Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Залпы звучат по понедельникам

Залпы звучат по понедельникам

текст: Татьяна Марьина
фото: Егор Базылёв
19.12.2008

КартинкаЕщё двадцать лет назад город знал: симфонические концерты в филармонии проходят по понедельникам. Потому что это единственный день, когда оркестр оперного театра может выступить с концертной программой. Купленный на весь сезон абонемент гарантировал место в зале. Если не было абонемента, стояли в очереди в кассу и радовались добытому билету.

Филармонический зал по понедельникам не скучал. А что происходит теперь? Мы побывали в зале имени Прокофьева на концерте абонемента «Салют оркестру!» Выступали фортепианный дуэт Новосибирской государственной филармонии и камерный оркестр «Классика» под управлением Адика Абдурахманова.

«Из коллекции музыкальных редкостей»

Без четверти шесть зрителей в фойе было мало. Пустующий зал вдруг показался слишком просторным, хрустальные люстры светили слишком ярко. Чёрный бархат сцены в сочетании с тремя молчаливыми роялями оптимизма не добавлял.

«Неужели это неинтересно?! пожимали плечами организаторы. Программа редкостная! Где ещё услышишь клавирные концерты Баха для двух и даже трёх роялей?»

И тут же незнакомый Моцарт (соната для фортепиано в четыре руки), Шопен (вариации на ирландскую тему), редко исполняемые Фильд, Готтшалк, Келлинг, сочинения наших современников новосибирских композиторов Ащепкова и Кравцова.

Пианисты супер: заслуженный артист России Геннадий Пыстин и Дмитрий Карпов. Оба лауреаты разных фестивалей и конкурсов, российских и международных премий. Наград много не перечесть.

И что? Выйдут на сцену, увидят полупустой зал... Конечно, успех будет и зрители станут кричать «браво», как это всегда бывает на их концертах. Но ведь обидно, что это происходит с нами

Мысли грустнели, а ситуация тем временем начала меняться. Народ понемногу прибывал, настроение поднималось. Когда прозвучал последний звонок (минут на 10 позже положенного) и Геннадий Пыстин с Дмитрием Карповым вышли на сцену, возникло ощущение полного зала. Слава богу.

А дальше всё пошло как по маслу. Играли виртуозно, с упоением, с каждым номером увлекая зрителей всё дальше от повседневности. Здесь не требовалось интеллектуального перенапряжения.

Программа первого отделения называлась «Моцарт и салонная музыка XIX века». Звучали польки, мазурки, блестящий галоп, вариации на темы Моцарта и даже русской народной песни «Чем тебя я огорчила» в обработке Фильда.

Программу завершил «Большой блестящий вальс» Готтшалка. Публика долго не отпускала музыкантов со сцены, не заботясь о том, что во втором отделении эмоций может быть ещё больше.

Так и было. Концерт шёл по нарастающей. Но описывать впечатления того дивного вечера нет смысла. Гораздо интереснее послушать, что рассказали исполнители в перерыве между репетициями (за день до концерта), какие мысли рождались у зрителей.

Между репетициями

КартинкаГеннадий ПЫСТИН, заслуженный артист России:

Дуэт существует 20 лет. С Дмитрием играем восьмой год. Хотя я заметил его намного раньше на фестивалях (он играл в дуэте с одной дамой, которая потом уехала в Америку). Я знал, что он классный пианист.

Но главное то, что Дмитрий великолепно играет джаз и импровизирует. Это встречается редко, когда классический музыкант с удовольствием играет и классику, и джаз. ПоэтомуP очень рад, что мы работаем вместе.

В мире есть огромное количество дуэтной музыки. Многие пианисты-солисты об этом даже не подозревают! Каждый год делаем открытия, находим всё новые и новые названия.

Иногда провоцируем композиторов, чтобы они сочиняли для нас музыку, тоже очень интересно. Кстати, вариантов исполнения множество. Мы играем с духовым оркестром, ансамблем ударных инструментов, с вокальными ансамблями.

Готовим программы не только вдвоём, но и втроём, вчетвером, двумя дуэтами в восемь рук. Играем на одном рояле втроём огромный репертуар есть у композитора Черни.

Однажды выступали даже вшестером: исполняли «Ричеркар» новосибирского композитора Юрия Шабанова, написанный для трёх роялей и шести пианистов.

В Челябинске хотелось сыграть Баха. Мы подумали, что вряд ли здесь когда-нибудь звучал тройной концерт для клавира с оркестром. Тем более у вас есть замечательная пианистка лауреат международных конкурсов Ирина Липатова и три действующих рояля. Это очень важно, потому что три рояля в филармониях редкость.

Лауреат международных конкурсов Дмитрий КАРПОВ:

Настоящие музыканты очень легко соединяются в ансамбле, играют самую разную музыку это мировая практика. К примеру, сейчас вышел диск, где Евгений Кисин, Марта Аргерех и Михаил Плетнёв играют трио Моцарта.

Совместное музицирование не противоречие это показатель серьёзных творческих намерений. По большому счёту, играть в ансамбле сложнее. Есть ошибочное мнение, что камерные ансамбли или фортепианный дуэт придуманы для тех, кто не может сыграть сольно.

Ничего подобного. Чтобы аккомпанировать, не терять класс, сохранять ясность звучания фактуры, надо иметь очень хороший пианизм. На самом деле камерный пианист явление гораздо более редкое, чем сольный пианист такого уровня.

Потому что аккомпанировать хорошо и качественно гораздо сложнее, чем играть сольно. Надо хорошо играть на рояле это раз. Во-вторых, нужно тесно контактировать с партнёром, параллельно проживать его историю, реагировать на его чувствование. Это особый слуховой настрой.

А сольную карьеру я делаю. После конкурса имени Нейгауза, который проходил в вашем городе, я стал лауреатом Третьей премии международного конкурса имени Скрябина в Москве, получил Вторую премию на конкурсе «Русские сезоны» в Екатеринбурге, потом был диплом на конкурсе имени Святослава Рихтера.

Это труднейший для пианистов конкурс! Внук Скрябина, с которым мы подружились, привёз мне диск с записью концерта лауреатов (я тоже участвовал).

За последние полгода я пять раз играл на сцене Московской консерватории, выходил на самую великую площадку России Так что сольно играю даже больше, чем в дуэте.

Кстати, о Челябинске и конкурсе Станислава Нейгауза у меня остались самые тёплые воспоминания. Здесь я играл с удовольствием, чувствовал себя очень комфортно, уверенно. Если конкурс будет продолжаться это здорово.

После концерта

КартинкаЕвгения МУЗЮКИНА, музыковед, преподаватель института музыки имени Чайковского:

Дуэт очень хороший, техничный. Геннадия Пыстина слышала впервые, а вот Дмитрия Карпова прекрасно помню по выступлениям на конкурсе имени Нейгауза. Музыкант тонкий, ему очень хорошо удаются лирические места.

Чувствуется, что оба тяготеют к бравурной, энергичной манере исполнения. Программа рассчитана на широкую аудиторию. В то же время они играют много малоизвестных сочинений. Это интересно. Хотя я предпочитаю музыку более интеллектуальную, более лиричную.

Валентин КАЧАЛОВ, живописец, член Союза художников России:

Я получил больше чем удовольствие. Я бы сказал, что это удовлетворение духовного голода. В обыденной жизни мы волей-неволей забываем, что способны чувствовать другой, более возвышенный мир, что у нас богатое воображение.

Нужда в возвышенном достигается при помощи искусства. А музыка, как и живопись, поэзия, возвышает над обыденностью. Это замечательно. Я чрезвычайно благодарен исполнителям за этот концерт.

То великое сочувствие, которое возникает между слушателями и зрителями, в моей душе останется на годы. Я не столь часто посещаю концерты. Пришёл домой, нашёл баховские концерты, послушал. Конечно, в смысле звука клавесин незаменим.

Если бы послушать так, как написано Всю моторику и возрастающее духовное напряжение рояль, я думаю, не может передать, хотя это, безусловно, очень богатый, чувственный инструмент.

У него нет той чёткости, аскетичности, которая характерна для клавесина. Так акварель нельзя заменить темперой, хотя состав краски один и тот же.

Рашид САКАЕВ, руководитель филармонического отдела, музыкант:

Собирать публику безумно трудно. Мне кажется, главная беда люди забыли, что существует зал с хорошей акустикой, что можно прекрасно провести вечер в филармонии.

Чтобы интерес к концертам классической музыки по-настоящему вернулся, нужно, чтобы зрители знали их ожидает классный концерт. После того как зал 15 лет стоял в разрухе, зрителя можно привлечь только грандиозными проектами, необычными не только для Челябинска, но и для России.

Мы идём по этому пути: к нам приезжают первоклассные музыканты, растёт репертуар и уровень камерного оркестра «Классика». В этом году оркестру исполняется 15 лет. Хочется, чтобы в юбилейном сезоне прозвучал залп хорошей музыки.

А в следующий понедельник вновь готовимся к концерту. В программе прозвучит музыка эпохи барокко: Пёрселл, Рамо, Перголези как в фильме «Хористы» режиссёра Кристофа Барратье.

Исполнители капелла мальчиков и юношей «Созвучие»
(художественный руководитель Светлана Аристова, ДШИ 9) и камерный оркестр «Классика» под управлением Адика Абдурахманова.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>