Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Как нас обманывают в супермаркетах

Как нас обманывают в супермаркетах

текст: Елена Титова, Наталья Арефьева
24.11.2008

Картинка«На рынке покупать продукты не стоит» не раз слышала эту фразу от знакомых. Мол, могут с ценой обмануть. Возникает вопрос: «А где тогда отовариваться?» Уверена: горожане сразу ответят, что лучше всего это делать в супермаркетах. Это удобно, быстро, а в некоторых случаях даже приятно. Но, как оказалось, и в больших магазинах могут ловко «обмишурить» нашего брата-покупателя.

Чтобы разобраться в этом более подробно, предлагаем рассмотреть несколько неприятных ситуаций, в которых могут оказатьсяP покупатели.

Как надлежит себя вести в подобных случаях? В любом случае нужно изучить Закон о защите прав потребителей. Многое встанет на свои места.

Лишняя единица товара

Не так давно одна из знакомых рассказала следующую историю. У неё в то время как раз намечался юбилей, и поэтому, придя в большой магазин, она почти час набирала необходимые продукты.

Приветливая кассирша терпеливо «пробила» весь товар и рассчитала покупателя. Дома знакомая решила ради интереса посмотреть чек.

И каково же было её удивление, когда она обнаружила, что вместо трёх бутылок красного вина ей пробили пять. При этом и другие товары были в большем количестве, чем в наличии.

На мой вопрос, почему же она не проверила чек у кассы, знакомая просто пожала плечами и горестно сказала: «Товара ведь много, даже не догадалась его подсчитать».

Чаще всего такое происходит, когда через сканер проходит одна покупка с последующим умножением. При этом помните, что при введении штрих-кода в кассовый аппарат вручную вероятность обсчёта резко возрастает.

Совет. Как рассказала пресс-секретарь управления Роспотребнадзора по Челябинской области Светлана Ожеред, в таком случае лучше отойти и проверить весь товар по чеку, сверив с приобретёнными продуктами. Если вы видите, что вам «приписали» лишку, смело двигайтесь к кассе.

Если же вы уже дома обнаружили, что вас обманули, то вы ничем не сможете это доказать. Так что проверяйте деньги не отходя от кассы.

«Украденный» товар

Другой не менее интересный случай произошёл с моей одноклассницей в Санкт-Петербурге. В супермаркете кассир не пробил одну единицу купленного товара.

Марина не обратила внимания, отошла от кассы, и к ней тут же подбежал охранник и обвинил её в воровстве. Вместе с сотрудником безопасности они отправились в одно из служебных помещений магазина, где охранник предложил покупательнице договориться без милиции. «Воровка поневоле» решила разойтись мирно и оплатила «украденный» товар в тройном размере.

Совет. Юристы советуют в данной ситуации стоять на своём и соглашаться оплатить товар в единичном размере, но никак не в тройном. При этом надо помнить, что охранники с правовой точки зрения вообще никто. Они могут лишь задержать вас до приезда милиции.

Ох уж эти ценники

С появлением современных систем автоматизации, наличие которых, кстати, и отличает супермаркет от обыкновенного продуктового магазина, появилось ещё несколько видов жульничества.

Самый распространённый подмена ценников, неправильно развешанные ценники, неверная информация на них. Так, часто на полке магазина стоит товар с одним и тем же названием, но при этом разный по стоимости.

Например, вино «Каберне» в подарочной упаковке стоит 200 рублей, а без неё 150. Покупатель приобретает простую бутылку, а ему пробивают её как подарочную. Согласитесь, когда тележка до отказа забита, заметить такую подмену сложно.

Типичная уловка круглосуточно работающих супермаркетов «плавающая дневная цена», которая указана на ценнике в торговом зале. Обычно она действует до определённого часа, а потом сменяется на «вечернюю». Но покупатель об этом узнаёт только на кассе или уже дома.

Совет. Если общая сумма ваших покупок существенно выше, чем та, на которую вы рассчитывали, не поленитесь проверить чек. Не стесняйтесь в такой ситуации вызвать менеджера магазина и предложите ему сверить стоимость товара на ценнике и в чеке.

Если же ценник не соответствует выложенному товару и менеджер магазина вас «не слышит», можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, советует Светлана Ожеред.

Подмена товара

Это нарушение широко распространено в он-лайновых и мелкооптовых магазинах, при оплате по безналичному расчёту. Сразу после оплаты товара клиент выясняет, что товар «в данный момент отсутствует на складе», а поскольку оплата уже произведена, то производится замена товара на «наиболее подходящий».

В случае если подменённый товар стоит дешевле, разницу покупателю никто не погашает. При этом никакой информации о наличии товара на складе на сайте магазина не размещается.

Совет. Помните, что вы вправе отказаться от замены товара. Необходимо просто сообщить об этом кассиру или менеджеру торгового зала.

Обвес

Отметим, что в супермаркетах не только обсчитывают, но и обвешивают, но более «культурно», чем на рынке. Дело в том, что уже расфасованные товары оцениваются не по массе нетто, а по массе брутто.

А это значит, что за каждый грамм упаковки покупатель платит по цене, скажем, завёрнутого в него фарша. Кроме того, иногда фасовщики используют более толстую плёнку.

Известна и методика моментальной заморозки специально политой водой рыбы (глазуровка) и морепродуктов, которая позволяет образовать слой ледяной корки. В результате покупатели часть денег (иногда до 30 процентов) отдают за обычную воду.

Другой способ обвеса основан на том, что многие продукты имеют свойство усыхать и терять при этом в весе. Например, поступили в магазин фрукты, полежали несколько дней и усохли в общей сложности на пару кило.

Чтобы не остаться в убытке, сотрудники сразу фасуют фрукты в пакеты, наклеивают на них этикетки с весом и стоимостью. И получается, что там, где указано 1,5 кг, содержимого может оказаться на 200 г меньше. Зачастую в коробке с дорогими пельменями или грибами оказываются похожие товары только из другой ценовой категории.

Совет. В данном случае, чтобы не платить за воздух, нужно просто перевешивать фасованный товар. При выборе его проявите чрезмерную бдительность.

Технология глазуровки просто необходима для некоторых видов продукции, рассказывает заместитель начальника управления по торговле и услугам Валентин Барановский.

Однако избыточной влаги должно быть не более трёх пяти процентов. Если купленная курица оттаяла и образовала после себя полную тарелку воды, то необходимо написать жалобу в управление Роспотребнадзора. Специалисты разберутся, кто не прав в этой ситуации: магазин или непосредственно предприятие.

Не первой свежести

Знакомая продавщица не так давно поделилась профессиональными секретами. В её практике случалось, что необходимо было сбыть товар с заканчивающимся сроком годности.

На товар просто наклеивались новые этикетки либо производилась замена упаковки с более «свежей» датой. Как правило, залежалый товар кладут сверху ближе к покупателю, а тот, что посвежее, убирают в глубину полки или холодильника.

Очень часто у продукции не просрочены сроки годности, но товар неправильно транспортируют и у него отсутствует сертификат качества. Особенно это касается мяса, мясопродуктов и скоропортящегося товара.

Бьющийся товар, который плохо расходится или у которого заканчивается срок годности, в неустойчивом положении ставят на самый край полки, где велика вероятность его задеть.

После чего бедолагу, уронившего стекляшку, просят оплатить «испорченный» товар. Однажды корреспонденту «ВЧ» пришлось чуть ли не насильно приобрести банку кофе «Нескафе».

Совет. Если покупатель случайно повредил товар, то оплачивать его он не должен. При покупке в супермаркетах (магазинах самообслуживания) приобретение товара (то есть переход права собственности на него) происходит в момент оплаты на кассе. До этого момента товар является собственностью продавца.

Нужно взять себе за правило всегда смотреть дату и условия хранения продукта, который вы собираетесь приобрести, замечает Светлана Ожеред. Если же вы всё-таки купили просроченный продукт, нужно принести его обратно в магазин и на основании чека поменять товар.

С сумками не расставайтесь

Почти во всех супермаркетах есть камеры хранения. Однако руководство магазина может требовать, чтобы покупатель оставил сумки за пределами торгового зала только в том случае, если он несёт за них ответственность.

Правда, будьте готовы к тому, что во время пребывания в магазине за вами неотступно будет ходить охранник или что вашу сумку на время нахождения в торговом зале «опечатают».

Если в ваших вещах уже находятся продукты, аналогичные тем, которые можно купить в данном супермаркете, об этом стоит предупредить менеджера. Иначе на выходе из магазина у вас могут потребовать доказательства того, что продукты приобретены в другом месте.

Совет. Обыскивать покупателя (а вернее его сумки) ни охрана магазина, ни его администрация не имеют права. Если у охраны возникли сомнения в добросовестности покупателя (есть подозрение о краже), то для проведения каких-либо процессуальных действий (досмотра, обыска и так далее) должны быть вызваны представители органов внутренних дел, комментирует Валентин Барановский.

Вход запрещён

Зачастую на двери супермаркета можно встретить таблички и объявления о том, что вход с собаками, мороженым, колясками и так далее в магазин запрещён.

На самом деле магазин может устанавливать любые ограничения, если они приняты в интересах обеспечения безопасности покупателей. Вряд ли кто-то будет возражать против запрета входить в торговый зал с мороженым, так как понятно, что оно начнёт таять и может испачкать пол, товары или одежду других покупателей.

Другое дело покупатели с детскими колясками или покупатели, передвигающиеся на колясках (инвалиды). Запретив им вход в магазин, администрация фактически лишает их права на покупку.

А здесь вступает в действие статья 492 ГК РФ, в силу которой договор купли-продажи является публичным, то есть магазин обязан продать товар любому лицу, которое согласно этот товар приобрести за предложенную цену.

Вместо послесловия

Мы перечислили лишь некоторую часть из того, что может произойти с покупателями в больших магазинах. Как мы видим, закон почти всегда на стороне потребителя. А поэтому если вы считаете, что вас обманули или нарушили ваши права, не бойтесь вступать в борьбу с нерадивыми супермаркетами.

А вы берёте чек?

В конце лета ВЦИОМ провёл опрос на тему, берут ли покупатели в магазинах чеки и чем они при этом руководствуются.

Как показал опрос, больше половины россиян (53%) берут чеки даже в маленьких магазинах, 12% делают это всегда.

Более внимательны к этой детали женщиныP 60% опрошенных дам признались, что требуют чек за любую покупку (для сравнения: среди мужчин таких 45%).

Любопытно, что чеки чаще берут более обеспеченные граждане, чем те, кто едва сводит концы с концами (57 против 49%).

Половина опрошенных забирают чек с покупкой, чтобы в случае чего не было проблем с обменом товара, столько же покупателей делают это для проверки стоимости покупки.

Для отчёта в бухгалтерии чеки требуются 9% потребителей. В этих ответах опять же чётко прослеживается разница между мужским и женским подходом.

Дамы чаще отвечали, что по чеку контролируют стоимость купленных товаров. Мужчинам он гарантирует возможность обменять или вернуть покупку.

Ещё один штрихP стоимость покупки и сдачу чаще сверяют люди в возрасте, чем молодёжь.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>