Абитура путёвка в жизнь?
текст: Ксения Боровинская29.08.2008
Если ты хочешь чего-то добиться в России, то должен добиться этого в Москве. Так считают москвичи.P Но и без всяких считалок понятно, что пробки в столице самые затяжные, понты самые пафосные, цены самые баснословные, жизнь самая суматошная. Образование если не самое качественное, то самое престижное точно!
В круге первом
В представлении сознательной половины старших школьников поступление в МГУ начало координат в системе «Идеальная жизнь».
В представлении школьников-не-москвичей (или провинциалов, хотя назвать Екатеринбург, например, провинцией язык не поворачивается!) это ещё и потенциально красивая сказка о том, как из плохо-бедно-тяжело стало успешно-преуспевающе-богато.P
В представлении московских журналистов старой закалки журфак МГУ это не образование, так, чепуха для богатых лодырей.
В представлении же молодых челябинских журналистов журфак МГУ кладезь знаний плюс багаж знакомств плюс непаханое поле для возможностей. Поэтому эти наивные создания иногда решают: «Шлака не держим!» и едут покорять столицу.
Москва ослепляет огнями аэропорта, потом дышит гарью в лицо в экспрессе, толкает локтями в метро, кусает не по-уральски здоровыми комарами. (Если сюжет фильма «Звёздный десант» начнёт сбываться, Москва будет первой!) В общем, столица встречает приветливо.
Вокруг здания журфака круглосуточная толпа. Приёмная комиссия работает часа четыре в день, подать документы с первого раза невозможно.
Плотное кольцо заботливо квохчущих мамаш сжимает и подталкивает толпу абитуриентов (тех из них, кто в Москве первый раз, видно по блаженно-дебильной улыбке; такие же лица почему-то у пожилых немцев или голландцев, которые, насмотревшись американских экшенов про русскую мафию, приезжают на неделю в дикую страну, захватив с собой килограммы батареек и антибиотиков).
Журфак МГУ это просто квинтэссенция очередей. Процесс подачи документов занимает не один час: обежать все этажи, растолкать мамаш, которые, увидев (или нафантазировав) угрозу для личного пространства своего чада, превращаются в истеричных фурий, собрать все бланки, поставить все печати, написать свою биографию, заполнить с десяток анкет и наконец получить пропуск в общежитие!
ДАС, милый ДАС
ДАС (Дом аспирантов и студентов. Авт.) МГУ это мини-карта России и ближнего зарубежья. В комнате сверху китайцы варят на электрической плитке нечто мутное, булькающее, пахнущее не то «Доктором Момом», не то овсянкой.
Снизу молодые кавказцы делятся, что у русских девушек самые красивые ээ глаза! Слева рассказывают про достопримечательности Липецка и климат Севастополя.
Справа выкинули сгоревшую гречку в окно: «Ой, извините!» Инфраструктуре общежития позавидует любой элитный жилой комплекс. На первом этаже находятся прачечная, библиотека, круглосуточный магазин, бассейн, солярий, парикмахерская, кинозал
Коммунизм в масштабе двух корпусов есть всё и бесплатно! Поиски сковородки по этажу, разговоры на балконе («А, ты из Челябинска! Холодно у вас там, в Сибири?»), совместные планы покорения мира, в перерывах попытки подготовиться к экзаменам это ДАС.
Целая подборка характеров. «Я всё проверяю опытным путём. Возможно поступить на журфак МГУ без подготовки? А со второго раза? А с третьего?» делится жизненной позицией чудаковатый финн российского происхождения (получивший, кстати, грант на обучение в университете Хельсинки. Но из России уезжать отказался).
А долговязый волжанин, хрестоматийный ботан с лицом, обезображенным интеллектом, начинает все фразы со слов: «Я имел дело с информацией, согласно которой» По-моему, это чуть-чуть нездорово.
Отдельное спасибо «Нашей Раше». Именно благодаря ей Челябинск знают как удивительное место, где угрюмые, вонючие, волосатые мужики, местами геи, разрезают писсуар пополам и пьют водку носом.
О том, что 70 процентов российских труб сделаны на ЧТПЗ, никто не вспоминает почему-то. А Аркаим (!!!) вообще вызывает ассоциации с водохранилищем!
Творческие муки
Творческий конкурс состоит из трёх этапов: рейтинг публикаций, сочинение, собеседование (на нём могут спросить что угодно, типа: «Расскажите подробности развала РАО ЕЭС.
Почему вы решили стать журналистом? Как звали мужа Ахматовой? Кто такой Феофилактий Косичкин? Сколько стоит килограмм сахара?») Прошедшие творческий, допускаются к экзаменам: русский, литература, английский.
Этот перечень обычно отпугивает наиболее пораженчески настроенную часть поступающих. После весьма продолжительной очереди (куда без неё!) экзаменаторы на творческом конкурсе (двое: преподаватель МГУ и журналист) налетают сразу и подвергают массированной психологической атаке.
Жёсткому прессингу, в общем. Зато из аудитории абитуриенты выходят с весомым: «А оно мне надо?!!» Когда в 20 лет пытаешься поступить в университет, понимаешь, отчего так паникуют сорокалетние старые девы.
Вот что значит «последний шанс» Но, как выяснилось, таких «второгодников», безнадёжных оптимистов с бараньей упёртостью, штурмующих МГУ второй, третий, а то и четвёртый раз, собралась целая диаспора.
Соотнося сведения о предыдущих годах с теорией вероятности, они одержимо высчитывали, какая же из семидесяти тем попадётся завтра на сочинении.
Утром перед экзаменом тишину прорезало неожиданное: «Ты вернёшься домой, но уже другим теперь ты в армии! Во-о-о...» так своеобразно паниковали парни этажом выше. Вокруг царила атмосфера лёгкой истерии.
Уверенные в себе, прагматичные, не предающиеся гнилой рефлексии представители поколения Y подкладывали пятаки под пятки, спали в обнимку с учебниками, не мыли голову несколько дней, вставали с правой ноги, крестились и приговаривали: «ни пуха ни пера» одновременно...
В аудитории выяснилось, что примитивным статистическим анализом преподавателей МГУ не проведёшь. Одну из тем сочинения поменяли через пятнадцать минут после объявления, нарушив тем самым процедуру экзамена.
Возмущённые абитуриенты в ответ саботировали правила с помощью откровенной контрабанды шпаргалок, эсэмэсок, несмотря на обещанные электронные глушители, вызывающе громких подсказок вслух.
Результаты
Ожидание результатов гремучая смесь из облегчения и неизвестности. Изменить уже ничего нельзя это все понимают. Но обсуждение ошибок, мифический подсчёт баллов идёт повсеместно.
Наиболее беззаботные на этой стадии вспоминают, что Москва это не только общежитие и учебники, но ещё галереи («Я не пью!» ответила соседка по комнате на моё предложение сходить в «Винзавод» (центр современного искусства. Авт.)), концерты, кинотеатры, парки, кафе, театры и просто прекрасные места.
Пикник «Афиши» это 55 000 красивейших людей. Минус десяток гопников, купившихся на дешёвые билеты, плюс симпатичный персонал.
Эти несколько дней Москва не щетинится и не скалится, она подмигивает, усмехаясь по-доброму. Потому что лето, потому что незнакомый город, а мы молоды, счастливы, уверены в успехе.
В этот момент мы понимаем, что нравимся друг другу, что мы будто бы знакомы десять лет и что, даже разъехавшись по домам, мы уже не потеряемся. Чужой город сближает гораздо сильней, чем общие интересы.
Граница между абитуриентами-москвичами и приезжими не бросается в глаза, как в американских старших школах, но заметна при определённой доле внимательности.
А вот в МГИМО, например, даже столовые разные бизнес- и экономкласса. Но все эти минусы меркнут и теряются перед ощущениями новизны, перед приятным страхом неизвестности.
По коридору журфака прошёл господин Прохоров. И смысл не в том, что я увидела живого Прохорова, а в том, что если мы ходим по одним и тем же улицам, то у нас (с Прохоровым) одинаковые возможности, то есть я тоже смогу стать как он (по уровню я имею в виду). Самое потрясающее в Москве это ощущение всевозможности.
Уроки геометрии
Я не поступила недобрала баллов. Не то чтобы откровенное фиаско, скорее красноречиво молчащее отступление. После объявления результатов разнородная масса абитуриентов разделилась на две неравные подгруппы ликующую (их было мало, и они быстро смылись праздновать) и скорбящую.
Вокруг, размазывая тушь по щекам, причитали девушки. Нервно курили и кричали в телефон, что здесь всё проплачено. Мы «второгодники» держались обособленной печальной кучкой.
«Ну, в следующем году точно поступлю, усмехнулся корреспондент «КП» с пятилетним стажем. И мы не неудачники, мы авантюристы!»
Экс-декан, а ныне президент факультета журналистики МГУ Ян Засурский поступил когда-то с третьего раза. У Владимира Соловьёва нет журналистского образования. А одна мульти-упорная девушка недобирала баллов шесть лет подряд.
Поступила на седьмой. И я не оправдываюсь. Просто в этой системе под названием «Жизнь» координаты желаемой точки (x; y) ещё не известны, вернее, не заданы.
И от неудачи прямая не обрывается, она превращается в кривую или ломаную, а это (насколько я успела заметить) ещё интереснее.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>