Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Марина Меримсон: «Положительные эмоции нужны всегда»

Марина Меримсон: «Положительные эмоции нужны всегда»

текст: Татьяна Марьина
фото: Александр Соколов
26.12.2008

КартинкаВ театре драмы имени Орлова 22 декабря поздравляли с юбилеем Марину Меримсон. А на следующий день Марина Давыдовна вышла на сцену в роли мадам Помрей в премьерном спектакле театра «Тектоника чувств» Э.-Э. Шмитта.

Даже коллеги удивляются: как удалось накопить такой большой стаж 51 год? Ведь в 20 лет актёрами не становятся. Сначала надо получить образование... История Марины Меримсон развивалась не по правилам. Хотя случайностей в её судьбе было минимум.

Тройка по французскому

Мои родители были актёрами. Но я после десятого класса пришла поступать на факультет журналистики, рассказывает Марина Давыдовна.

Там мне сказали, что надо иметь свои труды. Поскольку никаких трудов, кроме стишков в школьную газету, у меня не было, я решила поступать на юридический факультет Ленинградского университета.

Один балл недобрала (получила тройку по французскому) и тогда кинулась в театральный. Смотрю: по институту ходят красиво одетые девочки, умно так разговаривают.

А я в школьной форме, с двумя косичками, к экзаменам не подготовленная. Естественно, прочитала плохо, слетела с первого тура. К маме с папой в Киров приехала в трансе: школу окончила с серебряной медалью и никуда не поступила

Случилось так, что одна актриса сломала руку. Она играла роль девочки, которая учится в театральном институте (пьеса Арбузова «Годы странствий»). Меня вызвал режиссёр и сказал: «А ну-ка покажи, что ты в театральном читала».

В театре я всех знала, бояться нечего. После прослушивания режиссёр объявил: «Вот роль, вечером будешь играть». И я играла спектакль. Дальше мне дали ещё одну роль, потом третью. На следующий год меня взяли в штат. Это было в 1957 году, до поступления в театральное училище. Потому большой стаж и получился.

Учились в Ленинграде?

В Ярославле. В этом городе старинный русский театр, где работали потрясающие актёры. Например, у нас в училище был педагог, который учился у знаменитого мхатовского актёра Леонидова.

Школа была приближена к мхатовской, нас учили тому же, что и там, актёрскому мастерству, органике, сопереживанию материалу. Нам говорили: наблюдайте жизнь, смотрите, что происходит с людьми, которые рядом, всё подмечайте и как можно больше читайте.

Зависимость

Наша профессия и ужасная, и прекрасная. Не знаю, в какой другой профессии причиняется столько боли самолюбию, чувству собственного достоинства, подчас унижений.

Мы зависим от всего: от любого приглашённого режиссёра, который может оставить без работы, потому что не видел тебя на сцене, от администрации, которая решает, сколько раз в месяц поставить спектакль.

В то же время на сцене бывают мгновения необыкновенного счастья, когда посещает вдохновение и ты ощущаешь, что зал дышит вместе с тобой.

Зависимость может быть радостной?

Зависимость прекрасна, если режиссёр единомышленник. У хорошего режиссёра ты становишься соавтором, сотворцом, на репетициях ловишь каждое слово и понимаешь, что всё, что человек предлагает, безумно интересно.

С хорошим режиссёром всегда знаешь, про что играешь. Особенно важно, если твоя жизненная тема совпадает с чем-то в роли. Ведь зрителю интересны только подлинные переживания.

Когда режиссёр помогает играть тему в роли, это прекрасно. Иногда приходится самой выстраивать роль. Такое, к сожалению, встречается чаще.

В вашем репертуаре всё меньше спектаклей. Почему?

После ухода главного режиссёра Гурфинкеля у нас сняли девять спектаклей. У меня полетели «Зелёная зона», Памела в пьесе «Ах как бы нам пришить старушку» роль, которую обожала. В спектакле «Шестеро персонажей в поисках автора» у меня был эпизод, но яркий. Осталась одна «Тектоника чувств».

В начале сезона для вас собирались поставить «Гарольда и Мод». Куда он девался?

Поставить к моему юбилею спектакль предложил Владимир Николаевич Макаров. Для постановки «Гарольда и Мод» нужен был тонкий режиссёр, и я вспомнила Сергея Стеблюка, который поставил достаточно тонкий, изящный спектакль «Яблочный вор».

Нашла его телефон, позвонила в Москву. На вопрос, как он относится к пьесе, он почти закричал: «Марина Давыдовна, это моя любимая пьеса! Безумно хочу её поставить». Художник гениальный попался Игорь Капитанов.

Сделал оформление совершенно потрясающее. У нас смотрели эскизы и говорили: «Это мы не потянем, не сможем, не успеем». Тогда он предложил другое оформление ещё лучше! Мы начали репетировать.

Я учила текст по ночам, спала три-четыре часа, днём отдыхала в театре. Почти семь картин прошли, уже почувствовали удовольствие! Потом к нам пришли и сказали: «Денег нет, спектакль закрывается».

Боже, как стыдно было перед Стеблюком, который из-за нас отказался от постановки в Петрозаводске, перед художником, который сделал два блистательных варианта оформления!

Больно за себя. Но что делать, мы люди зависимые. Когда предложили в качестве юбилейного спектакля сыграть «Тектонику чувств», я согласилась.

Единственная

Кажется, с мадам Помрей у вас есть что-то общее.

Характер у неё другой. Мадам Помрей прожила достаточно бурную жизнь. У меня этого не было. В моей жизни была первая и единственная любовь, мужчина, с которым я прожила до конца его дней. Поэтому я совершенно не мадам Помрей.

Хотя есть тема, которая мне очень близка. Любовь для неё очень много значила. Она каждый раз влюблялась по-настоящему, и каждая встреча была для неё открытием. Конечно, своей доченьке она уделяла внимания очень мало.

Девочка выросла, стала сначала педагогом (достаточно жёсткая профессия), потом политическим деятелем. Когда наступила старость, как любая мать, мадам Помрей захотела быть полезной дочери.

Она пыталась устроить её личную жизнь, а когда поняла, что никакого Ришара больше нет, все положительные эмоции для неё прекратились. В финале она в полубезумии говорит дочери жесточайшие вещи: «Ты отнимаешь у меня Ришара!», «Никчёмная ты.

Даже внуков не можешь родить». Все стимулы кончились, а без этого невозможно. Эта тема мне близка. Чтобы выстоять и выжить, цепляешься за любую соломинку, любой положительный отзыв, мнение.

Я понимаю, как важно иметь положительные эмоции. Только они и держат. То, что мы недодаём своим детям, со временем возвращается. Замкнутый круг. И рад бы исправить, да не получается.

Эта работа интересна тем, что надо показать очень резкий перепад от женщины-бабочки, птички, которая старается всё устроить и наладить, к старой полубезумной женщине. Жестокие слова она говорит в первый и последний раз, потому что чувствует, что скоро уйдёт.

Режиссёр Никита Ширяев талантливый человек. На репетиции к нему бежали как на праздник. И только перед премьерой нам дали оформление. Представляете?! На премьере был первый прогон!

Это вместо пяти-шести предпремьерных прогонов, когда спектакль рождается, накатывается и ты ощущаешь целое. А тут всё по кусочкам ужас.

После премьеры режиссёр успокаивал: «Подождите, на пятом-шестом спектакле всё встанет на свои места». Сейчас стало значительно лучше.

Фальшь

Почему возникает неправда на сцене?

Наверно, это происходит в том случае, если точно не знаешь, что делаешь в сцене или роли. Тогда начинаешь «плавать». Это зависит подчас от неуловимых вещей. Иногда чувствуешь себя прекрасно, готов к спектаклю.

Пришёл и вдруг на сцене ничего не происходит не цепляет, что-то главное не случается. От этого начинаешь нервничать, не получается ещё больше. А иногда наоборот. Приходишь усталый, думая об одном: «Боже, как я буду играть».

Выходишь и начинаешь всё делать тихонечко, точненько. Смотришь, и партнёр сразу внимательный, очень точный становится, появляется «живой глаз» и дальше раскручивается.

Когда всё заканчивается, думаешь: «Господи, как прекрасно сегодня шёл спектакль». Не знаю, от чего это зависит: от настроения, взаимодействия с партнёром, от приёма зала.

Когда зал дышит с тобой одним дыханием, даже в молчании идёт перекатывание энергетики, и тогда чувствуешь, что можно говорить как угодно тихо всё будет слышно и понятно. К сожалению, это случается не всегда.

Жизнь

Хорошо, когда ролей много. А если приходится ждать не один год?

На самом деле возрастных ролей не так много. Попалась хорошая роль в «Тектонике» счастье. Наум Юрьевич Орлов всегда помнил об этом. Проходило года два-три брал пьесу для меня. Он понимал, как это важно.

После его ухода всё изменилось. Сначала коллегия была, где каждый думал о себе, потом приехал Гурфинкель, который сразу сказал, что будет ставить только на молодёжь. Вот мы и отдыхали три года. Только «Зелёная зона» появилась. И то, если б он не мешал, мы сыграли бы гораздо лучше.

Как бы ни складывалось, а театр всё равно «ваше всё»?

Не представляю, как бы я жила без театра. Ничего другого я делать не умею В театре есть друзья, в основном молодые: Катя Земцова, Ирочка Бочкова, Мишка Гребень, Олег Барышев, Таня Вяткина, с которой мы в одной гримёрке сидим.

Это люди, с которыми я близка, с удовольствием общаюсь. Мы настроены на одну волну, у нас близкое мироощущение и понимание добра, справедливости, подлости совпадает. Мне с ними тепло, хорошо.

У вас есть любимые роли? Или все одинаково дороги?

Нет, конечно. Если даже роль не нравится, я ищу в ней то, что меня бы грело. Иначе на сцену лучше не выходить. Есть любимые роли. По-настоящему любимых не так много. В каждом театре, где работала, такая роль была.

В Кемерово «Миллионерша» Бернарда Шоу. Шумный был спектакль. Когда я первый раз приехала в Челябинск, сумасшедший успех принесла «Татуированная роза».

В Кирове играла в нашумевшем спектакле «Быть или не быть», который мы возили в Москву. Помню, аншлаг за кулисами был не меньше, чем в зале.

Здесь одна из самых любимых работ спектакль «Лев зимой», где играла с Борисом Петровым. Обожала «Вирджинию Вульф». Это этапные работы, я их очень часто вспоминаю.

Вы часто слышите критику в свой адрес?

Самый строгий критик был мой муж. Страшно волновалась, когда он смотрел спектакль. Я даже говорила ему: «Когда пойдёшь смотреть спектакль, не ходи через служебный ход. Иди через зрительскую часть, чтобы я не знала, что ты в зале.

Иначе буду так волноваться, что ничего не смогу сыграть». Очень строгие и взыскательные критики моя дочка и внук, тоже актёры. Безумно волнуюсь, когда они смотрят спектакль. Увидят любую фальшь на сцене.

Помню, дети приезжали на спектакль, не скажу какой. Мы спорили половину ночи. Я ругалась, потом плакала, всю ночь не спала. Самое смешное, что потом переделала многие вещи, поправила. Ты можешь что-то подчас и не замечать.

Надо мной живёт пожилая женщина соседушка чудесная, она все наши спектакли смотрит, про всё мне рассказывает. К мнениям я обязательно прислушиваюсь, но это не значит, что делаю так, как мне советуют. Бывает по-разному. Но свежий взгляд иногда очень полезен.

В молодости нет опыта, но вашему успеху это не мешало.

В молодости есть органика, обаяние, непосредственность. С возрастом приходят опыт, понимание того, что делаешь на сцене. И я считаю, что для актёра самое главное сохранить внутри ребёнка, непосредственное, сиюминутное восприятие. Если это сохраняется слава тебе, Господи!

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>