История с нежилым помещением
текст: Сергей Таранфото: коллаж Людмилы Мануриной
30.07.2008
Леденящий ужас сковал разум, страх парализовал волю, когда Мария Пташкина (фамилия по понятным причинам изменена), талантливый врач-аллерголог, увидела перед собой пропасть, зияющую по обе стороны стези, на которую она решилась встать. Мария Васильевна дерзнула открыть в нашем городе частный врачебный кабинет.
В России приветствуется частное предпринимательство, малый бизнес стремятся поощрять. Но в жизненной практике мы с проблемами сталкиваемся один на один. Собственно, Мария Васильевна не открылась ещё до конца в качестве частного предпринимателя, не столкнулась ни с проверяющими, ни с налоговыми органами, ни с отчётностью. Она делает лишь первый шаг.
Постараемся отследить этапы становления её маленького предприятия, чтобы на частном примере увидеть своеобразие нашей среды обитания. Итак, история от первого лица.
Кабинет
«Почему среди врачей открыть свой кабинет могут единицы, хотя много хороших специалистов? Да потому что пройти все инстанции, проломить бюрократическую стену очень трудно, почти невозможно без времени и без денег.
А если у тебя есть деньги, по моему мнению, ты заканчиваешься как врач. Превращаешься из врача в рвача закономерность. Вот такие могут поднять перепланировки и даже больше медцентры.
Какой-нибудь нувориш имеет деньги и, чтобы они не обесценились, столбит нишу в виде медицинского центра. Хорошо и выгодно. А станет нерентабельным можно перепрофилировать.
Да и мало их всё ещё, медцентров. А вот отдельные кабинеты если и есть, вынуждены заниматься субарендой в поликлиниках, санаториях на льготных условиях, но на птичьих правах. Скучно и несерьёзно, как приглашать клиентов к себе домой.
Свой кабинет мечта. С вывеской, оборудованием, интерьером, в конце концов, где ты по-настоящему хозяйка. Но даже если обстоятельства сказочно сложились, место надо «насиживать». Как показывает практика, полтора-два года пройдёт, пока у людей сложится доверие к медицинскому кабинету.
Перепланировка
Мы купили квартиру в старом доме на первом этаже, выходящую окнами на прохожую часть улицы. Задача казалась простой. Сделать перепланировку и перевести жилое помещение в нежилое. Пока кажется, что всё это можно сделать быстро, ты полон оптимизма.
Но вот начинается поиск бригады, которая займётся перепланировкой. Обзваниваю кучу народа, роюсь в объявлениях, выслушиваю советы знакомых и медленно схожу с ума от необозримой панорамы готовых услужить.
Каждый предлагает чуть ли не дворец Шахерезады построить. И такие на вид люди хорошие. Им не лень приехать, подробно всё осмотреть, рассказать, набросать визиток.
Начинаешь держать в голове варианты и... выпадать из своей налаженной жизни. Но как выбирать? Чтобы не ошибиться, нужно быть специалистом во всех этих профессиях.
Ладно, определилась-таки с бригадой. Ребята рвутся в бой с кувалдами наперевес. Сулят манну небесную: «канализацию поменяем, электропроводку проложим, потолки поменяем» и прочая, прочая. Чудеса будут готовы «под ключ».
Меня гипнотизируют терминами. Наконец за дело. Ребята сносят перегородки. Кажется, стены и потолок неминуемо рухнут. Работа кипит, и тут обнаруживаю себя заложницей.
Рабочие делают всё по-своему, хотя вроде бы к тебе относятся с вниманием. По факту всё развивается стихийно. Нет ни плана, ни рабочего проекта.
Перегородки благополучно снесены. И тут выясняется, что весёлая бригада хочет получить 180 тысяч! Не считая материалов. Следом идут оконщики.
К слову, будете заказывать окна, следите, чтобы договор составили толково. Я обожглась на сроках исполнения. Но вот и с окнами разобрались.
Обрезание
Дальше начинаются простые и одновременно абсурдные вещи. Нужно, например, обрезать газ. Газовая плита в нежилом помещении почему-то не полагается. Чего проще обрезать трубочку от стояка. Не тут-то было.
На свет появляется слово «выкопировка». Чтобы получить такую бумагу выкопировку газовой системы дома, нужно ехать на улицу Рылеева в «Челябинскгоргаз».
Пишешь заявление в одном месте, потом идёшь в другую дверь в другой подъезд. Там пропускная система как на секретном обьекте.
К слову, всегда берите с собой все документы. К подлинникам обязательно имейте копии заверенные пригодится. Так вот, в другом подъезде выписывают пропуск, созваниваются с кассой, дают талончик и, если касса даёт добро, запускают тебя.
Всё очень серьёзно. Платишь, получаешь квитанцию, которую заносишь в изначальный кабинет. Тебе назначают прибыть в контору где-то на улице Харлова дня через два.
На Харлова все сикось-накось: чётные дома с одной и с другой стороны. Но это для нас уже не проблема. Нужный адрес находим.
В конторе медленно и недоуменно крутят план газовой системы на столе, пытаясь найти уничтоженную газовую плиту. Рисуют. Ну всё, выкопировка в кармане.
Теперь надо ехать на улицу Труда, в «Газэнергосервис», который на основании выкопировки сделает проект действия как отрезать трубу. Стоит это 3 330 рублей. Деньги придётся платить сразу. «Недельки через две звоните».
Через полмесяца звоню. Приезжает обученная бригада. Сделали всё надлежаще. Обрезав трубочку, взяли с меня 2100 рублей. Почему проект стоит дороже работы, непонятно. Хотя нет, понятно.
«Проект ликвидации газовой плиты» выполнен аж на трёх листах. Но и на этом дело не кончилось. Мне должны дать справку о том, что работа по обрезанию выполнена. Но сразу не дали.
Пришлось ездить ещё два раза, потому что кого-то не было на месте. У нас в стране по-прежнему, знаете ли, некем заменять дающих справки.
Со справки нужно снять три копии и отнести в ЖЭК, в «Челябрегионгаз», в архитектурный отдел. Закончится ли на этом история с обрезанием?
Космическая сигнализация
Пожарно-охранная сигнализация изобретение лукавое. Невозможно постигнуть всю сложную инженерно-бюрократическую суть явления. Первое, с чем сталкиваешься, бьющая наотмашь дороговизна.
Прибор «Нота» или «Барьер» стоит в пределах трёх тысяч, ещё нужны провода и датчики. Далее монтаж. Приехал замерщик, прикинул что-то в уме, поморщился, видимо, сам от себя и бодро заявил: «Выйдет тысяч на 50».
Я после этого сделалась сама грусть. Обратилась к знакомым. Они подъехали все в галстуках, в руках у них ноутбуки, калькуляторы.
Узнав о 50 тысячах, хохотнули: «Ну это по-гусарски. Мы сделаем дешевле». И исчезли. Зато объявился прежний замерщик: «Мы тут ещё раз посчитали, это будет стоить 35». Поразила вольность с цифрами.
И опять мучительный, невыносимый выбор. По поводу абонентской платы разные варианты. Одни нахваливают связь по телефону, другие по рации. Но космическую цену держат все.
Привозят смету размером с простыню, где прописаны каждый гвоздик, гаечка, учтён внос чего-либо, доставка рабочих, само собой, НДС и время простоя водителя, ожидающего своих же монтажников.
Цифры на глазах наворачиваются, накручиваются. Ощущение, что все эти ЧОПы (частные охранные предприятия) где-то в недрах пожарной охраны и милиции «согласуют» и «регистрируют» сигнализацию, отсюда так живодёрски дорого.
Главные документы
Проект перевода жилого помещения в нежилое могут выполнить многочисленные конторы. Листаешь справочники, выписываешь телефоны. Половина звонков нарывается на холодное: «Объект маленький, с вами работать неинтересно».
Или говорят так: «Нам без разницы что 40 метров, что 200 метров. Цена одна и та же». Опять собираешь информацию. Лучше от знакомых. Всё-таки предупредят о чьём-либо горьком опыте.
Что в остатке, когда гора записей и обрывков телефонов? Если есть 120 тысяч, тебе сделают и проект, и его согласование во всех инстанциях. Но это не мой путь.
Мне нужно бороться за каждую копейку, иначе не сдвинуть идею. Начинаю торговаться. Эскизный вид крылечка, как он впишется в архитектурный облик дома и всего города кажется, для меня нет ничего важнее.
Чтобы три ступеньки и козырёк стали законными, балансирую между 12 и 15 тысячами рублей. Для получения эскизного проекта необходима опять выкопировка на этот раз всего подземелья дома.
Пожалуйте на Воровского, 2. Приёмный день два раза в неделю. Прямо вредоносный график. Неужели у нас никогда не наступит всеобщая приёмная неделя без обеда и без временных ограничений?
Ждёшь опять в коридорах. «Пожалуйте заявление». Вот тебе входящий документ, вот тебе телефон. «Через неделю звоните». Если бумага готова через положенный срок, приходишь.
В одном месте берёшь квитанцию на 500 рублей, в другом оплачиваешь, в третьем получаешь нужный документ.
Когда выкопировка готова, тебе нарисуют крылечко за 12 тысяч. Тут же заказываешь рабочий проект.
Он уже стоит по-взрослому от 45 до 50 тысяч. Но если у меня и хватит сил «потянуть» рабочий проект, то останутся ещё мытарства согласования с ГИБДД (нужна стоянка), с пожарной охраной, с водоканалом, с ЖЭКом, с электросетями и ещё бог ведает с чем и кем.
Официально бумаги такие стоят, говорят знающие люди, до трёх тысяч рублей. Но на беготню может уйти полгода, а может. и больше. Само собой, появляются «жучки». Сулят всё быстро согласовать за те самые 120 тысяч.
«Жучки» знают все входы-выходы, пути к заднему крыльцу, знают, кому и как улыбнуться, знают тарифы. Ведомства, видимо, устраивает, что между клиентом и чиновником существует, пасётся и жиреет «жучок»-посредник.
Но лишних денег у меня нет, остаётся по-тупому, официально обходить все инстанции. Я обладаю одной важной чертой занудливостью. Авось пробьюсь.
По здравому разумению
Начальство сначала требовало пандусы, потом придумало подъёмники на первый этаж. Мне кажется, людям в инвалидной коляске не очень-то помогают крутые пандусы. Строить же подъёмники невероятно дорого.
Понятно, что в обществе инвалидам внимания мало уделяется, но мне легче как врачу самой дойти до людей, которые по физическим возможностям не в состоянии прийти в мой кабинет.
Власти придумали, что перед переводом помещения из жилого в нежилое нужно согласовывать это с жильцами чуть ли не всего дома или КТОСа. Но весь дом уговорить невозможно.
Поэтому обращаешься к соседям по площадке и к тому, кто живёт над тобой. Если кто-нибудь из вредности упрётся, идею можно смело хоронить.
Есть варианты начнут выпрашивать себе или окна, или решётки. Понятно, за мой счёт. Стучаться к незнакомому человеку процедура, бьющая по нервам.
А нужно же понравиться, входить в положение, искренне принимать боль за мусор, за гадости в подъезде, за вечную лужу во дворе. Неискренность быстро заметят и соответствующе отреагируют.
И всё же, удивительно, наши люди с совестью, подходят здраво. Кабинет аллерголога не абортарий и не ночной клуб. Люди соглашаются.
«Извините, ремонт будет громкий, шуметь будем», говорю с отчаянием. Отвечают: «Потерпим». Представляете? Неужели пробились?»
P.S. Теперь, когда вышеописанный путь моей героиней пройден, я пытаюсь понять, что значит термин «нежилое помещение». Наверное, это такие места в стране, где бюрократы, в плохом смысле слова, делают среду обитания непригодной для людей, нежилой.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>