Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
На крючке у распродаж

На крючке у распродаж

текст: Наталья Арефьева, Елена Титова
фото: Вячеслав Никулин
24.12.2008

КартинкаКак только декабрь переваливает за середину, на витринах начинают появляться заманчивые надписи «Внимание! Новогодние распродажи! Скидки до 70 процентов!» Во многих странах подобное явление считается нонсенсом.

Массовые распродажи там практикуют не до, а после народных гуляний. При этом, в отличие от Запада, наши распродажи по-прежнему похожи на игру без правил, в которой простому покупателю победить удаётся редко. О том, в какие ловушки может попасть потребитель в праздничные дни, выясняли корреспонденты «ВЧ».

Ловкая тактика

Понятие «распродажа» у нас зачастую теряет свой истинный смысл. Продавцы охотно перенимают друг у друга «удачную» тактику облапошивания клиентов.

Покупатели же могут рассчитывать только на себя и, отправляясь в поход по магазинам, брать с собой разве что калькулятор и запасные очки. Попробуем вооружиться ещё и кое-какими знаниями, чтобы не попасться на крючок праздничных распродаж.

Походы по магазинам даруют внимательным покупателям немало открытий. Допустим, вас уверяют, что вещь подешевела вдвое. Смотрите: было 5000, стало 2500. Большинство граждан спешат расхватать товар с полок.

И, как правило, не обращают внимания на то, что на ценнике помимо старой и новой цены могут быть наклеены ещё какие-то бумажки. Если внимательно приглядеться, можно выявить интересную закономерность.

Так, например, если вещь продаётся с 50-процентной скидкой, то цену зачастую снижают действительно на честную половину. Однако если написано, что скидка составляет 15, 20 или 30 процентов, то лучше не верить.

Торговцы вполне резонно полагают, что покупатель сумеет правильно разделить исходную сумму на два. А вот вычислять в уме более сложные пропорции ему уже не захочется.

Многие наверняка замечали, что о дате начала скидок можно узнать благодаря рекламе. Узнать о дате окончания удастся вряд ли. В одних торговых точках праздничные и сезонные распродажи могут продолжаться две недели, в других месяц, в-третьих три месяца.

А где-то это вообще перманентный процесс, который означает, что никаких скидок в магазине нет и в помине. Ведь начальную цену изделия уже никто (включая продавцов) не помнит.

Мы живём в эпоху рыночной экономики. И каждый продавец вправе распоряжаться своим товаром: устраивать распродажи, делать скидки, рассказывает заместитель начальника по торговле и услугам администрации Челябинска Валентин Барановский.

Серьёзные покупки

Крупные и известные торговые сети на дешёвое мошенничество с ценниками обычно не размениваются. Они предпочитают играть по-крупному.

Однажды я купилась на предновогодний слоган «Внимание! Полная распродажа!» признаётся покупательница Елена Шувалова.

Приехала в супермаркет приобрести телевизор, о котором давно мечтала. На месте оказалось, что со скидкой продаются только некоторые модели телевизоров самые убогие.

Елена также поведала и о другой классической схеме акционного обмана. Рекламодатель вовсю трубит о сумасшедшей скидке, скажем в 70 процентов, на определённый товар. В магазине оказывается, что товар раскуплен.

Таким образом, покупателя сознательно заманивают в торговый зал в расчёте, что он всё равно что-нибудь купит.

Многие торговые компании могут прибегнуть и к таким уловкам.

Продавцы сначала завышают цены, а затем их снижают. Одним словом, заманивают клиентов, говорит Валентин Барановский.

Недавно наблюдал такой казус. В одном магазине телевизор со скидкой стоит 25 тысяч рублей, а в другом точно такой же, но уже без скидки, 15 555 рублей. Чем это можно объяснить? Загадка

Уценка вместо скидки

В продовольственных супермаркетах тоже существуют свои «приколы». Например, любят громогласно объявить 10-процентную скидку на весь ассортимент.

Народ радостно кидается в магазин и даже не замечает, что стоимость самых ходовых продуктов на время удешевления (предположим, красной икры) даже немного выросла.

То же самое можно сказать и о разнообразных дисконтных или клиентских программах в супермаркетах. Например, «Купи товара на ХХХ рублей и получи дисконтную пластиковую карточку, дающую Х-процентную скидку...»

Такая скидка чаще всего означает всего лишь завышенную первоначальную цену. Реально от таких скидок в супермаркетах выигрывают не малообеспеченные граждане, а те, кто покупает дорогие коньяки, элитные сыры и другие продукты класса люкс.

В отличие от магазинов, торгующих одеждой и обувью, продовольственные супермаркеты объявляют скидки гораздо чаще, чем раз в сезон. Это понятно. Продукты питания быстро портятся. Приходится объявлять скидки. Но с формальной точки зрения это даже не скидки, а уценка.

Если у товара просрочен срок годности, то руководство магазина не имеет права его реализовывать, комментирует пресс-секретарь управления Роспотребнадзора по Челябинской области Светлана Ожеред.

Испорченный продукт это угроза жизни и здоровью человека. Однако продавец вправе делать уценку на товар по другим причинам.

Одной из таких причин может стать окончание заявленного производителем срока хранения продукта.

*PPP *PP *

Мы рассказали только о малой части того, что может скрываться за заманчивыми предложениями. И всё же россияне в массе своей ждут новогодних распродаж и скидок.

Знают, что могут обмануть, что накупят всякой ерунды, что потратят кучу денег, но Это ведь уже стало частью праздника, который хоть и опустошает карманы, а всё равно лучше серых будней.

Советы психолога

За счёт чего срабатывают такие уловки? Специалисты, исследовавшие поведение людей во время акций типа «налетай подешевело», обнаружили, что многие воспринимают скидку как божий дар.

Таких любителей халявы среди нас большинство. Другие же, напротив, во всём видят обман. Это, как правило, люди старшего возраста, умудрённые опытом.

Наконец, третьи (увы, их меньше всего) к распродажам относятся вполне здраво: с одной стороны, признают право владельцев магазинов на дополнительную прибыль, а с другой не упускают собственной выгоды.

Начнём с того, что скидок более 15 процентов не бывает, это нерентабельно для продавцов. Но вещь, купленная со скидкой, греет душу. Объявления о разнообразных предпраздничных распродажах хорошо стимулируют «покупательский зуд», рассказывает частный психолог Николай Шукшин.

Это интересное психологическое состояние ещё мало изучено. Специфическая атмосфера магазина создаёт иллюзию доступности товаров. Ведь всё это изобилие расположено на расстоянии вытянутой руки.

Ситуация подобна той, когда ребёнок видит яркую игрушку и тут же пытается завладеть ею. Такой «хватательный импульс», помимо прочего, имеет в своей основе и древний биологический инстинкт накопления.

Это приводит к тому, что немалая часть посетителей впадает в торговом зале в состояние транса и начинает сметать с полок всё подряд.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>