Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
«Серебро» Юрия Волкогона

«Серебро» Юрия Волкогона

текст: Дарья Лукашевская
фото: предоставлено кинокомпанией «Сибир-филм»
13.01.2009

КартинкаНаш земляк известный режиссёр и продюсер Юрий Волкогон завершил съёмки двенадцатисерийного исторического приключенческого телесериала «Серебро».

Скоро он выйдет на экраны ведущих российских телеканалов. Несколько лет назад средства массовой информации уже рассказывали о старте нового проекта. В фильме, созданном кинокомпанией «Сибир филм», приняли участие и известные челябинские актёры.

Детективный сюжет с погонями и баталиями, любовью и ненавистью, коварными врагами и верными друзьями и всё это на фоне российской политической смуты начала XVII века и истории уральских и сибирских земель. В числе первых зрителей телефильма был журналист «Вечернего Челябинска». И первое интервью о своей новой работе Юрий Волкогон дал именно «Вечёрке».

Из досье «ВЧ»

Юрий Волкогон

  • Родился в Челябинске в 1955 году.P
  • Окончил факультет театральной режиссуры ЧГИК в 1981 году, режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров (мастерская В.Меньшова) в 1990 году.P
  • Член союза кинематографистов России с 1995 года.P
  • Режиссёр-постановщик нескольких фильмов. Среди них комедия «Здравия желаю» (1990), получившая приз МКФ в Киеве, криминальная драма «Сказка на ночь» (1992), телесериал «Серебро» (2008). Кинопродюсер и автор сценариев. Осуществил несколько постановок в Свердловском областном театре, «Горе от ума» в Челябинском ТЮЗе. Работал в Москве, Аргентине, Екатеринбурге. В последние годы возглавлял продюсерский центр Свердловской киностудии.P
  • В настоящий момент председатель совета директоров ООО «Сибир филм».P
  • Семья: жена Надежда, сын Сергей выпускник ЧГАКИ, линейный продюсер телефильма «Серебро», дочь Маша студентка Челябинского художественного училища, внучка Лена.

Картинка

О чём этот фильм?

1614 год. В Москве убит лазутчик Разбойного приказа Евсей Федякин, который привёз в столицу материалы, компрометирующие властителя Сибири всемогущего Андрея Семёновича Строганова (артист Александр Ольков).

Затевается следствие, которое возглавил думный дьяк Гавренёв (Алексей Девотченко). В одежде Евсея находят фальшивый серебряный рубль. Нити тянутся к самому Строганову, но доказательств его преступных замыслов нет.

В Сибирь для дознания по делу фальшивых денег направляют подьячего Разбойного приказа Тихона Редькина (Павел Пепелев). Он поручает сотнику Вихрову (Евгений Белоногов) подобрать надёжных спутников в дорогу.

Тот решает взять с собой опального поляка Каминского (Леван Допуа) и Алёшку Малого (Роман Курцын), приёмного сына боярина Непогожева (Семён Морозов). Четыре «русских мушкетёра» направляются в дальний путь.

Взятья к Непогожеву набивается человек Строганова боярин Климской (Ярослав Иванов). Хозяин Сибири поручает ему устранить Редькина.

Тысяча и одна борода

Картинка Юрий Сергеевич, фильм захватывающий трудно оторваться! Как рождаются подобные замыслы?

О, это интересная история. Всё началось с тетради в 120 страниц, которую принесли мне на Свердловскую киностудию три молодых человека. Один из них Алексей Рождественский впоследствии стал сопродюсером фильма и сыграл в нём.

Так вот эти ребята больше года бегали со своей тетрадочкой, их знали, многим задумка нравилась. Но не более. В то время я возглавлял продюсерский центр на киностудии. Осуществил несколько запусков, довёл до конца какие-то проекты.

И началось топтание на месте. Я уже собрался уезжать в Москву, куда меня пригласили в сериал, и тут этот сценарий. Меня зацепило, что можно сделать такой фильм, каких у нас после «Угрюм-реки», «Демидовых», «Вечного зова» в принципе не делалось.

Где-то год я потратил на доработку сценария. Пришлось менять стилистику, жанр, выстраивать чёткий сюжет.

Никогда бы не подумала, что мрачный период русской смуты можно показать так ярко и увлекательно. Вам, по-моему, это удалось.

Мне самому было страшно интересно окунуться в новую для меня тему. То время нашей истории для меня было белым пятном. Столько новых фактов узнал. В итоге из 120 страниц я сделал расширенный синопсис.

Но, оценив масштабы предстоящего бедствия, засомневался: нужно ли мне это? И вдруг правительство области, прочитав мой сценарий, даёт деньги. Тогдашнему председателю правительства Свердловской области Воробьёву и губернатору Росселю жутко понравилась идея.

Было издано даже постановление «О развитии кинематографии на Урале». И тут уж снять этот фильм стало для меня делом чести. Хотя в глубине души я понимал, что песня эта будет длинная и кровавая. Так и вышло. Единственное, чем Бог помог, погодой и людьми, которые не подвели.

Кто вошёл в вашу команду?

Сначала собрал стариков-профессионалов, потом молодёжь подтянулась. Мне потребовалось два года, чтобы создать основной производственный состав: операторы, помощники режиссёра, те же гримёры.

Оказалось, например, что у нас бороды делать никто не умеет. То, что покупается в Москве, это мочалки. Мы заказывали специальный тюль в Англии, живой волос. Всё это крючочками крепили.

Два-три съёмочных дня прошло надо менять актёру бороду и усы. У нас за время работы около тысячи бород ушло. Хочу отметить Эркена Кударова, главного художника по костюмам.

Он в своё время работал на фильме «Кочевники». Слава Петухов, наш оператор-постановщик, самоотверженный профессионал. Мы лежали пластом на морозе по 12 16 часов. К счастью, никто не заболел.

Вместо Ди Каприо злодей

Картинка Помню, несколько лет назад прошла информация, что в вашем фильме снимутся такие известные артисты, как Ян Цапник, Игорь Бочкин. Однако в титрах их нет. Не удалось договориться?

С Яном получилась такая история: он был уже утверждён на роль подьячего Разбойного приказа Тихона Редькина. Но перед первой экспедицией мы остановили работу месяца на три, а Яну поступило два очень интересных предложения.

И если раньше он готов был отдать мне сто процентов своего времени, то теперь нам пришлось бы выстраивать систему окон. Это ставило проект под угрозу. Мы встретились, поговорили и без взаимных претензий расстались ну не получилось.

Что касается Игоря Бочкина, нам хотелось видеть его в роли сотника Вихрова. Однако артист незадолго до этого перенёс инфаркт. Он хоть и ёршился, но к тому моменту ещё не восстановил здоровье в полной мере. На Вихрова у меня был ещё один блестящий актёр. Но нам тоже предложили только окна в его съёмочном графике. Я отказался.

Отказались от звёзд? Но без них сегодня ни один проект не обходится, хоть в кино, хоть на телевидении...

Тут свои сложности: телесериал подразумевает жёсткий режим работы, где всё подчинено графикам. Брать звезду огромный риск. Представьте: на дворе январь, минус двадцать, съёмочная группа в сборе, декорации установлены, снегоуборочная техника круглосуточно чистит дороги.

А звезда не прилетает. Такое бывает сплошь и рядом. Поэтому я остановился на тех актёрах, которые вдохновились идеей и участвовали в съёмках ради проекта. Алексей Девотченко, сыгравший роль думного дьяка Гавренёва, блестящий актёр.

И блестящий актёр Семён Морозов он исполнил роль боярина Непогожева. Ярослав Иванов великолепно играет злодея боярина Климского. Это, пожалуй, единственный из звёздных актёров, кто прочую работу отодвинул на второй план.

И если надо было прилететь завтра, он прилетал завтра. Вообще после нашумевшего сериала «Чёрный ворон» Ярик стал отказываться от каких-то съёмок из него начали вдруг лепить эдакого Ди Каприо.

Внешне он действительно на него очень похож. Роль Климского ему жутко понравилась. У нас снялись звёзды, которых хорошо знают в Европе и мире, но мало у нас. Это исполнитель роли Башбатура Ерик Жолжаксынов. И известный каскадёр Кунгужинов, сделавший со своей группой постановки боёв и снявшийся в роли китайца Чики.

А квартет главных героев как подбирали? С той же ролью Вихрова, как я понимаю, были трудности?

Ох, с Вихровым долго была дырка. Но волею случая к замдиректора киностудии заглянул приятель. И вот они беседуют в коридоре, а я мимо них раз прошёл, другой. Вижу: что-то в нём есть. Потом подошёл, нас представили друг другу.

Оказалось, что это заслуженный артист, работает в местном театре. Я попросил художника-гримёра сделать ему бороду, грим. Его одели, завели в павильон. Он ещё и слова сказать не успел, а второй режиссёр воскликнул: «Так это же Вихров»!

Так Женя Белоногов попал на свою первую главную роль в кино. Рома Курцын, выпускник Ярославского театрального училища, который играет Алёшку Малого, сейчас в гору пошёл от предложений отбоя нет. Что касается роли Тихона Редькина, неожиданно в Свердловском камерном театре я нашёл Пашу Пепелева, который в своё время окончил ГИТИС и вернулся в Екатеринбург.

Он как-то быстро всё усвоил, уцепил характер этого Редькина. И у него получился сильный, могучий образ. Леван Допуа, актёр из Тюмени, просто один в один попал в характер поляка Каминского. Вообще с этими ребятами, я думаю, у нас не последняя работа.

На роль красавицы Натальи вы тоже рискнули взять малоизвестную актрису и, кажется, не прогадали, да?

О, не только не прогадал. Думаю, у Маши Виненковой большое будущее, она блестяще справилась с ролью. А нашёл я её тоже случайно. Привели какую-то девчонку из Свердловского театра оперетты, взбалмошную, с большими глазами.

А у меня на примете была неплохая актриса из московского театра. Но уж больно она казалась в кадре правильной, прямо княжна. Какой-то чертовщинки ей не хватало. Она в один из дней не смогла прилететь, а мне надо было сцену с Климским пробовать. Пригласили Машу, и после проб сразу утвердили её на роль.

Из челябинских артистов, кроме Юрия Цапника в роли Редькина-старшего, кто ещё в фильме снялся?

Артист Челябинского ТЮЗа Слава Косарев. Он сыграл в 12-й серии роль мангазейского подьячего. Очень талантливый парень и в кино всё быстро схватывает.

Игорь Лопаткин, директор Челябинского театра драмы, появляется в шестой-седьмой сериях. А вообще как-то несправедливо получается: в провинции столько актёров хороших, а возможностей проявить себя в кино у них мало. Я постарался дать им такой шанс. Кастинг мы проводили от Архангельска до Владивостока.

Съёмки тоже велись по разным весям?

География обширная: Казахстан, Свердловская область, Ханты-Мансийск. А все старорусские города и городища, даже Москву, мы снимали в Хохловке в Пермской области. Также задействовали большие павильоны на Свердловской киностудии.

Честное кино

Картинка Юрий Сергеевич, российская смута, пустая государственная казна, фальшивое серебро это ведь исторический фон. О чём всё-таки вы фильм сняли?

О людях. Но это общее. Мне показалось, что в двенадцати сериях тематически можно раскрыть две проблемы. Во-первых, становление государственности. Конец Смутного времени, приход первого царя из Романовых пятнадцатилетнего мальчика.

Понятно, что ему помогали. Тот же думский дьяк Гавренёв это реальная историческая фигура, проводник государственной политики. Но есть мощнейшее государство во главе с хозяином Сибири Андреем Семёновичем Строгановым.

Ему законы не писаны он сам себе закон. Так что сюжет основан на реальных фактах. А вторая проблема наш вечный поиск правды. Для этого я ввёл пешек людей, которые попадают в жернова государственных интересов, проходят через все трудности и становятся другими.

Тот же Тишка Редькин. Те же переселенцы, те же коренные народы Урала и Сибири. Это и тема толерантности, и тема веры. Но есть ещё и любовь. Поэтому вокруг каркаса политического детектива строятся характеры, чувства, взаимоотношения, судьбы.

Фильм получился сюжетно очень плотным. Для столь масштабной задумки 12 серий не маловато?

Это, увы, стандарты телевидения: 4, 8, 12, 16 серий. Нам диктуют и продолжительность серии 52 или 44 минуты. Пришлось сокращать материал целыми кусками. Эти стандарты просто наша беда. Но я не могу против системы идти.

Дай бог, чтобы фильм в этом виде прошёл. А объясняются эти ограничения просто: мол, потеряем зрителя. Зрелище сейчас пытаются навязать чисто механической краткостью монтажа. То есть вечный клип.

Или наоборот как пустили ундину, так она поплыла. Вроде продукции канала СТС. Молодёжь смотрит, но надо всё-таки планку вкуса поднимать. Что меня сейчас поражает и обижает как профессионала очень скудный киноязык.

Эта вечная боязнь редакторов: народ не будет смотреть. Да кто вам сказал? Меня очень задевает эта позиция: народ не поймёт, народу это не надо. Конечно, это риск идти по грани между коммерческим и умным кино. Но хотелось сделать честный фильм. И я этой возможностью воспользовался.

Работой своей удовлетворены, Юрий Сергеевич?

Пожалуй, да. Мне в то время предлагали два сериала из разряда бах-бах, пих-пих. Ну заработал бы я денег, а дальше что? Не жалею, что сделал этот фильм. Не стыдно за него.

Часто бывает: проект завершён, но чем-то недоволен, какие-то вещи хотелось бы переделать. Здесь я ничего не хочу трогать. Не оттого, что это шедевр. Просто это максимальное из того, что можно было сделать за эти деньги и за это время. Хотели широты и красочности мы этого добились, хотели новых лиц и актёров мы их нашли.

Может, как продюсер раскроете тайну бюджета сериала?

Почему же нет? 120 миллионов. На самом деле мизер для такого проекта! Что такое на 24 дня вывезти 80 человек зимой в холод на гору в Пермскую область, достроить там декорации стены, вышки, действующий мост. Организовать горячее питание, ночные съёмки, специальные палатки с обогревом, чтобы цифровая аппаратура могла работать.

А как было сложно построить струги, которые держались бы на воде, или настоящий барк двухпалубный галеон, на нём никакой фанеры нет, всё по-честному. Из пищали красиво выстрелить пять-шесть дублей надо, а это полдня работы.

А лошади! Никогда, наверное, больше не свяжусь с лошадиными съёмками. Брать цирковых, подготовленных лошадей оказалось невероятно дорого. Пригласили из спортивных клубов: животные залюбуешься, но кусаются.
Я думал, с ума сойду. Ещё бой не начался, копьё только в руку всаднику передали конь как взбрыкнёт! Чуть не убил соседнего седока. В итоге эти лошади скинули своих седоков и убежали. С трудом отыскали их к полуночи.

Помучились-помучились и взяли обычных лошадей из колхоза под Каменском-Уральским. Постановщик трюков Жайдарбек Кунгужинов подготовил их за две недели для киносъёмок. Да так хорошо, что никто даже не травмировался, хотя подсечки были сложнейшие.

Это, наверное, те трудности, которые сейчас приятно вспоминать. Но главный-то вопрос: когда зрители увидят в эфире фильм «Серебро»?

Сериал лежит на канале «Россия». Резолюция положительная, руководству канала фильм понравился. Добродеев дал ему дальнейший ход. Теперь надо ждать, когда телевидение разберётся с рекламодателями, заключит контракты.

Вообще сегодня из-за кризиса на всех каналах остановились съёмки около сотни проектов. Мы вовремя завершили сериал, потратив пять лет. Надеюсь, перспективы у него хорошие.

«В Челябинске не хуже, чем в Москве»

Вы всё ещё на два дома живёте, Юрий Сергеевич? Семья здесь, а работаете в Екатеринбурге?

Я живу в Челябинске. Сегодня режиссёру и продюсеру жить и работать здесь можно точно так же, как в Москве, и делать то же самое ничуть не хуже. На нашем Арбате можно снимать хоть исторические, хоть современные фильмы.

Копейск без всяких декораций готовый фон для 50-х годов. А наша замечательная природа, горы! Мне комфортно в родном городе. У меня тут семья, друзья. Здесь большой творческий потенциал. И я не хочу уже ничего менять.

Я устал странствовать и жить на два дома. Киностудия это лишь базовая структура, где продюсер арендует павильоны, технику. На студиях сейчас никто не снимает. Снимают там, где есть идеи.

И они у вас уже есть? Может, поделитесь творческими планами?

Если честно, давно мечтаю снять фильм про Аркаим. У меня и сценарий готов. И есть ещё одна очень интересная задумка сделать комедию под названием «Приют оптимистов». Сейчас немного передохну я ведь пять лет не был в отпуске, пока шла работа над сериалом. И снова в творческий поиск.

Успехов вам!

Это не банальная «стрелялка»

КартинкаЮрий ЦАПНИК, народный артист России, попал в фильм «Серебро» на роль отца Тихона Редькина, приказного дьяка Разбойного приказа Мелентия Егоровича, по приглашению главного режиссёра, которое официально прозвучало в юбилей актёра. Уже потом были пробы на киностудии и другие формальности.

Для меня тема фильма была очень интересной, рассказывает Юрий Викторинович. Ведь это практически нетронутый пласт в нашем современном кинематографе. Каких-то исторических проектов сейчас практически нет.

Это не банальная «стрелялка», каких сегодня полно на телеэкранах, здесь есть сюжет и смысл, исторически достоверные персонажи и художественные образы. С таким бюджетом и за такое время это очень качественная работа.

На фильме собралась потрясающая съёмочная группа, семья единомышленников, где все отвечают не только за себя, но и за других. Это сегодня большая редкость. Плюс хорошая организация работы, нормальные условия.

Юрий Викторинович, жалеете, что не удалось сняться в фильме вместе с Яном? Получилось, что в кино вы сыграли бы отца и сына?

Конечно, было бы интересно сняться вместе, первоначально была именно такая задумка. Но мы предполагаем, а Бог располагает. Всё было утверждено, а запуститься вовремя не смогли. А сына уже утвердили на роли в других фильмах.

Так что немножко жалко, что не получилось совместной работы с Яном. Но и мой киношный сын, которого сыграл Паша Пепелев, оказался внешне чем-то похож на реального.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>