Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Закон обратного волшебства

Закон обратного волшебства

текст: Лидия Садчикова
21.01.2009

КартинкаСемь челябинских лет популярная актриса Людмила Аринина считает лучшими в своей жизни

Заслуженную артистку России Людмилу Аринину называют уникальной актрисой, но актрисой второго плана. А точнее было бы назвать королевой ролей второго плана. Убедительным подтверждением тому стала показанная на вручении народной премии «Светлое прошлое-2008» подборка из ее киноработ замечательный сценарный ход постановщиков церемонии, сумевших передать многогранность дарования актрисы. Даже в небольших эпизодах, в гротескных ролях она такая яркая, что хочется преклонить колено перед этим талантом.

Клип мне очень понравился, представляю, как трудно его сделать, столько фильмов с моим участием нужно было поднять, похвалила она создателей, когда мы встретились в антракте. И печально улыбнулась: Господи, это уже давно не я.

Понятно, что она имела в виду: в тех ролях она молода, в расцвете жизненных сил. У актера, а тем более у актрисы, возраст отнимает больше, чем у людей других профессий. Тем не менее Аринина не выглядит разочарованной. У нее и сегодня нет недостатка в работе.

Людмила Михайловна, у вас в кино востребованность феноменальная. Не каждая из ваших коллег-сверстниц может похвастаться таким количеством съемок: почти ежегодно да еще и не в одном фильме.

Ой, и не говорите! Бывает, даже отказываюсь. Такую, простите, гадость порой предлагают. Так что я еще кривляться себе позволяю, капризничать. А если серьезно это большое счастье, что мне дается такая возможность. Недавно опять снялась в фильме, называется «Закон обратного волшебства». Это детектив по повести Татьяны Устиновой. Я играю этакую мисс Пуаро российского розлива.

А что в театре?

Оттуда ушла два года назад. С 1999 года работала в Театре-студии Петра Фоменко. Мы с ним общались и до этого, ведь знакомы, как говорится, 100 лет. Он меня всегда приглашал на свои премьеры: «Люда, приходи, пожалуйста, не пропускай». А сейчас связь оборвалось. Молчит. Не простил он мне моего ухода. Режиссеры особые люди, они другие. Актеры и режиссеры понять друг друга не могут. Но я надеюсь, обида его пройдет, все наладится.

Но вы все же пытались сформулировать причину ухода?

Есть такая формулировка в театральном мире: «Лучше уйти со сцены на год раньше, чем на день позже». Силы-то теряются. Мне уже ни букеты, ни аплодисменты не доставляют той большой радости, как это было в самом начале карьеры. Сейчас мне бы и не надо никаких премьер. Процесс репетиций, исследование человека, его сердца, души вот что мне интересно. Устала и от бесконечных гастролей. Я с театром полмира проехала. Знаете, почему я так дорожу челябинским периодом и называю эти годы самыми счастливыми годами моей жизни? Потому что у меня тогда был свой зритель. Не то чтобы в зале сидели мои знакомые, нет! Я вообще мало кого в Челябинске лично знала. Но, играя спектакли, я чувствовала дыхание зала. Когда я отсюда уехала, работала тоже в интересных театрах, в Питере например, но у меня уже не было такого зрителя. Я не понимала, кто там в зале сидел. Правда, русские люди всегда реагируют на актерскую игру: хохочут или плачут. А за границей они на протяжении всего спектакля молчат. Особенно в Японии меня это поражало. Сидят, не шелохнувшись, и лишь после окончания начинают скандировать и кричать «Ура!» Для актера это ужасно не чувствовать зрителя. Словно ты находишься в торричеллиевой пустоте, в безвоздушном пространстве.

Вы в Челябинске бывали после того, как его покинули?

В 2001 году меня приглашали на празднование 80-летия театра драмы. Правда, я тогда обиделась и на юбилей, и на этот город. Выпустили громадную книжку, а в ней про театр Цвиллинга и его прошлых достижениях почти ничего не написано, в основном о последних годах. Думаю, это несколько неприлично. А сейчас повидалась с Ниной Петровной Зотовой, правда, совсем коротко. Думаю, Ниночка простит меня по старой дружбе. Я не ожидала, что буду иметь такой успех у местных журналистов: столько интервью пришлось дать! А я говорить-то особо не умею: на пресс-конференции вся истряслась. Правда, находясь в стенах театра, чувствую себя нормально. Кстати, Нина Зотова много лет проработала в театре Цвиллинга заведующей костюмерным цехом. Это был ее дом, а для нас, актеров, волшебный уголок. Как там шикарно, в каком неописуемом порядке висели костюмы! Из-за них она была к нам строга, ругала за малейшее пятно. Из таких, как она, людей и состоял тогда театр. Все были профессионалы, каждый художник в своей сфере. На этом держится волшебство театра, оно только так и может создаваться. Поверьте, это не пустые слова, но единственный раз в моей жизни театр был идеальным в моем понимании именно тогда, в челябинский период. Это был поистине храм, и там, в очень сильном актерском составе, я и родилась как актриса. До сих пор я волшебно подпитываюсь теми человеческими и профессиональными токами. Только здесь, в Челябинске, и мог возникнуть такой проект, как «Светлое прошлое», причем не откуда-то сверху, а опять изнутри. Это очень человечно, за что Челябинску огромное спасибо.

Наш земляк, музыкант Валерий Ярушин, выпустивший книгу «Судьба по имени «Ариэль», пишет в ней, что школьником не пропустил ни одного спектакля с вашим участием. А когда стал заниматься в пионерском телевизионном театре, в сериале для родителей вы по сценарию играли его маму, о чем он вспоминает с восхищением.

Ой, как давно это было Как интересно! Оказывается, столько связей с Челябинском. Сейчас вот вспомнили, наградили. Простите, трудно удержаться от слез Но не хочу обольщаться, что меня здесь помнят и так любовно принимают только в связи с работой в театре Цвиллинга. И эту память, и популярность актеру помогает поддерживать кино. Хотя худрук Театра Российской армии Борис Морозов, с которым мы оказались в списке лауреатов «Светлого прошлого», не просто помнит, а даже перечислил все названия спектаклей, в которых он меня видел. Это грандиозно.

Когда речь идет об истории театра драмы имени Цвиллинга, всегда звучит ваше имя.

Ну, потому что я вела репертуар. Из роли в роль, из роли в роль, и в основном ведущие. Позорные тоже были, но город снисходительно ко мне относился, хотя, может, я того не заслуживала. «Оптимистическая трагедия» это был кошмар! Анастасия Лескова, наша народная артистка, отказалась от этой роли, поняв, что режиссер слаб и творческой удачи не случится. А меня, молодую, назначили. Я играла комиссара. Мало того что я боюсь выстрелов, которые звучали в спектакле, что все время вздрагивала и уши зажимала, так еще в одном эпизоде говорила хрестоматийно известную фразу: «Ну кто еще хочет моего комиссарского тела?» А я была худая-прехудая, какое там тело один нос на лице. В то время у нас работал художник Афанасьев из Москвы, смешной, остроумный человек. И вот он, Димка, мне тогда дал такой совет: «Слушай, Люда, ты произноси эту фразу, а они, твои сценические недруги, пусть по очереди отворачиваются, и ты в каждого ба-бах, ба-бах».

Самая моя главная из театральных ролей тоже произошла в Челябинске. Это была Маша в «Чайке». Причем ставил спектакль режиссер Добротин, подход у него был абстрактный, мизансцены выглядели очень странными. Но я как-то сумела все это объять своими чувствами и своим организмом. И роль получилась от начала и до конца. Вполне могу ею гордиться.

Думаю, не будете отрицать, что и работа в кино вам доставляет немало удовольствия.

Чем она прекрасна там все время партнеры обновляются. Правда, в последние годы часто случается так, что когда в каком-то сериале начинаешь пробовать сцену, замечаешь незнакомого человека. Спрашиваешь: «Простите, откуда эта актриса или актер?» А он вовсе не актер, но ему охота сняться. Потом во время монтажа эту сцену вымарывают, из-за чего пропадает и кусок моей роли. В результате она не получается такой, как задумывалась. А как может получиться?! К счастью, я много играла у настоящих режиссеров. Особенно дороги фильмы, снятые Петром Фоменко: «На всю оставшуюся жизнь», «Почти смешная история». Он, получается, главный режиссер в моей судьбе.

В «Поездках на старом автомобиле» я должна была играть главную роль. Мы проиграли ее с Гафтом на пробах, а потом нас вдруг заменили другими актерами. Вместо меня сыграла моя тезка Людмила Максакова. А меня Фоменко уговорил сняться в роли какой-то директрисы. Смешно вспомнить: во время съемок очередного кадра Фоменко разъясняет актерам: «Значит, вы играете свою сцену, а тут проходит Аринина». Помреж говорит: «Как, опять Аринина?»

Людмила АРИНИНА родом из Саратовской области. В 1948 году окончила ГИТИС. Сначала работала в театрах Могилевской и Кемеровской областей, в Бресте, Ташкенте, Омске. С 1956 по 1963 год в Челябинском театре имени Цвиллинга сыграла Надю в «Старшей сестре», Женьку в «Фабричной девчонке», Антонину в «Достигаев и другие», Машу в «Чайке» и другие ведущие роли репертуара тех лет.
Потом работала в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, Московском областном театре имени Островского. С 1999 по 2006 год актриса московского Театра-студии Петра Фоменко.
Заслуженная артистка России, лауреат театральных премий.
Ее фильмография насчитывает более 70 ролей второго плана. Среди них «Мама вышла замуж», «Белорусский вокзал», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Прости», «Жизнь забавами полна», «Карнавальная ночь-2», «Андерсен. Жизнь без любви».

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>