Настоящий Челябинск на глубине 42 метра
текст: Александр Кичигин01.12.2008
Корреспонденты «Челябинского рабочего» впервые увидели процесс строительства городского метрополитена изнутри
Территория строительства метро у Торгового центра огорожена. Строгий пропускной режим. Нашу группу сопровождают в раздевалку. Здесь на руки выдают новый фирменный комбинезон с эмблемой ОАО «Челябметрострой». Сегодня нашим провожатым станет генеральный директор предприятия Константин Абрамчук. Ноги укутываем теплыми портянками. Сверху резиновые сапоги. На голову надеваем каску. Без нее под землю не пустят. Обязательны головной фонарь с аккумулятором и самоспасатель (дыхательный аппарат на случай загазованности). Весь перечень инвентаря заносится в журнал. У подземного лифта отдаем одному из сотрудников специальные бирки.
Одно из главных правил каждый фонарь и самоспасатель должен иметь свой номер, поясняет руководитель. На спуск в шахту выдается соответствующая бирка. В случае аварии сразу можно определить, кто из рабочих в шахте, их фамилии и точное место нахождения.
Все это время лифт (шахтная клеть) спускается по вертикальному стволу под землю. Через несколько минут следует жесткий удар.
Приехали, констатирует провожатый. Глубина 42 метра.
Оказываемся в подземелье. От шахты в обе стороны отходят тоннели. Сворачиваем в правый. Впереди три с половиной километра. Со временем грязи под ногами становится все больше. Где-то проваливаемся по колено. Шагаем вдоль протянутых по подземному коридору рельсов. Пытаюсь проследить примерное направление движения. Вскоре начинаю путаться в ориентирах под землей не так-то просто определить маршрут. Навстречу идет вагонетка. Водителя электровоза можно определить только по включенному фонарику на каске. Метров за 20 от нас агрегат останавливается. Фонарик дергается из стороны в сторону.
Давайте отойдем от рельсов, предлагает второй сопровождающий, заместитель начальника участка Дмитрий Макаров. Это он спрашивает, можно ехать или нет. Сейчас ему скажу, что теперь можно.
Мужчина быстро описывает головой круг. Вагонетка продолжает движение.
Постепенно грязь переходит в мутную воду. Сверху (с кровли выработки) водопадами льется грунтовая вода. Местная техника ее не боится. Да и люди к таким условиям привыкли. Вечный сумрак, влажность, грязь это выдержит далеко не каждый. В основном сбегает молодежь. Но тот, кто остается, нередко становится фанатом своего дела. Некоторые работают под землей по 30 лет. Таких людей часто называют романтиками.
Перед тем как взрывать, мы ведем опережающее, разведочное бурение, по пути рассказывает Константин Абрамчук. Поэтому нет необходимости после каждого взрыва проводить расчеты для нового. Специальный станок бурит в направлении тоннеля скважину небольшого диаметра. Ее длина 60 метров. По этим данным мы уже видим, где грунт тверже, где мягче и где проходят подземные воды. Все данные по скважине документируются.
А взрывы здесь не тихие
Примерно через 30 минут ходьбы (точно определить сложно часы остались наверху) показывается тупик. Мы находимся под пересечением улиц Калинина и Кирова. Здесь стоит буровая установка. Это место профессионалы называют забоем. Краской отмечено много точек. Буровая установка начинает методично бурить шпуры по меткам. После этого в каждый шпур на глубину два метра закладывается взрывчатка аммонит 6 ЖВ. Ее используют исключительно для проходки тоннелей буровзрывным способом. В отличие от того же динамита ее невозможно взорвать в бытовых условиях.
Естественно, отверстия в стене бурятся по разработанной схеме, рассказывает Константин Абрамчук. Их количество и расположение зависят от крепости породы. А у нас она одна из самых прочных в России. Инженеры специально все заранее рассчитывают.
В момент заряжания и взрывания посторонним в забое находиться строжайше запрещено. Приходится отойти на 300 метров. Взрывники предварительно занавешивают место взрыва толстыми матами, которые должны удержать всевозможные осколки. Всего в забой заложили около 100 килограммов взрывчатки.
Принцип действия простой, делится секретами подрывного дела Дмитрий Макаров. Каждый детонатор имеет свою серию замедлений. Это какие-то доли секунды. Первой взрывается самая серединка тоннеля, образуя что-то наподобие стакана. Затем, начиная от середины, взрываются вторая и третья серии.
Все происходит молниеносно. Для человеческого уха это превращается в один большой хлопок. Если слушать в записи, то начинаешь различать множество хлопков. Самый крайний ряд шпуров окантовывает своды тоннеля. Точность направленных взрывов должна быть идеальной: отклонение в сторону не должно превышать двух сантиметров.
После громкого хлопка в ушах жутко звенит. На место взрыва сразу заходить запрещено. Из-за взрывчатки здесь распылилось много вредных газов. На полную мощность включается система вентиляции. 30 минут ожидания, и мастер аккуратно продвигается вперед. Попутно маленьким приборчиком делает замеры вредных веществ в воздухе. Все чисто.
В забое видны результаты взрыва: валяются маты, повсюду гранитная крошка. Взрывчатка не просто вырвала куски породы, она раздробила камень на мелкие куски. Такой результат запланирован заранее расчетами инженеров. Вскоре в забой прибывает погрузочная машина, которая грузит породу в маленькие вагоны. Далее устанавливаются чугунные кольца обделки тоннеля. По словам специалистов, один цикл проходки длится около двух суток. Результатом становятся два очередных метра тоннеля. В среднем скорость проходки на этом участке 20 метров в месяц.
Станция под рекой
Следующим пунктом становится станция «Торговый центр», расположенная под рекой Миасс. Очередная серия подземных коридоров. Смотреть приходится исключительно под ноги. Кажется, что под мутной водой ничего нет. Вперед металлические двери 60 сантиметров толщиной. В случае прорыва воды в подземные выработки, они закрываются в кратчайшие сроки, предотвращая затопление всей шахты. Впереди виднеются своды самой станции. Она сооружается слоями сверху вниз. Работа здесь не останавливается ни на минуту.
У нас очень плотный график, поясняет Дмитрий Макаров. Работаем в три смены по восемь часов каждая. В течение смены наши работники наверх не поднимаются. Обед здесь же, под землей.
Над головой пока метра четыре такова высота верхнего свода станции. До дна реки Миасс примерно 16 метров. В ближайшее время сюда опустят самую современную технику метростроевцев буровую установку Boomer M2D . Еще в прошлом году на ее покупку губернатор Петр Сумин выделил 15 миллионов рублей. Оборудование шведской компании ATLAS COPCO специально адаптировано к геологическим условиям Челябинска. Кроме того, у нее более легкое и удобное управление, по сравнению с уже устаревшими собратьями.
Пора двигаться на поверхность. Путь обратно кажется наиболее тяжелым устали ноги.
Около клети шахты ко мне подходит проходчик.
Все понял, мой друг чижик? спрашивает мужчина.
Да нет, такую работу вряд ли поймешь, не испытав ее на себе от и до.
Наверху нашу группу встречают щенки, живущие на территории стройки. На улице уже темно под землей и правда теряется чувство времени. В легкие врывается свежий воздух. Позади один день из жизни метростроевцев. И в такой работе простому обывателю трудно понять ту своеобразную красоту, что кроется на глубине 42 метров под городом. Однако многие метростроевцы уверены: там и есть настоящий Челябинск.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>