Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Эффект неожиданности работает везде

Эффект неожиданности работает везде

текст: Александр Кичигин
28.08.2008

КартинкаВ области выросло число преступлений, связанных с сотовыми телефонами.

С начала года на Южном Урале совершено более девяти тысяч преступлений, связанных с мобильными телефонами. В основном жертвами преступников становятся женщины и дети. В ГУВД области даже разработали программу «Мобильник БЕЗ опасности», призванную защитить несовершеннолетних.

Цена не имеет значения

Милиционерам давно известен примерный портрет «сотового» преступника. Это молодой человек, ведущий асоциальный образ жизни, в возрасте от 18 до 24 лет. Ему все равно, кто перед ним: ребенок, женщина или старик. Почти 30 процентов краж мобильников совершаются с 11 до 16 часов дня. Более половиныP с 16 до 24 часов. Часто в нападениях на детей виноваты родители, которые покупают своему чаду навороченный аппарат. За семь месяцев этого года совершено более тысячи преступлений в отношении несовершеннолетних с «трубками».

Какие телефоны пользуются особой популярностью у воров, силовики сказать затрудняются: крадут как дорогие, так и самые дешевые модели. В Челябинске по количеству «сотовых» преступлений особо выделяются Калининский, Курчатовский и Центральный районы.

Помимо краж и разбоев преступники часто играют на доверии. К прохожим на улице обращаются с просьбой дать мобильный телефон для срочного звонка. Человек дает, во время разговора преступник потихоньку отдаляется от жертвы, садится в машину к соучастнику и уезжает.

Возможен и другой сценарий. Преступник просит вставить в чужой телефон свою сим-карту: мол, ему нужно срочно позвонить. Потом просит подождать, пока он сходит в машину за нужным номером, а в залог оставляет свой телефон. Через некоторое время потерпевший понимает, что у него в руках искусный муляж. На подобную уловку часто попадаются доверчивые девушки.

Работает эффект неожиданности,P говорит старший психолог отдела кадров УВД по Центральному району Челябинска Елена Поздякова.P В технике нейролингвистического программирования есть такой прием, как разрыв логической цепочки. Человек стоит, погруженный в свои мысли. Неожиданно подбегает прохожий, говорит, что срочно нужна помощь, и просит телефон. В этот момент преступник может задать желаемое для него действие. И человек отдает свой мобильный. Кроме того, по природе каждый человек наделен чувством сопереживания. Если не поможешь, останется чувство вины. В такой ситуации надо самому вызвать экстренную службу.

В УВД по Челябинску уверены: проблема «сотовых» краж, разбоев, грабежей и мошенничеств не стояла бы столь остро, если бы преступникам не удавалось быстро сбыть свою добычу. Желающих купить мобильник, не интересуясь его документами, достаточно. Возможны как случайные каналы сбыта (прохожие покупатели возле магазинов, кинотеатров, вокзалов), так и пункты, непосредственно занимающиеся скупкой-продажей сотовых телефонов. Милиции такие точки известны (на территории области их более 150), они постоянно находятся под оперативным контролем. Случайные каналы сбыта, как и судьбу краденого аппарата, отследить можно, но трудно: уровень технического оснащения подразделений милиции не тот.

Сейчас мы тесно работаем с некоторыми сотовыми операторами,P говорит заместитель начальника управления уголовного розыска по области Михаил Филимонов.P Половина всех преступлений раскрыта с их помощью.

Ловля «счастливчика»

Иногда преступникам проще «развести» жертву на деньги, чем воровать сотовый. По словам заместителя начальника УВД по Челябинску Игоря Яковлева, сегодня существует несколько схем мобильного мошенничества.

«Случай с родственниками».

Мошенник представляется родственником, его другом или сослуживцем и взволнованным голосом сообщает, что с ним приключилась беда: попал в аварию, сбил человека. Как раз в этот момент у родственника якобы села батарейка у телефона или он потерялся, приходится говорить с чужого номера. Поскольку предстоит много звонков, нужно срочно пополнить баланс. Далее следует просьба купить карточку на 10, 20, 50 и даже 100 долларов и продиктовать по телефону ее секретный код. Если попался бдительный человек, мошенник просто вешает трубку. Но, как правило, находясь в стрессовом состоянии, люди выполняют просьбы «пострадавшего». После этого мнимый родственник перезванивает и с облегчением сообщает, что конфликт удастся уладить и откупиться от пострадавших в ДТП сторон. Нужно лишь в условленном месте передать посредникам от 300 до 1500 долларов. Человек передает деньги, а когда через некоторое время перезванивает родственнику, чтобы узнать, все ли в порядке, с удивлением узнает, что тот даже не знает, что с ним приключилась такая неприятность.

«Ложный приз».

На мобильный телефон абонента звонит человек и представляется ведущим музыкальной радиостанции. Он поздравляет с выигрышем ценного приза. Чтобы его получить, необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию. Человека поздравляют, тот передает приветы, заказывает песню и узнает еще одну приятную новость: он получит призP телефон. Его сразу подключат, нужно лишь в течение 30 минут купить карту пополнения счета одного из сотовых операторов («ведущий» говорит, какого именно) и сообщить ее данные диджею. Абонент исправно выполняет указания, но, придя через несколько дней за подарком, узнает, что на радиостанции такого конкурса не проводили и телефоны никому не дарят.

«SMS -просьба».

Не так давно абоненты сотовых операторов стали получать SMS-сообщения с незнакомых номеров такого содержания: «У меня неприятности, позвони мне по этому номеру, если он отключен, положи на него деньги и перезвони». Попадаются на удочку в основном пожилые люди, которые думают, что пишет кто-то из родственников.

«Платный код».

Звонит человек, представляющийся сотрудником центра поддержки клиентов сотового оператора с предложением подключить новую эксклюзивную услугу. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для перевода средств со счета абонента на счет мошенников.

«Штрафные санкции оператора».

В этом случае мошенник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора сотовой связи и сообщает, что клиент не оповестил их о том, что перешел на другой тарифный план, не внес плату своевременно, воспользовался без предупреждения услугами роуминга и другое. Поэтому нужно оплатить штраф, отправив на указанный номер данные карт оплаты. Естественно, деньги сразу переходят к мошенникам на счет.

«Акции оператора».

Клиенту сообщают, что проходит акция, по условиям которой абонент до конца недели, месяца или года получает возможность бесплатно звонить в любые города России. Для этого нужно лишь отослать коды карт оплаты в службу информационной поддержки на указанные номера телефонов. Счастливый человек отсылает коды и благополучно пополняет счета мошенников.

«Ошибочный перевод средств».

На номер абонента приходит SMS с информацией о том, что на данный счет поступили средства при помощи услуги «Мобильный перевод». После этого звонит мошенник и сообщает, что только что ошибочно перевел свои средства на этот номер и просит вернуть деньги обратно тем же «Мобильным переводом».

* * *

9345 «мобильных» преступлений произошло в области в этом году.
335 разбоев раскрытоP 53%
2713 грабежей раскрытоP 28%
5554 краж раскрытоP 25%
743 мошенничеств раскрытоP 42,9%
1507 грабежей в общественных местах раскрытоP 29%

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>