Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Вечер в куклах

Вечер в куклах

текст: Татьяна Марьина
фото: Егор Базылёв
22.12.2008

КартинкаСначала хотели провести большой фестиваль «Соломенный жаворонок», показать несколько спектаклей Валерия Вольховского, поставленных в Воронеже, Томске, или хотя бы сыграть сцены из его челябинских работ. Но что-то не сложилось. Как принято сейчас говорить, помешал кризис.

И всё же в день 70-летия талантливого режиссёра 16 декабря в областном театре кукол имени Вольховского устроили вечер. Скромный, тихий, по-домашнему душевный. Без пафоса и суеты. Говорят, в жизни Валерий Аркадьевич таким и был

В Челябинске Валерий Вольховский провёл 10 лет. Последние 16 лет жил в Воронеже. Но спектакли, которые поставил в нашем театре кукол, оказались самым ярким его откровением.

Потому челябинский театр кукол носит имя Вольховского и память о нём остаётся в сердце каждого, кому посчастливилось общаться с этим большим художником.PP

Людмила Авсянникова, первый директор Валерия Вольховского в Челябинске:

Когда пришлось искать нового главного режиссёра, в министерстве мне сказали: «В Брянске есть один режиссёр, очень неудобный человек Валерий Вольховский. Ему 38 лет. Он сменил не один театр».

Я тут же села в поезд и поехала в Брянск, на один день. Валерий Аркадьевич хотел ставить «Соломенного жаворонка», в Брянске не складывалось. «Я забираю вас вместе с «Жаворонком», сказала я.

Вы поставите его у нас!» И всё получилось так, как он хотел. Мы ему не мешали, ни во что не вмешивались, он не знал проблем с материальным выпуском спектаклей. А когда только приехал, я показала ему театр, кабинет главного режиссёра.

Всё было подготовлено, на чистом столе «брошенные» ключи. Под конец он спросил: «это ключи от кабинета?» «Нет. Это ключи от вашей двухкомнатной квартиры». На глазах у него заблестели слёзы

Очень скоро челябинский театр кукол вошёл в пятёрку лучших в стране. Мы начали получать премии. В 1979 году «Соломенным жаворонком» представляли Советский Союз на фестивале во Франции, в 80-м выступили в Москве. Так началась история театра Вольховского.

Владимир Макаров, министр культуры Челябинской области:

2 февраля 1983 года я пришёл в этот театр. Попал, можно сказать, случайно. Я очень часто бывал в опере, драме. Когда предложили пойти директором в театр кукол, я сказал: «Вот ещё! Если бы в драму, ТЮЗ или директором цирка Кукольный не тот масштаб».

И всё же пошёл на спектакль Вольховского «Карьера Артура Уи, которой могло не быть», увидел кукол художницы Лены Луценко, блистательных актёров Витю Голованова, Валю Ширяеву, Володю Рябкова. К концу спектакля я решил, что буду работать в этом театре.

Всё организовали очень быстро, и меня представили коллективу. Вольховский тогда сказал: «Владимир Николаевич, театр не банно-прачечный комбинат». Эти слова у меня остались на всю жизнь.

Помню, кабинет главного режиссёра был рядом с моим. Утро начиналось с того, что Валерий Аркадьевич с Леной Луценко садились решатьP творческие вопросы. А через 10 минут за стенкой начинался большой шум.

Я думал: «Всё, конец театру. И Лена уйдёт, и никого не останется». Но потом начинались репетиции и получались замечательные спектакли. Первая премьера, которая рождалась на моих глазах, «Мёртвые души».

Артисты ходили и говорили: «Ничего не получается, всё плохо». Я переживал. А потом оказалось, чтоP это обыкновенная жизнь и в театре кукол, и в драме.

В день премьеры стало ясно, что «на свет появился» удивительный спектакль. Я смотрел раз сто. Приходил в зал как администратор и не мог уйти, потому что оторваться было просто невозможно.

Валерий Аркадьевич был очень скромным человеком, непритязательным. Я восхищался им, говорил какие-то восторженные слова. А он отвечал.

«Я не талантливый просто усидчивый. Прежде чем приступить к репетициям «Мёртвых душ», я два с половиной года изучал материал».

Интересный случай был на гастролях в Казани. Мы выступали на разных сценических площадках. Для вечернего спектакля «Карьера Артура Уи» нам предложили театр русской драмы имени Качалова.

Мы составили репертуар, «Карьеру» поставили наP 21 апреля. И вдруг выяснилось, что в этот день родился Гитлер. Естественно, мы об этом не подозревали. А в Казани в то время существовали какие-то профашистские группировки.

Нам стали звонить: «Если не отмените спектакль, вам не поздоровится». Власти заволновались. Порядок охраняла конная милиция. Но спектакль прошёл замечательно. Зал был забит битком.

Таких сильных по эмоциям событий, ярких впечатлений было чрезвычайно много. Валерий Аркадьевич умел организовать интересное пространство, в котором хотелось быть.

Фёдор Псарёв, актёр театра кукол:

Я пришёл в театр, когда Вольховский находился на пике признания и успеха. Мне было всё интересно, на репетициях сидел с открытым ртом. И вот наконец Валерий Аркадьевич предложил мне попробовать свои силы.

Дал куклу из «Соломенного жаворонка» и сказал: «У вас есть 10 дней. Сделайте что-нибудь». Я был молодой, горячий. На третий день выучил тексты, отрепетировал варианты и пришёл к Валерию Аркадьевичу: «Я готов!»P

«Хорошо, говорит. Вот вам кукла, ширма покажите, что сделали». И всё, что заучил-придумал, я начал выдавать. Стою за ширмой, ору, от напряжения весь мокрый. Потом вдруг текст забыл, запутался. Ну, думаю, всё. Приехали.

А Валерий Аркадьевич спокойно так говорит: «Ну выйдите сюда, передохните. Теперь посмотрите мне в глаза и начните всё сначала». Он задавал вопросы (текст пьесы знал), я отвечал. Понемногу и куколка в моей руке стала оживать.

А он подсказывал: «Не сам отвечай дай ей сказать». Домой пришёл, не понимаю: то ли приняли мою работу, то ли нет А вскоре после «дебюта» мне позвонили из театра: «Исполнитель заболел, некому Буржуина играть.

Давай скорей в театр!» Какой Буржуин?! Я же текста не знаю! «Ничего, успокаивал Валерий Аркадьевич. Тебе ничего не надо делать. Просто залезешь в мешок и будешь вещать. Текст тебе подскажут».

Залез я в мешок, читаю текст, потихонечку выглядываю, что вокруг происходит. Когда меня толкают в бок, почему-то опять начинаю кричать. После спектакля Вольховский подошёл и спокойно сказал: «Всё нормально, поздравляю. Только кричать больше не надо».P

Наталья Балдина, актриса:

Очень хорошо помню момент, когда Вольховского представили труппе. Захожу в зал, смотрю: сбоку сидит какой-то незнакомый человек тихий, скромный.

И вдруг Людмила Васильевна его представляет: «Вольховский Валерий Аркадьевич. Наш новый главный режиссёр». Он встал, сказал какие-то слова. В общем, произвёл странное впечатление.

Но очень скоро мы поняли: в театр пришёл настоящий режиссёр. До этого трижды не могли сдать спектакль «Любовь к трём апельсинам» никак! Он пришёл, за одну репетицию расставил все акценты, и мы тут же сдали спектакль.

Интересно, дверь его кабинета всегда была открыта. Как главный человек он сидел и наблюдал, что происходит в театре, кто и куда пошёл, чем занимается. На репетициях вёл себя очень скромно.

А вот в застолье становился удивительно тёплым и коммуникабельным. В театре в то время собиралось много гостей, каждый день наполнялся встречами, впечатлениями, песнями. Когда мы начинали петь, в его чёрных глазах появлялся пронзительный жёлтый огонёк.

Он слушал и всё приговаривал: «Давай, давай ещё». Может, гости и устали. Зато мы пели весь репертуар.

У него была привычка мять хлеб в руках. Из мякишей делал розочки и всем потом дарил

Людмила Авсянникова:

Хочу добавить вот что. В театр приехал не премьер Вольховский. Это действительно был тихий, опускающий глаза человек. Он сутулился, ёжился, забирался в уголок как бы себя стеснялся. А потом расправил плечи.

И катышки хлебные помню дома была целая коллекция. Ведь у меня собирались через день. Помню, муж приехал из Сочи, привёз две корзины фруктов и с корзинами пришёл в театр. Мы так жили.

А какое чудо рождение вечернего спектакля для взрослых! Когда Валерий Аркадьевич загорелся этой идеей и начал меня убеждать, что вечерние спектакли очень нужны, план был уже свёрстан, денег на постановку не предусмотрено.

Каждая копейка была на счету. Чтобы получить лишний рубль, приходилось идти к главному бухгалтеру управления культуры и пояс затянуть потуже. Всё-таки мы сэкономили, подключили друзей и выпустили «Процесс над Жанной д,Арк».

До сих пор помню муки актёров, которым нужно было играть первый раз для взрослых.P После детских спектаклей надо перестроиться: изменить голос, характер, распрямить спину. Всё было непросто.

Но актёры желали понять и сделать всё, что придумывал режиссёр. Художники Елена Луценко и Леонид Рожко подхватывали его идеи на лету, воплощали эскизы. Цеха умели сделать невероятные вещи.

Мы дневали и ночевали в театре, жили и дышали в одном ритме, одним дыханием. Иногда я ощущала это физически. А ведь «виной» тому один человек, который заставил всех нас поверить, что многое можем.

Арина Жарикова, актриса:

Мои родители были артисты, первый режиссёр папа. Я водила куклу в четыре года! У меня были великолепные педагоги в институте. А Валерий Аркадьевич научил всему, что знаю и умею, за три года так, что на следующие 20 лет этих знаний мне хватило. Кто-то его боялся. А для меня он милейший человек.

Мои родители жили в Дагестане в городе Махачкале. Однажды летом Валерий Аркадьевич напросился в гости. Приехал с семьёй, ещё куча людей приехали. Я впервые его видела в быту. Застенчивый такой, милый.

Родители часто его теряли: днём часа два или триP его нет. Где никто не знает. А он уходил в парк, садился к дедушкам на скамеечки и в шахматы с ними играл. Так он отдыхал. До сих пор сцена в глазах стоит: сидят с моим папой, в шахматы играют.

Сейчас родители живут в Питере. Недавно на праздник приезжала. Собралась вся семья, накрыли стол. И мама говорит: «Помнишь, Арина, эти бокалы подарил Валерий Аркадьевич»

Тем летом в Махачкале у нас собралось столько людей, что не из чего было пить. Он специально купил бокалы и сказал: «Меня не будет, а вы будете меня помнить». И действительно, Валерия Аркадьевича нет, а бокалы стоят хоть бы что.

Владимир Спешков, театральный критик:

Я застал его последние два года, пересмотрел все спектакли. И в Воронеже был. Валерий Аркадьевич это классический случай, когда надо разделять человека и художника. Не могу сказать, что отношения у нас были дружеские.

Но я понимал, что человек он достаточно тяжёлый обидчивый, кого-нибудь подозревающий в чём-то, с массой собственных внутренних противоречий. Он не был дипломатом, не скрывал, если кого-то не любил.

Уж если не любил актёра Рябкова, который был мужем ведущей актрисы Валентины Ширяевой, то он ясно давал понять, что работать с ним не может. В общем, закручивал А на сцену ничего тёмного и путанного, мелочного совершенно не попадало.

Всё оставалось в комнате, квартире, кабинете. На сцене это был чистейший художник, настоящий режиссёр, который прорывался к экзистенциальным вещам, главным вопросам: в чём смысл жизни, есть свобода или нет, сохранять ли достоинство, что такое национальный характер.

Это был художник провидческого дарования. Ещё в спектакле «Карьера Артура Уи» он говорил о том, как общество закомплексованное, обиженное, отчасти тоталитарное эволюционирует в сторону фашизма.

И как оно могло возникнуть 30 лет назад! Спектакль долго шёл на сцене и со временем становился всё понятнее. Там о капитализме, акциях, кризисах. Что люди советского времени могли про это понимать?

Но они смотрели и оторваться не могли. Его тема прорыв к свободе. А что с нами произошло в 80-е годы? Мы всё порушили ради свободы. Это назревало и в его творчестве.

Он настоящий профессионал. Он всё знал о куклах, что такое живой и неживой мир (план), как актёр может «выйти» из куклы, отодвинуть её, отложить и начать играть как драматический актёр.

Этого не было ни у Образцова, ни у других мастеров. Началось с «уральской кукольной зоны» (было такое понятие). И счастье Челябинска, что Вольховский, как некая замкнутая система, внутренний оппозиционер, в 70 80-х годах не мог попасть в Москву, хотя постоянно шёл разговор о приглашении в театр Образцова (это как Большой театр для оперных).

Быть может, здесь он жил как в гетто, но для Челябинска это было счастье. Он был по-настоящему крупный художник, и 10 лет создавались совершенно грандиозные спектакли.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>