этой неделе его лидеры поспешили уйти в отпуск, в тот самый момент, когда они нужнее всего людям!

Мнимое спокойствие

На самом металлургическом комбинате внешне все спокойно. Однако это спокойствие мнимое и говорит не столько об уверенности трудящихся в завтрашнем дне, сколько о взаимном отчуждении рабочих и руководства. Большинство опрошенных нами работников ЧМК беспокоятся за свое будущее. Зарплаты на комбинате в последнее время росли, выплачивались премии, но коллективный договор заключается сроком на год, и как сложится ситуация в 2009-м, неясно. Интересно, что часть старшего поколения заводчан и высокооплачиваемых специалистов еще заботит судьба предприятия и конкретных проектов, связанных с развитием производства. В то время как в высказываниях простых рабочих слышны и нотки злорадства в отношении основного собственника «Мечела».

Скорректированное заявление

Пресс-служба ЧМК отсылает журналистов за информацией в Москву. А сотрудники головного офиса пресс-службы «Мечела» рекомендуют искать ответы на все вопросы в лаконичном официальном заявлении компании, датированном 25 июля. Вот его квинтэссенция:

«Компания «Мечел» разделяет озабоченность правительства Российской Федерации, предприятий металлопотребляющих отраслей и металлургического комплекса ростом цен на металлопродукцию и сырьевые ресурсы в последнее время Компания «Мечел» приступила к формированию долгосрочных коммерческих отношений с ключевыми партнерами и заключила ряд договоров на поставки своей продукции до конца текущего года». Далее говорится, что «Мечел» выражает готовность к сотрудничеству с федеральными органами исполнительной власти страны.

Это заявление вышло еще до второго залпа премьерской критики «Мечела», который прозвучал позавчера на заседании президиума правительства. Результат демарша очередной обвал котировок «Мечела» на Нью-Йоркской фондовой бирже. С четверга они потеряли почти 47 процентов. Иными словами, капитализация «Мечела» за пять дней уменьшилась вдвое!

Не исключено, что причиной «уточнений претензий» Владимира Путина к владельцам «Мечела» в понедельник стал тот факт, что первоначальный текст заявления владельцев компании был заметно скорректирован.

В первой его редакции «Мечел» демонстративно каялся. Его владельцы признавались в занижении цен на уголь для внешнего рынка и давали обещание впредь не допускать того, чтобы цена на коксующееся сырье внутри страны была выше мировой. Однако менее чем через сутки тон заявления стал другим, как видим, менее подобострастным.

ЧМК без «Мечела»?

Так или иначе, но из текста официального заявления невозможно понять, что может случиться с южноуральскими заводами компании. Поэтому «Челябинский рабочий» попытался сам дать ответ на этот очень непростой вопрос.

Самый худший вариант развития ситуации повторение дела «ЮКОСа». То есть развал компании. В этом случае произойдет переход предприятий «Мечела» в руки других хозяев. Наши эксперты считают, что при этом может произойти разделение добывающих и металлургических активов. Способно ли это, скажем, остановить завод?

Эксперты в один голос заявляют: нет. Несмотря на прогнозы, о том, что к 2010 году в отрасли наступит кризис перепроизводства, реальность говорит скорее об обратном. Спрос на металлопрокат и за рубежом, и, особенно, внутри страны стабильно растет Россия активно строится, встает на ноги машиностроение. «Последние пять лет продукция металлургических предприятий идет нарасхват», сказали нам предприниматели, торгующие металлом. Вместе со спросом растут и цены. Следовательно, даже если у ЧМК сменится собственник, завод обречен работать стабильно.

Государство хочет в «кузницу»

По словам бывшего руководителя «Уральской кузницы», а ныне главы Чебаркуля Геннадия Северина, в городе и образующем его предприятии ажиотажа нет. Но проблемы в «кузнице» накапливаются уже не один год.

Зарплата не устраивает как специалистов, так и обычных тружеников, говорит Геннадий Федорович. Некоторые ездят работать на кузнечно-прессовый завод в Челябинск. Их там хвалят. Неудивительно: «Уральская кузница» всегда была цветом оборонной отрасли страны.

У Геннадия Северина свой взгляд на ситуацию вокруг группы «Мечел»:
Тем самым Игоря Зюзина хотят подтолкнуть к более тесному сотрудничеству с государственными корпорациями, считает глава Чебаркуля. До сих пор владелец «Мечела» демонстрировал стремление к максимальной самостоятельности: обеспечивал свою компанию сырьем, развивал новые производства. С точки зрения стабильного бизнеса это нормально. Но предприятиям «Мечела» важно закрепиться как на внутреннем рынке, так и продвинуть свою продукцию на международном уровне. Последнее актуально для всей российской промышленности. Этого без поддержки государства не добиться. А государство окажет такую поддержку только взамен на активное и согласованное участие в своих проектах.

По мнению Геннадия Северина, Игорю Зюзину логичнее было бы, оставив за собой контрольный пакет акций «Уральской кузницы», остальное внести в госкорпорацию. (Сейчас, по данным главы муниципалитета, у владельца «Мечела» более 90 процентов акций предприятия). Аналогичные схемы уже опробованы в Китае. В противном случае «Уральской кузнице» будет трудно удержаться на внутреннем и международном рынках. А это влечет проблемы развития.

«Для американской компании это был бы конец»

Смена владельца крайний случай. Вероятность такого развития ситуации невелика. В последние годы, отмечают наши эксперты, империя Игоря Зюзина накопила достаточный запас прочности, чтобы выдержать даже обвал котировок на американской бирже.

В этой связи нелишне понять, что же означает происходящее там. За разъяснениями редакция обратилась к профессиональным экономистам.

Выход на IPO, то есть первоначальное размещение акций на западных биржах, компании используют как дополнительный источник финансирования, привлечения иностранного капитала, говорит кандидат экономических наук Татьяна Петренко. То, что сейчас происходит на Нью-Йоркской фондовой бирже с депозитарными расписками «Мечела» это вторичный, по сути, спекулятивный рынок. В общих чертах, их падение сигнализирует об увеличении инвестиционного риска, то есть риска вложения средств в активы компании. Для «Мечела» это серьезный удар по репутации, он грозит увеличением цены капитала, привлекаемого компанией на финансовом рынке. Проще говоря, банки теперь будут давать кредиты «Мечелу» менее охотно, а значит, под более высокий процент, чем ранее. Здесь есть один очень важный нюанс. Для американской компании подобный обвал акций был бы концом. Но для «Мечела» это не катастрофа. Основа американской экономики финансовый рынок, то есть биржа. Основа нашей производство, в еще большей степени добыча. Скачки котировок могут косвенно повлиять на деятельность конкретного предприятия, того же ЧМК, но влияние это незначительно.

При чем здесь налог?

По сути, главная претензия к «Мечелу» на сегодняшний день уход от уплаты налогов.

Налоговые проверки любой компании проходят регулярно согласно статье 88 Налогового кодекса РФ, пояснили нам алгоритм своей работы в управлении Федеральной налоговой службы области. Налогоплательщики предоставляют отчетные документы один раз в квартал. После этого налоговая служба проверяет их в течение трех месяцев. Инспекторы проверяют соблюдение налогового законодательства, сравнивая данные налоговой декларации с документами налогоплательщика, в том числе по заключенным договорам, накладным и счетам.

Впрочем, в управлении налоговой службы нам дали понять, что проверка платы налога на прибыль таких компаний, как «Мечел», осуществляется Межрегиональной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам. Она находится в Москве. Естественно, столичная инспекция проверяет организации в соответствии с тем же законодательством. То есть один раз в квартал и с опорой на заключенные договоры. Возникает вопрос: почему «крамольные» схемы «Мечела» не выявили ранее. Или налоговые претензии в России предъявляются не просто так, а только к тем, кто провинился в чем-то более серьезном?

Атака на «Мечел»: шесть версий «почему»

Громкое заявление премьер-министра Владимира Путина в адрес компании «Мечел» породило массу слухов и версий. Вот некоторые из самых обсуждаемых.

Новый «Юкос»

На фоне появившихся некоторое время назад сообщений о возможном условно-досрочном освобождении Михаила Ходорковского уже нынешней осенью власть не хочет выглядеть «слабой», в том числе и в глазах внутренней оппозиции. Поэтому нужна демонстрация силы государства. Очевидно, что все проблемы с «Мечелом» можно было решить кулуарно и более эффективно. Но именно публичность такого демарша, сдобренного сочными фразами в духе фирменной путинской образности, обращает на себя внимание. Всем ясно, что такие выступления являются «хорошо подготовленным экспромтом». Остается гадать, почему в качестве мишени был выбран именно «Мечел»? Ведь «блох» можно найти в любой финансово-промышленной или олигархической группе.

Конкуренты

На этот вопрос отчасти отвечает вторая версия. Бизнес «Мечела» состоит из двух направлений металлургического и горнодобывающего. Незадолго до рассматриваемых событий «Мечел» официально стал позиционировать себя как «горнодобывающая компания», хотя раньше назывался «горно-металлургической». Это может говорить о том, что несколько изменилась стратегия «Мечела» на рынке. Одной из причин, кстати, могла стать неудавшаяся в свое время попытка выкупить госпакет ММК. Зато гораздо лучше дело у компании обстоит с добычей угля и железорудного концентрата. Не забудем, что сам Игорь Зюзин «по первой специальности» горняк. Стратегия состоит в том, чтобы через контроль над сырьем вести экспансию на рынке металлопроката. По мнению известного журналиста Юлии Латыниной, покупатели сырья (они же конкуренты «Мечела») недовольны спотовой (то есть складывающейся на рынке в данный момент) ценой на уголь. Им гораздо выгоднее заключать фьючерсные сделки, то есть фиксировать цены на какое-то время вперед. Проблема, правда, в том, что это вполне нормальная практика в бизнесе. Но кто-то же должен отвечать за «разгон» цен на стальном рынке, как, впрочем, и во всей экономике

Испорченное IPO

Интриги конкурентов не исключают инициативы самой власти. В августе угольная составляющая «Мечела», выделенная в отдельное ОАО «Мечел Майнинг», должна была выйти на IPO. Это означало бы потерю государством немногих оставшихся рычагов воздействия на цены компании. Заявления премьера, очевидно, отодвинут эти планы на неопределенное время.

Биржевые спекулянты

Четвертая версия выглядит, возможно, примитивно, но тоже имеет право на существование. После выступления Путина акции «Мечела» на Нью-Йоркской фондовой бирже упали сразу на 38 процентов. Это можно было бы предполагать, поскольку именно политические риски эксперты в области экономики считают главными в России. Уже спустя день бумаги «Мечела» начали подниматься и «наверстали» 15 процентов. Для финансовых спекулянтов это редкий случай обогатиться. Тем более, если знать о выступлении премьера заранее...

Рука «Рособоронэкспорта»

Два года назад появились слухи о том, что холдинг «Русспецсталь», входящий в могущественную госкорпорацию (ранее ФГУП) «Рособоронэкспорт», вынашивает планы поглотить всех производителей качественных сталей в России. Одним из лакомых кусков был и остается ЧМК. В его сортаменте спецстали занимают около 10 процентов, но, как говорится, был бы повод. Есть сведения, что переговоры с владельцами «Мечела» на сей счет велись. Поговаривали, что взамен им предлагалась доля в «Русспецстали». Но, как видим, решения принято не было.

Кто в доме хозяин

Новый президент сейчас упоминается уже едва ли не чаще прежнего в СМИ. И часть элиты, в том числе экономической, начинает делать ставку на него. Возможно, Путина это лично задевает. Но еще больше расшатывает его систему властной вертикали, политической и экономической. В пользу этой версии говорит и то, что биржевые издержки понес не только «Мечел». На следующий день заметно опустились акции практически всех крупных российских компаний, включая нефтяные «Лукойл» и «Роснефть». Несколько снизился и общий индекс РТС. Разумеется, премьер не мог не предполагать такого поворота событий. А значит, сознательно шел на это. Большой проблемы в таких колебаниях на самом деле нет. В любом случае в обозримом будущем российские компании будут в плюсе, особенно нефтяные. Зато всем стало понятно, кто в доме хозяин.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>