Ее мимолетное счастье
текст: Лидия Садчикова07.11.2008
От социальных кризисов народную артистку России Валентину Качурину спасают интересные роли, семья, сад и хорошие люди
9 ноября у актрисы Валентины Качуриной юбилейный вечер 40-летие творческой деятельности. Это событие народная артистка России отмечает на сцене родного театра драмы имени Н. Орлова. Зрители и почитатели таланта Валентины Васильевны увидят премьерный спектакль «Волки и овцы» А. Островского.
Что ощущает прима театра на премьере?
Всегда волнуюсь, всегда! И конечно, горжусь, понимая, что премьера это подарок и зрителям, и себе. Постановщик спектакля «Волки и овцы» Аркадий Кац не раз говорил: «Испытывайте счастье от пребывания на сцене. Когда артист ощущает кураж, его состояние передается залу и зритель заряжается его энергией». Я всегда радуюсь, когда это случается. Хотя пьесе более ста лет, она очень современна. Ее герои ради денег идут на любые подлости. Духовное начало исчезло, и деньги поглотили все. Разве это не про наше время?
Нынешняя ситуация в стране отражается и лично на мне, и на жизни театра. В первую очередь меня шокируют постоянный рост цен. Руки опускаются, когда видишь, как дорожают самые необходимые продукты. А зарплату нам не повышают. Актеры бедствует. И если бы не грант губернатора, позволивший хоть как-то поддержать актеров, то я не представляю, что было бы с нами. В нашем театре из-за отсутствия средств вынуждены были отказаться от спектакля, что планировался к юбилею замечательной актрисы Марины Меримсон. Это ужасно! Мы ведь и так не шикуем, не строим декорации за миллионы. Ну, исчезнет театрP и что останется? Казино? Варьете? Не хотелось бы. И так уже идет процесс разложения общества. Когда меня одолевает депрессия, я стараюсь вытащить себя из этого состояния: всегда иду к людям, к природе, в театр. Потому что только это согревает душу и дает возможность жить дальше
Как-то наша газета проводила для читателей «Прямую линию» с Александром Калягиным, приехавшим в Челябинск на гастроли. Вы позвонили ему как председателю Союза театральных деятелей России, возмущаясь нелегким положением актеров в периферийных театрах.
Он ответил: «Конечно, Валентина Васильевна, будем думать». Но дальше слов дело не пошло. А недавно из теленовостей узнаю, что по решению Госдумы из бюджета, выделенного на текущий год для сферы культуры, снято восемьсот с лишним миллионов рублей. Опять впала в депрессию: это ужасно, деньги отнимают у самых обездоленных. Считаю, что государственные театры должны содержаться достойно, тем более репертуарные. Они последнее прибежище уникального явления русского психологического театра.
Поддерживаете ли вы связь со своими однокурсниками?
Не со всеми. К сожалению, многих уже нет. После окончания Саратовского училища мы поехали по распределению в Барнаульский театр юного зрителя и повезли туда все дипломные спектакли. Там я много играла главных ролей, но два года спустя коллектив распался. Руководитель, который нас туда привез, оказался малоинтересным творческим человеком. В результате мы разбрелись кто куда. Я попала в Челябинский театр драмы, в котором работаю уже 38 лет.
Несколько лет назад мы с мужем были в Уфе. Там гастролировал Оренбургский театр, и я увидела на афишах имя народного артиста России Андрея ЛещенкоP моего однокурсника, с которым мы не встречались тридцать лет . Мы пошли в театр на закрытие гастролей, Андрей играл главную роль. Я волновалась: узнаю его или нет? Он в молодости был длинноногим красавцем с пышной шевелюрой. И вдруг выходит совсем другой, незнакомый человек. Но как только он заговорил и я услышала знакомый голос и хорошую сценическую речь, то сразу узнала нашего Андрея.
Спектакль закончился, труппу с окончанием гастролей вышли поздравить местные власти. Попросила слова и я: «Уважаемые зрители, я народная артистка России Качурина Валентина Васильевна из Челябинска. Мы с Андреем Федоровичем Лещенко вместе учились. Спустя 30 лет впервые вижу его на сцене и счастлива, что он состоялся как большой актер, что он в такой великолепной творческой форме». Мы обнялись, зал стоя аплодировал, и все плакали. МыP от счастья.
От Андрея узнала, что у Евгения Поплавского, еще одного нашего однокурсника, тоже народного артиста России, творческие проблемы в его курском театре. Я тут же позвонила Евгению и сказала: «Ты нужен нашему театру, здесь займешь достойное тебя место». Вскоре Женя сам приехал в Челябинск. В это время в театре находился Аркадий Кац, он сказал Орлову: «Это же явный талант». И на нашей сцене появился профессионал, замечательный партнер. Мой однокурсник стал любимым актером многих челябинских зрителей.
«По натуре я бунтарка. И порой корю себя за то, что не так часто реализую это свое качество»
PКакие роли доставляют вам особое удовольствие?
PКонечно, роли классического репертуараP героини Чехова, Островского, Шекспира, Шиллера. В основном я играла сильных духом женщин. Мария Стюарт, идя на место казни, специально надела красное платье, чтобы кровь была незаметна, когда палач отрубит ей голову. Без помощи стражи взошла на эшафот: не хотела, чтобы видели ее слабость. Такие роли требуют большой внутренней силы, энергии, мастерства и таланта. Для меня в этом смысле примерP Константин Райкин. Его спектаклиP эталон, к которому надо стремиться. Когда смотрю на игру Райкина, восхищаюсь, сопереживаю и думаю: как хорошо, что я сопричастна к искусству. Недавно на фестивале «Сцена-2008» посмотрела «Тартюфа» Златоустовского драматического театра. С какой отдачей они играют! Это дорогого стоит.
PА как давно вы, ведущая актриса труппы, играли неглавную роль? Наверное, и не вспомните.
PСовсем недавно. Три года нашим театром руководил Владимир Гурфинкель, он поручал мне второстепенные и даже эпизодические роли. Не скрывал, что делает ставку на молодежь. Для меня это был мучительный период. У него на первом плане была форма. Мне неоднократно приходилось с ним спорить. Для меня театр в первую очередьP это актеры, а затем все остальное.
PАртисты часто говорят, что любят свои роли, как детей. А вот реальных детей не все решаются завести. Вы успели родить и сына, и дочку.
PОниP свет в окошке, ничего не может быть лучше. Я актрисам говорю: «Рожайте! Жизнь пройдет, а дети останутся». Наш артист, Павел Миронович Шустиков, говорил мне: «Ну, Валентина, никогда не думал, что у тебя будут дети. Ты настолько была поглощена сценой, что удивила многих». Я всегда хотела ребенка, но только от любимого человека. Аня учится на последнем курсе факультета журналистики, Вадим уже работает. Теперь мечтаю о внуках. Сын шутит: «Я тебе своих детей не доверю, ты их избалуешь». «Не избалую».P «Пиши расписку!» Пожалуйста, напишу, лишь бы внуки были.
PВалентина Васильевна, стал ли Челябинск для вас родным?
PЗдесь у меня семья, друзья, зрители. Но, будь моя воля, я бы театр перетащила в экологически чистое место. Театр для меня всегда был оазисом. Мы жили в любви. Наум Юрьевич никогда не позволял себе голос повысить. Для артистов шок, когда многие нынешние режиссеры не считают зазорным ругаться матом. Я уж не говорю о молодежи на улицах города. Поэтому стараюсь ограничивать свой круг общения театром, домом, друзьями.
Давно дружу с Ниной Шелховской, преподавателем французского языка ЧелГУ. У нас почти одновременно родились дети. Она смотрела все спектакли нашего театра. Она, конечно же, моя поклонница. Своей дочери она сказала: «Когда играет Валентина Васильевна, это надо смотреть, это всегда качественный спектакль». И вообще она ценит актеров и всегда идет в первую очередь именно «на актера».
PИдеальный зритель! Вот бы все были такими.
PРаньше мне казалось, что челябинский зритель очень театральный, и это неоднократно отмечали гастролирующие в городе труппы. К сожалению, положение изменилось, зрители ведут себя, как на стадионе. На спектаклях можно услышать свист, громкие разговоры, я уж не говорю о телефонных звонках во время спектакля. Балом правит массовая коммерческая культура: звезды эстрады, гастролеры с дешевой антрепризой, на которых, к сожалению, идут зрители, правда, потом многие говорят, что наш театр лучше. Так не платите деньги за халтуру, не аплодируйте стоя, не восхищайтесь откровенной подделкой!
PЧего вы не приемлете более всего?
PНепрофессионализм и вранье. Как правило, первое тянет за собой второе.
PХочется противостоять несовершенству реального мира?
PПо натуре я бунтарка. И порой корю себя за то, что не так часто реализую это свое качество. Всего один раз участвовала в демонстрации профсоюзов, выступавших за права человека, за достойную зарплату, даже давала интервью местному телеканалу, в котором, правда, оставили только поздравления с праздником. На Западе люди активно выступают за свои права, против сокращения рабочих мест, низкой зарплаты. А мы молчим. Почему? Нас все устраивает? Нет. Мы боимся. Мне на глаза попалась статья Владимира Познера, в которой он ссылается на высказывание итальянского мыслителя, писателя, политического деятеля эпохи Возрождения Никколо Макиавелли: «Народ и общество, которые долго и покорно несли иго рабства или угнетения, теряют дар божий: любовь, чувство собственного уважения и независимость. Эти категории заменяются низкопоклонством и холуйством. Такой народ и такое общество не могут воспользоваться плодами свободы, даже полученной по счастливой случайности».
Осмысливаешь это, становится не по себе. Что ж делать. Надо жить.
Меня выручает мой сад. Приходит весна, просыпается природа, раскрываются почки, зацветает вишня, приезжают мои любимые соседи. На душе становится тепло. А если появляется талантливый режиссер, интересная роль, то с головой погружаешься в профессию, окунаешься в творческий процессP и это счастье, которое дает мне ощущение мимолетной гармонии.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>