Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Два фестиваля глазами обывателя

Два фестиваля глазами обывателя

текст: Дарья Волокович
фото: Егор Базылёв
18.12.2008

КартинкаПрошлая неделя ознаменовалась двумя кинофестивалями. Один из них трёхдневная «Изнанка» прошёл в кинотеатре имени Пушкина. Он стал площадкой и для второго однодневного фестиваля неумелого кино «Клара с тобой». Словом, фесты шли не один за другим, а просто в режиме нон-стоп.

Сразу предупредим пытливого читателя: здесь он не найдёт развёртывающей картину рецензии. Мы принципиально не стали брать ни у одного из организаторов комментариев. Просто потому, что человек, который в какой-то степени причастен к организации, скажет: «Ну фильмы, представленные на фестивале, символизируют прежде всего бла-бла-бла»

Несомненно, это интересно, потому что взгляды организаторов будут отличаться от восприятия зрителей. Однако сегодня журналисту было интересно посмотреть на фестивали глазами именно простого зрителя, который придёт на фестиваль и сделает свои выводы.

Первым стартовал фестиваль короткометражного кино и анимации «FUTURE SHORTS RUSSIA. Зимняя программа «Изнанка». Зал был почти полон: в основном в нём собрались те, кого можно причислить к интеллектуально-андеграундной когорте города Челябинска.

Как было заявлено в предварительной программе фестиваля, «Изнанка» будет выворачивать формы и содержания. На самом деле оказалось немного не так: короткометражки не вывернули, они просто вскрыли формы и содержание нашего бытия, которые мы порой не замечаем.

Вывернуть наружу

Картинка...Наверное, у каждого из нас в жизни бывают моменты, когда амнезия не помешала бы. Однако у героя картины «Лаундж-бар» потеря памяти происходит из-за несчастного случая: девушка, к которой он активно приставал, огрела его бутылкой по голове.

Через несколько лет они снова встречаются в том же баре, но никак не могут вспомнить друг друга. И вот наконец память возвращается к обоим. А ведь бывает, что каждому из нас в жизни нужна такая лоботомия, «вырезка» или потеря памяти для того, чтобы не помнить ненужные вещи или моменты, о которых хочется забыть.

А бывает и так, что раз привыкнув к чему-либо, мы уже не можем от этого отказаться. Так случилось и с героем другой короткометражки пианистом. Много концертов подряд своими громкими аплодисментами ему досаждал один поклонник.

Но после того как он перестал ходить на концерты, пианист понял: не стало той, пусть даже навязчивой, поддержки, к которой он так привык. Так стоит ли гнать поклонников, если обойтись без них трудно?

Однако любому из нас следует помнить: не надо предлагать того, о чём вас не просят. «Топорная» история «Род деятельности» культового режиссёра Ларса фон Триера тому подтверждение. Если вы в кино или театре, не надо отвлекать соседей шепотливым разговором.

Да и вообще не стоит, наверное, отвлекать людей от их любимых занятий. Иначе им придётся не просто ответить вам грубостью, а проломить череп топором.

По-настоящему трагикомической становится короткометражка «Один маленький прыжок». Выход американских космонавтов на Луну иронически находит своё зеркальное отражение где-то в Техасе.

По чистой случайности сторож, сидя перед телевизором, вместо трубки телефона берёт пистолет и стреляет себе в висок. Ну что ж: что для Армстронга «большой прыжок для человечества», то для техасца один маленький прыжок в такое же невесомое небытие.

На фестивале было ещё несколько картин, которые, несомненно, заслуживают внимания. Так, например, французские аниматоры под совершенно новым углом зрения показали простому зрителю, что собаки это тоже птицы.

Надо только заметить размах их шерстяных «крыльев» в прыжке. А весёлый мультфильм про трио медведя-басиста, зайца-барабанщика, волка-вокалиста с задорным охотником заставил улыбнуться всех, кто был в зале.

Но, наверное, самыми предсказуемыми, ожидаемыми и тем не менее трогательными стали завершающие короткометражки о любви. Безумно красивая и одинокая мелодия рвущегося от боли сердца звучала в первой картине «Построить дом».

Вместе с домом герой строил и свою любовь, но когда её не стало, то ничего не надо больше: ни солнца, ни дома ничего. И вместе со своей женщиной герой хоронит, наверное, самого себя.

И в то же время, рассказывает второй фильм, не надо бежать от любви, если она сама стучится в ваш дом. Она будет искать вас, пока не найдёт. А если уж выпало в жизни такое счастье полюбить, то будьте просто благодарны судьбе. Не искушайте её.

Короткие картины, совершенно разные по тематике, просто показали нам то, о чём порой мы с вами забываем и на что просто не обращаем внимания. «Изнанка» не вывернула она обнажила потаённые стороны нашей сущности.

Второй, более неформатный и неформальный, фестиваль состоялся в воскресенье. «Клара с тобой» проводится уже в третий раз, и можно сказать, что фест стал местом тусовки той же интеллектуальной публики.

Знаете, быть на таком фестивале это как ходить в Третьяковку. Все стоят с умным видом возле картин, кивают и делают понимающие лица. Однако если спросить зрителей о смысле написанного, никто ничего толком не ответит. Примерно то же можно сказать и о «Кларе».

Шаманская «Клара»

КартинкаВ самом начале зрителей ждал часовой перфоманс. Первой на сцене появилась девушка, танцующая джаз. Вернее, она танцевала не столько джаз, сколько саму себя плавную, пластичную, изменчивую и текучую, словно туман, который потоками стекал с импровизированного водопада.

Минута и действие меняется. На сцене появляется музыкант с огромной африканской трубой и... официант шаманизм и классицизм тесно переплелись в одной временной параллели.

Каждый из них живёт в своём мире, однако их действия, музыка и движения удивительным образом сочетаются. И вот вдруг оказывается, что в руках официанта не простое полотенце, а... нет, не золотое c кокаиновой пылью. Или мукой. Это уж кому как нравится.

Трубу сменяет пение шамана. Его появление вполне закономерно и оправданно, ведь сам фестиваль носит кодовое подназвание «Шаманизм на лоне классицизма». Именно так увидел фестиваль его организатор Вова Вишняков.

И вновь появляется официант, но уже с новым другом путешественником под дождём. Вместе они забирают нас в другое путешествие: дорогу в мир неформатного и неумелого кино.

Как заявлялось ранее, для участия в фестивале принимались те работы, в которых есть какой-то внутренний импульс. Неважно, насколько технично отснята киноленточка (именно так хочется назвать эти короткометражки), главное её содержание.

А это череда историй про нас с вами. Про неудавшуюся любовь, которую заел бытовой вопрос, про то, откуда берётся музыка, и про то, какие люди живут в мире каждого из нас.

Здесь, в отличие от «Изнанки», надо думать гораздо больше и напряжённее. На этом фестивале приходится не только видеть обнажённые стороны жизни, но и самому сначала выворачивать их.

Кстати, несмотря на громкие крики «Браво!» и «Бис!», после просмотра никто из зрителей так и не смог внятно ответить, какой же смысл он нашёл в увиденном. Все реплики сводились примерно к одному ответу: «Перфоманс был странный, непонятный и в то же время очень красивый.

Безумно пластичный, интригующий и ещё раз красивый. И фильмы, кстати, отвечают тематике, заданной и названием фестиваля, и представлением».

Как сказал французский писатель Фредерик Бегбедер, «кино потребляется мгновенно, театру же надо отстояться, как вину». Может быть, поначалу никто не понял, что значило представление перед показом, ведь, по сути, это театрализованное действо. Наверное, каждый найдёт в этом что-то своё, личное.

После проведения таких фестивалей становится ясно одно: они нужны. Нужны не только из-за того, что показывают некоммерческое, немассовое, красивое кино, а потому, что каждый ищет и находит.

И пусть пути поиска, открытые зрителями подтексты иногда не сходятся с замыслом авторов. Однако зрители ведь люди простые.

Они не станут подходить к организаторам, которые ответят: «Ну фильмы, представленные на фестивале, символизируют прежде всего бла-бла-бла» Зрители просто придут и вынесут свою правду. Ищите на таких фестивалях свой смысл.

P.S. Напоследок хотелось бы пожелать всем зрителям: не аплодируйте в кинотеатре это звучит пошло. Потому что, как сказал тот же Бегбедер, «в двух местах аплодируют только мудаки в кино и в самолёте, когда он приземлился».

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>