Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Видеть бы хоть немножко

Видеть бы хоть немножко

текст: Ирина Козлова
29.08.2008

КартинкаЧелябинские слепые: три судьбы из тысячи.
В Челябинской области более тысячи инвалидов по зрению. Среди них слабовидящие и абсолютно слепые люди. Они рядом с нами, но мы часто просто не помним об этом.

Он должен был стать счастливым

Сергей относится к так называемым слабовидящим людям. При остаточном зрении он носит очки с толстыми линзами, а читает еще и через увеличительное стекло. Его движение по улице, в здании кажется несколько странным: он идет, наклонив торс вперед, походка слегка пружинная, он оглядывается по сторонам, словно напуган.

Сергей на домашнем обучении окончил школу, поступил на филологический факультет ЧелГУ. На лекциях пользовался диктофоном и одновременно сам фиксировал речь преподавателя в тетради. Порой обращался к одногруппникам с просьбой записать сложные и незнакомые слова. Первое время это было диковинкой: они с трудом воспринимали человека, который казался пришельцем с другой планеты. Это потом, ближе к пятому курсу, Сергей стал своим в группе, его полюбили и искренне радовались его успехам в учебе.

После третьего курса, во время летних каникул, он освоил азбуку Брайля. Для него это было большой радостью, и он делился ею с окружающими. Сергею очень помогает в жизни то, что он верующий. Вера дает иное отношение к жизни, осознание того, что жизнь временна и коротка, что есть высшие, незримые ценности и что слабое зрение пустяки.

Конечно, он много переживал. Он то хотел сделать операцию, и надежда окрыляла его, то отказывался от услуг врача, надеясь, что Господь, если будет угодно, вернет ему зрение; если же нет ничего страшного. Сергея однажды сильно подстегнула и ободрила мысль, которую он прочитал в книге: «Я был несчастен от того, что у меня нет обуви, пока не увидел человека, у которого не было ног».

Каждому, кто хоть немного интересовался его судьбой, он готов был всю душу раскрыть. Слушать его всегда было интересно. Он позволял себе то, что, казалось бы, с его здоровьем делать нежелательно: на первом курсе отправился с одногруппниками на Таганай, шел наравне со всеми и не просил о помощи.

С детства Сергей писал стихи. Но почти все уничтожил, когда поступил в университет, когда изменилась его жизненная позиция. В творчестве прошлых лет, говорит он, много темного, нечистого. Он рассказывал, как тяжело ему было жить в детстве, юности. Рассказывал, как, будучи подростком, много думал о самоубийстве. Он полностью выстроил план действий, даже все почти приготовил. Но что-то удержало его от попытки. Он должен был стать счастливым.

Самое главное Сергей никогда не воспринимал себя как инвалида, поэтому и к нему так не относились. Ему доставляло огромную радость то, что он мог развеселить окружающих. «Мне нравится быть клоуном, не раз говорил он с улыбкой. Хоть кто-то посмеется!». А смеялись над его шутками, наивными высказываниями на лекциях очень часто. Он научился быть счастливым тем, что у него было, и других делал счастливыми. И к нему люди тянулись. Не то чтобы часто обращались за советом, считали лучшим другом. Нет. Но воспринимали его как равного.

Однажды в группе произошел небольшой конфликт. На консультации перед очередным экзаменом по зарубежной литературе Сергей попросил преподавателя относиться к нему более снисходительно, поскольку он не может прочесть тот же объем литературы, который под силу остальным. Казалось бы, объективный фактор, но не все в группе его поняли. Одна из девушек обвинила Сергея в том, что он вызывает жалость к себе, что он не имеет права на такие слова. «Мы все равны». И сам молодой человек сильно огорчился, хотел исправить ситуацию. Он говорил, что ничем не отличается от других, что у всех равные права.

Сергей состоит в обществе слепых, и там он находит постоянную поддержку, делится своим творчеством. Поэзия вообще стала его частью, неотъемлемой стороной жизни.

Одна беда на двоих

Когда рядом близкий человек, любое горе воспринимается не так тяжело. Анатолий Чернорусов и Ольга Соломинцева семья. Четыре года они вместе. Некому заняться оформлением документов, поэтому у них разные фамилии. Но это не страшно: разве может формальность поменять что-то в отношениях любящих людей?

Оба потеряли зрение еще в детстве. Ольга в восемь лет, Анатолий в пять. А познакомились в школе для слепых и слабовидящих детей. Как-то почувствовали друг друга: ведь они не могут увидеть и полюбить человека за внешнюю красоту. Почувствовали, поговорили. «Не уезжай, сказала Ольга своему будущему мужу, когда он собирался в другой город. Не уезжай. Ты мне небезразличен». С тех пор они не расставались.

Анатолий и Ольга держатся друг за дружку, они всегда вместе. Да и разве может быть иначе? Вместе готовят, гуляют, работают. Самостоятельно передвигаются по улице, ездят на городском транспорте. Только вот дается это им куда сложнее, чем обычным людям.

Супругам постоянно приходится спрашивать у прохожих номер транспорта. Да, им помогают, но порой они сталкиваются с нелепым, неадекватным поведением молодежи. Их намеренно сажают не на тот транспорт, высаживают не на той остановке. В троллейбусе подростки, замечая, что люди слепые, начинают корчить рожицы. Молодые люди, видя слепую девушку, совещаются, что сейчас «посадят ее на автобус, потом выйдут с ней на любой остановке, чтобы позабавиться». От пожилой женщины Ольга однажды услышала пожелание: «Да вас, слепых, как собак, резать надо! Ходите, мир заграждаете, палками своими тычете!»

«Однажды иду по улице, слышу за мной мальчишки: решили пошутить. Один обогнал меня и сел на корточки. Я дошла, палкой его нащупала. «Ой, говорю, кто-то кучу навалил». Иду дальше. Мальчик опять обогнал и сел на моем пути. Я его опять палкой задела и говорю: «Опять кто-то кучу навалил». Иду он опять передо мной сидит. Я взяла и палкой его по мягкому месту отлупила». «Ничего себе, слепая: весь зад мне палкой отбила!»

Ольга помнит краски, которые она видела в детстве, но стерлись из памяти лица родителей. «Когда я ослепла, думала, что одна такая на свете. Мне жить не хотелось. Наша квартира была на седьмом этаже, и я выходила на балкон, забиралась на перила. Мама подходила, одергивала меня, говорила: «Ты что, сдурела?». Или родители фильм смотрят, а мне непонятно: там же видеть надо. На кухню ухожу, под стол заберусь и там сижу, плачу. Или в ванну пойду, лежу в ней и постепенно ухожу, ухожу под воду. Меня оттуда спасали».

В городе много открытых колодцев. Это еще одна опасность для незрячего человека. «Дорогу раскопали, говорит Ольга, и не думают о том, что бабушка может ногу подвернуть или незрячие могут пойти. Как-то весной шла по улице одна: муж был дома, болел. У входа в подвал решетка была. Эту решетку кто-то убрал. Я машины обходила, и в эту дырку-то упала. Стукнулась головой, руку ободрала, куртку, пакет порвала. Мужчины подбежали, говорят: «Ой, как же вас угораздило?» Для кого-то это, может быть, и мелочи, а для нас

На знакомой местности у незрячих есть свои ориентиры, а палка их постоянный спутник. «Мы выходим во двор. Знаем, что здесь должно быть дерево. Дерево проходим дальше должна быть трансформаторная будка. В маршрутке ориентируемся по поворотам. Следующий поворот налевоP остановка «Улица Труда».

Смысл жизни для Ольги и Анатолия их работа. Они трудятся на учебно-производственном предприятии Всероссийского общества слепых. Занимаются изготовлением крючков, которые затем идут в производство. На завод попасть непросто: ситуация там нестабильная сокращается штат, ограничен фонд заработной платы. Супруги могут потерять работу в любой момент. На предприятии сегодня остались в основном пожилые незрячие люди. Молодежь с остаточным зрением устраивается в фирмы, работают массажистами, учителями. А многие просто сидят дома.

Ольга и Анатолий мечтать себе почти не позволяют. Все их робкие желания отдельное жилье, поездка на море. В конце беседы Анатолий, который по большей части молчал, произнес: «Ну конечно, самое наше большое желание видеть бы хоть немножко».
Ольга и Анатолий мечтать себе почти не позволяют. Все их робкие желания отдельное жилье, поездка на море. В конце беседы Анатолий, который по большей части молчал, произнес: «Ну конечно, самое наше большое желание видеть бы хоть немножко».

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>