Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Только на «Камерате»

Только на «Камерате»

текст: Владимир Спешков
02.10.2008

КартинкаДва первых вечера юбилейного фестиваля подарили встречи с незаурядными спектаклями и редкими актерскими индивидуальностями Санкт-Петербурга и Красноярска.

Театральный фестивальP это спектакли. И если говорить всерьез, то только спектакли. Разумеется, и радость встреч театральных людей после долгой разлуки (ведь с предшествующего этому фестиваля в другом городе прошла целая неделя, а то и две), и особая атмосфера, разговоры в кулуарах и в ходе «официальных» обсуждений, работа строгого жюри, мастер-классы... Честно говоря, со всем этим у юбилейной (десятой) «Камераты» не очень ладно. Та раздраженная усталость, которую хозяева сочли возможным предъявить гостям и журналистам с первого же вечера, оказалась заразной и не лучшим образом влияет как раз на фестивальную атмосферу. «Посыпалось» жюри: москвичиP редактор журнала «Станиславский» Григорий Заславский и арт-директор Центра имени Мейерхольда Павел РудневP по разным причинам в самый последний момент отказались от поездки в Челябинск. Плюс вечные организационные неувязки, а ведь вообще-то механизм настоящего фестиваля должен работать, как швейцарские часы.

Но все это забудется, а вот два первых спектакля «Камераты-2008» останутся в памяти, потому что стоят того. В первый вечер на фестивальной сцене сошлись дух античности, парадоксы интеллектуальной (экзистенциальной) драмы середины прошлого века и типажи современных телехроник. Лев Стукалов поставил свой спектакль «ЯP Медея» по пьесе Жана Ануя в петербургском «Нашем театре» практически на пустой сцене: только багряная кулиса и натянутая веревка для белья, которое бесконечно стирает бывшая колхидская царевна, детоубийца и брошенная жена Язона. Актриса Марианна Семенова играет в своей Медее не столько помесь варварки с богиней, сколько женщину из лагеря беженцев. Из Чечни, Осетии, ГрузииP неважно. Женщину, брошенную единственным мужчиной, на которого она могла опереться. Голый человек на голой земле. Чужая. «Ты здесь чужая. Оставь нас под этим безоблачным небом»,P говорит ей лукавый и усталый правитель Креон (Данил Кокин). Кто знает, как рождается и прорастает дух сценической трагедии? В руках женщины в черном с кавказским акцентом вдруг окажутся белые рубашки сыновей (их убийствоP месть Язону и всему этому враждебному мируP еще впереди), и зал пронзает не ужас, но предчувствие ужаса. И будет вой в ночи уже не женщины, а раненого зверя, багряная кулиса превратится в языки пламени (грандиозный питерский сценограф Александр Орлов), бессильный плач Язона (Сергей Романюк) перейдет в какое-то рычание, и на мгновение (не более, но и не менее) со сцены дохнет истинной трагедией. Надо сказать, что в этом петербургском спектакле в роли Хомера мы увидели Дмитрия Лебедева, еще в прошлом сезоне бывшего актером Челябинской академической драмы. Пожелаем ему успеха в новом театре.

День спустя Красноярский драматический театр имени А.С. Пушкина сыграл на сцене «Манекена» спектакль «Похороните меня за плинтусом» по модной и даже скандальной книге Павла Санаева. Санаев сын актрисы Елены Санаевой, пасынок Ролана Быкова (ему посвящена книга), внук народного артиста СССР Всеволода СанаеваP как тот персонаж из анекдота, «про всех написал». И про маму, и про отчима, и про дедушку, и прежде всего про бабушку, Бабоньку, главную героиню и повести, и спектакля. Разумеется, это беллетристика, а не документальная проза, но персонажи уж слишком узнаваемы, и вываленные на тебя чужие семейные тайны, скандалы, любови-нелюбови, война старой, никем не любимой, одинокой женщины с целым миром, а главноеP с собственной дочерью, война, поле битвы которой внук и сын, при чтении ошарашивают. В огромном (четыре часа, но ни минуты не скучно) спектакле молодого режиссера Алексея Крикливого все немного по-другому и о другом. Во-первых, очень много игры, представления, сценических интермедий, театра. Театра воспоминаний. Не очень молодой, совсем не худой и, прямо скажем, лысый мужчина (актер Даниил Коновалов) вглядывается в собственное детство (олимпийский 80-й год), как в зеркало. Вспоминаешь строчки Ходасевича: «Неужели вот онP это я? Неужели мама любила такого, желто-серого, полуседого и всезнающего, как змея?». Актер, как в новую кожу, бесстрашно впрыгивает в детские колготки и рубашонку, и через минуту уже не представляешь, что «вонючая, смердящая, проклятущая, ненасытная калека» Саша Савельев может быть иным. Я давно не видел такой убедительной театральной условности.

Постановка красноярцев (великолепная труппа в этой драме, а роль деда играет народный артист России Алексей Исаченко, когда-то бывший Воландом и Георгием Победоносцем на сцене озерского театра «Наш дом») это два спектакля в одном (что может быть и чрезмерно, но гораздо лучше, чем ни одного, как порой бывает). Первая половинаP парад изобретательно придуманных сценических аттракционов (вся атрибутика пионерско-олимпийского детства идет в дело, но используется не грубо, а смешно, элегантно и по-настоящему ностальгически, полет олимпийского мишки вызывает просто-таки волну эмоций в зрительном зале), сценический гротеск, быт, одухотворенный театром и превращенный в чистую музыку театрального действа. Счастье для зрителя (я видел, как в первом ряду знаменитый худрук Самарской драмы, гость «Камераты» Вячеслав Гвоздков радовался происходящему на сцене, просто как дитя). Второй акт (большая его часть) почти классический, душевыматывающий психологический театр. До полной гибели, всерьез, до страшного, огромного монолога матери под запертой дверью дома дочери (за запертой дверьюP внук), до растерянных домочадцев у разверстой могилы Бабоньки. Ее грандиозно и тоже бесстрашно играет красноярская актриса Галина Саламатова. Обаятельная и по-настоящему красивая женщина не побоялась превратить себя в слоноподобное чудовище, домашнего монстра, жаждущего только одногоP крохотный кусочек любви в ответ на ее клокощущие чувства. Но если нет любви, ничего нет, и это «ничего» актриса играет со страстью Медеи. Во время ее огромного финального монолога (откуда силы берутся после почти четырех часов просто даже физически тяжелого спектакля?) вспоминаешь вдруг что-то свое, глубоко личное, самое важное. Так бывает очень редко, и подобные эмоцииP примета настоящего театра. Небанального, глубокого иP это на провинциальной и не только сцене вообще абсолютная редкостьP тонкого. Театра подлинных чувств и сценических подробностей.

Важно сказать вот что: спектакли, подобные тем, что привезли петербургский и красноярский театры, в Челябинске увидеть можно только на «Камерате». Ни антрепризы, ни гастроли пафосных и модных столичных трупп встречи с таким театральным «форматом» не подарят. Так что спешите принимать дары от авторов «Камераты» номер десять. Сегодня на фестивале день ирландского драматурга Мартина Мак-Донаха (спектакли по его пьесам из Екатеринбурга и Перми), завтра «Коляда-театр» играет своего знаменитого «Гамлета», будут театральный Петербург, Алма-Ата, Нижний Новгород. Будет еще не меньше трех-четырех редких, штучных спектакля. А на театральном фестивале это главное.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>