Посчитали прослезились
текст: Светлана Журавлева17.09.2008
Чтобы платить педагогам по-новому, нужно перетрясти все школы
На условиях анонимности
С 1 сентября 21 учебное учреждение нашей области в порядке эксперимента перешло на новую систему оплаты труда. Вооружившись списком, отправляюсь на поиск собеседника, но люди шарахаются от меня, как от чумы. «Чего вы боитесь?»P спрашиваю напрямую. «А вы хотите меня без работы оставить?»P вопросом отвечает директор одной из школ.
С несвободой директоров сталкивалась и раньше. Спросишь, как вам новая мебель в школе? Немая сцена в ответ, а потом робкий лепет: «Извините, но я сначала в районо спрошу, могу ли отвечать на этот вопрос журналисту?» Поверьте, что смешного здесь мало. Когда один из руководителей при закрытии своей школы вступил в конфликт с районо, коллеги перестали с ним здороваться. Морально ему было очень тяжело. А ведь в душе все соглашались с ним, но боялись в глазах своего руководства подмочить репутацию. Не за себя боялись, за школу, которую могут ущемить материально, за коллектив, который могут оставить без наград и званий.
Мою собеседницу в прошлом уже наказывали за длинный язык, поэтому она согласилась высказать свое мнение о новой оплате труда только на условиях анонимности. Пусть будет так. Назовем ее для удобства Марией Ивановной.
Ну, все, внедряем. Поехали!
С введением новой системы оплаты труда получилось, как всегда. Еще не выслушали замечания и предложения педагогической общественности, как уже сказали: «Ну, все, внедряем. Поехали!» Начали с того, что фонд оплаты труда поделили: 70 процентовP базовая часть и 30 процентовP стимулирующая.
В общем-то, так было и раньше,P говорит Мария Ивановна. Только педагоги при единой тарифной сетке получали из фонда оплаты труда 75 процентов, а 25 процентов составлял надтарифный фонд.
Из него премировали учителей за победы в олимпиадах, успехи учеников при сдаче ЕГЭ и т.д., то есть платили за результат, что сейчас и предлагают сделать. Суммы были, конечно, небольшие: 700, 500, а то и 300 рублей, но вырастут ли они в связи с оплатой по-новому?
К 1 сентября Марии Ивановне нужно было увеличить стимулирующую часть до 30 процентов. Из чего? Денег на это не дали. Выход тут был один: сократить количество классов, отказаться от трех бесплатных для учеников предметов: экономики, права и второго иностранного языка.
По мнению Марии Ивановны, разработчики нового проекта на это и рассчитывали. Образование ведь для государстваP удовольствие дорогое. Одна только школа Марии Ивановны ежегодно получает более 12 с половиной миллионов рублей в условиях нормативного финансирования, когда деньги следуют за учеником. Они и составляют фонд заработной платы. А есть еще расходы на коммунальные платежи, ремонт, содержание здания и т.д. Суммы колоссальные, но в масштабах школы, в общем-то, небольшие. Средняя зарплата учителя здесьP восемь тысяч рублей. Не скажешь, что педагоги жируют.
Как человек объективный, Мария Ивановна готова признать, что деньги не всегда тратятся эффективно. Прочитав аналитическую справку министерства образования и науки нашей области, она поняла, почему появилось желание «причесать» российские школы. Классы опустели. Нагрузка педагога уменьшилась. На одного учителя сегодня в нашей областиP 12 учеников. Показатели, конечно, тянет вниз сельская школа. Но и в городе несмотря на другую загруженность, свободные площади найдутся тоже.
PМожно было бы на этих площадях открыть школыP детские сады,P размышляет Мария Ивановна.P Хотя бы как временный вариант при такой острой потребности в дошкольных учреждениях. И база бы потом не пропала. Ее ведь можно использовать для групп продленного дня, школьных лагерей.
PЕще не решили проблему финансирования школ, а уже переключились на зарплату,P недоумевает Мария Ивановна. Ее, как всякого человека, страшит неизвестность. Как она будет содержать и ремонтировать школу в новом учебном году?
Спасибо родителям!
Если бы не родители, то школу бы 1 сентября не открыли. Для проведения текущего ремонта нужно было 177 тысяч рублей. Ежеквартально школа на эти цели получает по 16 тысяч. Даже взяв сумму за два с половиной квартала, ремонта не сделаешь. С одной стороны, еще и надзорные органы давят, требуя выполнения разных условий. Про деньги, конечно, даже слышать не хотят. Ваши, мол, проблемы. С другой стороны, прокуратура стращает. Не смейте, дескать, заниматься поборами с родителей. Даже сумму, которой не хватает, вслух назвать нельзя. Так Мария Ивановна по-другому приспособилась. Говорит, сколько денег у школы есть и сколько требуется. А вы уж, мол, сами посчитайте, сколько не хватает. Посчитали. И собрали в этом году 500 тысяч рублей. По потребности надо было бы 700 собрать. Но благодаря жесткой экономии уложились и в эту сумму.
Овчинка выделки не стоит
PДо последнего тянула со слиянием классов,P продолжает рассказ Мария Ивановна.P Для детей ведь это болезненный процесс. В классах стало по 30 учеников, что не очень хорошо не только для учителя, которому, кстати, теперь я буду делать доплату за сложные условия труда. Под вопросом и судьба классов компенсирующего обучения для детей с отклонениями в здоровье и наполняемостью по 14 человек. Два таких класса уже закрыли. Стоят ли потери тех перемен, ради которых они замышлялись?
Пока фонд оплаты труда не вырос, преимущества новой системы сомнительные. По какой методике ни считай, а денег больше не станет. Ведь от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Дашь больше одному учителюP другой получит меньше. Вот и вся арифметика!
Но с 1 января будущего года фонд оплаты труда увеличится на 30 процентов. Как это отразится на зарплате педагогов? Сказать пока трудно, но полноценной прибавки точно не будет. И вот почему. С 1 января 2009 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) вырастает до 4330 рублей. Поскольку обслуживающий персонал в школе (технички, дворники и т.п.) получает меньше, то часть денег будет потрачена на повышение минимальных зарплат.
Детский сад в пролете
Но школы из 30-процентной надбавки потеряют еще не так много, как детские сады. Ведь там обслуживающего персонала до 50 процентов: няни, кухонные работники, помощники воспитателя и т.д. Некоторые детские сады при подсчете зарплаты по-новому остаются даже в минусе. Но ведь местная власть обещает, что новая зарплата ниже прежней ни у кого не будет.
P Методика расчетов пока действительно не отработана,P говорит заведующая челябинским детским садом 17 Ирина Рыбалко.P Но я смотрю в будущее с оптимизмом. Думаю, что хуже все равно не будет.
Что питает ее веру? Столько в детские сады, как сегодня, по словам Ирины Владимировны, еще никогда не вкладывали. У малышей появились новые игрушки, спортинвентарь, компьютеры. В области открываются новые группы и детские сады, сотрудники получают надбавки. Поэтому, почему нужно ждать худшего, если тенденция к улучшению налицо?!
Без денег родителей
В департаменте Москвы заявили, что школы в новом учебном году не будут нуждаться в родительских деньгах. Финансирования хватит на все, даже на оплату охраны.
Забастовку отложили
Учителя Звериноголовской средней школы в Курганской области требуют прекратить эксперимент по введению новой системы оплаты труда и вернуть 14-процентную надбавку к зарплате, введенную правительством России с 1 февраля. Они опасаются потерять существенную часть своей зарплаты. На собрании коллектива учителя проголосовали за проведение предупредительной забастовки 2 сентября, но потом ее перенесли по более поздние сроки.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>