Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Разговор на гитаре

Разговор на гитаре

текст: Карина Гальт
фото: автора
23.12.2008

КартинкаВ концертном зале имени Прокофьева выступил Флавио Сала. Звание «мастера гитары» Флавио Сала получил в 2004 году (на конкурсе в Сан-Франциско). Чуть раньше, в 18 лет, стал «Лучшим итальянским талантом-2001», а в 2006 году добавил в копилку премию «Золотая гитара» (на международной встрече гитаристов в Александрии 2006 года).

Он играл с оркестром Юрия Башмета «Новая Россия», с Государственным оркестром Эрмитажа, Туринским филармоническим оркестром и миланской «Классикой»; выступал в Венской консерватории, Палаццо Венеция в Риме, в концертном зале имени П.И. Чайковского и исторических интерьерах театра «Эрмитаж». И вот дал концерт в Челябинске.

Флавио двадцать пять. Играя, он не видит зрителей, не думает о пальцах. Они сливаются со струнами в мелькающий вихрь из звуков и движения.
Слышатся то напевы Гранады, то турецкие переборы, то стройное равновесие классических сонат и зрители молчат. Только изредка осмеливается кто-то кашлянуть.

Ребёнком я не мог говорить с новыми людьми. Но я мог играть.

К двадцати пяти годам Флавио научился говорить на гитаре, как иные ораторы не могут за годы тренировок перед зеркалом. Он сидит в луче пыльного света, динамики слева от сцены иногда покашливают (звукорежиссёр склоняется над пультом, исправляет что-то, но лицо Флавио не меняется: есть только он, гитара и звук).

Зрители тихо дышат и хлопают с восторгом после каждой мелодии.

Флавио родился в музыкальной семье из городка Божано. Отец, брат и дед пианисты, сестра играет на флейте, мать любит оперу. Но Флавио взял гитару: с ней он почти не чувствует преграды между человеком и звуком и может говорить свободно.

Он учится играть с семи лет и уже считается виртуозом, но это не предел. Достигнув нового уровня мастерства, он хочет выучить больше, забраться дальше. Впрочем, Флавио не делит музыкантов на «хороших» и «виртуозов».

Каждый хороший музыкант с хорошей техникой уже виртуоз.

Впрочем, Флавио нечасто репетирует ради техники. В турне (это уже вторая его поездка по России) не хватает ни времени, ни сил. Но и дома, в Божано, он не переигрывает знакомые мелодии. Можно по двадцать лет не менять программу, но музыка «высохнет». Кроме того, есть опасность «завязнуть» в технических тонкостях.

Я хотел уйти от догматизма классических гитаристов. Флавио болтает в кружке чайным пакетиком и усаживается поудобнее.

Он окончил консерваторию Лоренцо Перози в Кампобассо (Италия), брал уроки классической гитары у маэстро Оскара Гильи. Он знает, что свобода игры, когда не думаешь о пальцах и не чувствуешь гитару, начинается с техники.

И тем не менее классические гитаристы много думают о трудных пассажах, знают, что, скажем, Бах это тяжело. И не дают себе свободы.

Флавио стал искать мастеров, которые выходят на сцену и играют. Так делают гитаристы фламенко.

Но они не могут объяснить, что делают с гитарой! Флавио разводит руками.

Ему оставалось читать книги о музыке фламенко, смотреть выступления и учиться самостоятельно. Потом Флавио встретил Хуана Лоренцо, «лучшего гитариста фламенко» (он действительно считается первым в Европе).

Мне очень повезло, говорит Флавио. Я подумал: «Наконец-то! Он может не только играть, но и научить игре!»

С Хуаном Лоренцо Флавио сделал программу, в которой традиции классической гитары сплелись с музыкой фламенко (диск Encuentro, второй альбом Флавио, вышел в этом году, а первая запись появилась благодаря театру «Эрмитаж» в Петербурге: в 2005 году миланская компания выпустила диск Flavio Sala et the Hermitage Theatre).

Лёгкости игры можно учиться и у джаза. Три недели назад Флавио ездил в Рим на концерт джазового квинтета. За час до выступления музыканты сидели в баре.

Снаружи их ждут три тысячи человек, а они спокойны! смеётся Флавио.

Он хочет той же свободы, когда знакомая мелодия каждый раз окрашивается новыми эмоциями. Впрочем, зрители видят только выход его душевных поисков. На сцене Флавио убедителен.

Он кивает с закрытыми глазами, встряхивает гитару (так, что звук внутри замирает), не глядя подкручивает струны. Зрители верят и идут следом (кстати, российских слушателей Флавио описывает как «людей, которые понимают музыку, особенно музыку гитарную, и приходят на концерт специально, чтобы слушать»).

Зал слушал. Большую сонату Паганини, «Майорку» Исаака Альбениса

Из современных был Asher Waltz Никиты Кошкина из Москвы (по рассказу Эдгара По «Падение дома Ашеров»).

На концертах Флавио не импровизирует: нельзя менять партитуру или исполнять Паганини в джазовой обработке. Но можно чувствовать старую мелодию иначе и импровизировать с эмоциями (кстати, именно поэтому Флавио делает новую программу хотя бы один раз в год: чтобы не играть как по рельсам).

Он даёт концерты в Италии, Испании, США, Южной Америке, по всей России. Но награды, названия великих оркестров и концертных залов живут отдельно.

На сцене зала имени Прокофьева играл молодой человек со спокойным взглядом. Кланяясь, он улыбался чуть застенчиво и протягивал в зал гитару. Она была главная, аплодировать нужно было ей.

Сегодня Флавио не хочет соревноваться, предпочитая играть с оркестрами: конкурсы дают слишком большое нервное напряжение.

Человеку, который так держит зал, силы нужны. Кажется, он не играет, а танцует, устало вытирает лоб и смотрит в зал почти с удивлением: «Я ещё здесь?»

На бис Флавио исполнил главную тему из фильма «Список Шиндлера» и ушёл наконец в гримёрную.

Мне не нужно говорить со всеми. Я понял, что, если играю и это трогает хотя бы кого-то, вот с ними возникает связь.

Связь возникла со многими.

Зал определённо понял «разговор по-итальянски». Едва Флавио ушёл, за сцену начали просачиваться поклонники с мятыми программками за автографами.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>