Потрясать сердца, не действуя на нервы
текст: Лидия Садчикова22.01.2009
Лауреат народной премии «Светлое прошлое-2008» московский режиссер Борис Морозов учит актеров быть дон-кихотами
Борис МОРОЗОВ родился в 1944 году в Московской области в семье военного. В 1951 году семья поселилась в Челябинске. Родители, почитавшие искусство театра, приобщили к нему Бориса и его старшего брата Анатолия. Обоим суждено было стать профессионалами высочайшего уровня на этом поприще.
Борис после окончания ГИТИСа, где учился на курсе знаменитого режиссера Андрея Попова, работал в Театре Советской армии, затем в театрах имени Станиславского, Маяковского, Пушкина. Ему довелось ставить спектакли за границей, поработать на центральном телевидении, сняться в восьми художественных фильмах. С 1988 по 1995-й он режиссер Малого театра. После этого вернулся в Театр армии, которым по сей день руководит в качестве главного режиссера.
Народный артист России, лауреат театральных премий, профессор Российской академии театрального искусства.
Радостно было встретиться на днях на церемонии вручения народной премии «Светлое прошлое» с Борисом Морозовым. В 1995 году он с большим гостеприимством принимал меня, землячку, в Малом театре, которым тогда руководил. Кстати, он до сих пор входит в актив Челябинского землячества.
Борис Афанасьевич не изменился за эти 14 лет: такой же импозантный, бурлящий эмоциями, так же сияют его глаза. А рядом верная спутница жизни на протяжении более 40 лет и тоже наша землячка Ольга Исида.
Все начиналось в ЧПИ, где братья Морозовы с единомышленниками создали СТЭМ студенческий театр эстрадных миниатюр, из которого вырос «Манекен». Их однокашник Геннадий Кузьмичев, вручая Борису Афанасьевичу народную премию, вспоминал:
Популярность СТЭМа переросла стены вуза, публика валом валила на все спектакли. Всякий раз, когда открывались входные двери в актовый зал, начиналось столпотворение. У подхода толчея пуговицы летели. Однажды Бориса прижали к стене: не протолкнуться. А нужно начинать спектакль. Раздался отчаянный крик: «Люди, это же Борис Морозов! Без него не состоится спектакль, нам нечего будет делать в зале!». Толпа расступилась, его пропустили и с того раза впереди толпы буквально вносили в зал.
Лауреат, принимая награду, сказал:
Когда Олег Митяев сообщил, что я награжден премией, память моя всколыхнула все, что связано с Челябинском. Горжусь тем, что первой в моей трудовой книжке стоит такая запись: подручный кузнеца трехтонного молота кузнечного цеха ЧМЗ. Светлое прошлое помогает мне жить, работать и творить.
После церемонии мы говорили с Борисом Морозовым о его прошлом и настоящем.
Челябинский след
Отматывая ленту памяти, могу сказать, что Челябинск прежде всего дорог мне людьми, общение с которыми меня сформировало, заложило тот фундамент и энергию, с которой я пошел по жизни. Как не вспомнить литературный театр Дворца железнодорожников. Бегал туда, разрываясь между учебой и «Манекеном». Педагоги в ЧПИ удивлялись: «Морозов, когда ты все успеваешь?» Между репетициями и спектаклями я еще сдавал высшую математику.
В литературном театре судьба свела меня с уникальными людьми. Вначале его возглавлял Леонид Оболенский. Гений! Он открыл для меня мир Пушкина, Лермонтова, научил читать стихи, рассказал о своем личном друге Маяковском. Я даже бывал у него дома, но тогда еще не отдавал себе отчета, какой подарок сделала мне жизнь. И только спустя годы, уже в Москве, я осознал, как важны были уроки Леонида Леонидовича. После него театром в ДК ЖД руководил Арон Кербель, тоже мой великий учитель. Именно они, а еще мой старший брат и «Манекен» помогли мне определиться с профессией.
Кербель открыл для меня, что искусство должно быть эмоционально. Вроде бы простая истина. Но до сих пор я вижу в Москве спектакли некоторых своих коллег, которых подмывает спросить: «Ребята, а как насчет того, чтобы понервничать, глубоко подышать? Ведь кроме мозгов есть еще кое-что, оно бьется в груди». Кербель рассказал мне о Шарле Дюллене. «Прочти, говорит, его труды, в них вся система Станиславского». Дюллен учил: можно рассердиться и ударить кулаком по столу, а можно ударить кулаком по столу и рассердиться. Есть в этом разница. Когда я приехал в Москву поступать на курс Андрея Попова и начал говорить ему обо всем этом, он внимательно стал в меня вглядываться. Увидел, что перед ним человек подготовленный, не пустой, что этот парень из провинции чего-то ищет в профессии. После окончания ГИТИСа Попов пригласил меня в Театр армии. Мало того, помог нам с Ольгой, не имевшим ни московской прописки, ни жилья, получить квартиру. Так началась моя московская судьба.
Кстати, преддипломный спектакль ставил в театре Цвиллинга. Мне такое доверие оказали, зная и помня меня по «Манекену». Причем ставили вдвоем с братом это единственный наш совместный спектакль. На премьеру, оставив все дела, прилетел Попов. Увидел в спектакле Александра Михайлушкина, который играл одну из главных ролей. Попову он так понравился, что переманил его к себе в Москву, ныне Александр народный артист России.
А у меня в театре, окончив в ГИТИСе мой курс, ныне тоже работает челябинец один из ведущих молодых актеров Юра Сазонов. Наблюдаю за ним неким отеческим взглядом, понимая, насколько это нелегко остаться в Москве. Там все-таки более суровые законы жизни. Я сам непросто завоевывал Москву. Уже поставил шесть спектаклей в Театре армии, потом перешел в Театр имени Станиславского к Попову вместе с сокурсниками Анатолием Васильевым и Иосифом Райхельгаузом. И только когда поставил «Брысь, костлявая, брысь!», тут меня Москва и узнала. Обо мне стали говорить как о режиссере.
О брате и родственниках
Что касается профессии, у каждого из нас свой путь, что нормально и прекрасно. Братские отношения с Анатолием у меня очень тесные, на них не влияют ни занятость наша, ни расстояния, которые нас разделяют. Мы родные люди. Знаем (порой даже на уровне чувств и ощущений) все и друг о друге, и о членах наших семей. Интересно, своеобразно работает и Сергей Анатольевич, мой племянник, младший сын брата. Он главный режиссер Новгородского областного театра. Уже можно говорить о театральной династии Морозовых. У меня в театре работает младшая дочь Таня: она окончила ГИТИС, училась тоже у меня. Сейчас она ведущая актриса. Играет в ряде спектаклей главные роли, правда, еще и обезьянку Чичи в детском спектакле. Она как-то поехала во Владимир на премьеру двоюродного брата Сережи Морозова. А Сергей бывает у нас в Москве. Помню, Анатолий Афанасьевич, выпустив спектакль в Орле, приехал ко мне на открытие сезона, чтобы посмотреть «Давным-давно», где Таня играет Шурочку Азарову. Я тоже стараюсь смотреть его работы.
Моя старшая дочь Екатерина _ искусствовед, а жена Ольга кандидат технических наук, доцент МГИЭМ.
О связях с «Манекеном»
Увы, не могу сказать, что поддерживаю такие же тесные контакты, как мой брат, который в последние годы ставит в «Манекене» интересные спектакли. Я с огромным уважением отношусь к Юрию Бобкову и Александру Березину. Они молодцы: сохранили театр, пробили для него статус муниципального, добились помещения. Увидел я новый дом театра только год назад, когда в Екатеринбурге ставил «Хованщину» в академическом театре оперы и балета. Умолил дирекцию найти для меня «окошко», меня на один день привезли в Челябинск, где Анатолий как раз запускался с «Доктором философии» в «Манекене».
О спектаклях и зрителях
За 35 лет творческой деятельности их было немало. Сказать, что какая-то работа главная для меня, было бы неправильным. Но все же есть особые: «Сирано де Бержерак» с Шакуровым в театре Станиславского, «Смотрите, кто пришел» с Костолевским в театре Маяковского. Все спектакли, поставленные в Малом театре, были для меня очень значительными, особенно работа с Александром Солженицыным над постановкой «Пир победителей». Встреча с этим человеком огромное событие в моей творческой деятельности. И, конечно, много мною вложено в работы Театра Российской армии. Спектакль «Много шума из ничего» мы выпустили в 1996 году, а он по сей день идет на аншлагах. За спектакль «На дне» я получил приз «Хрустальная Турандот».
Ставил и за рубежом: в Израиле, США, Южной Корее, где я, кстати, открыл им Островского и его «Бесприданницу». Артисты рыдали на репетициях, а потом и зрители в зале так он им лег на душу, совпал с их восприятием искусства, некой восточной сентиментальностью.
В каждой стране зритель разный. В России публика всегда ищет в спектакле нечто, вызывающее чувство сопереживания. Есть очень эмоциональные зрители, как корейцы или израилетяне. А где-то привыкли отстраненно принимать действо, не включая сердце и душу. Малый театр несколько раз подолгу гастролировал в Японии. Там во время спектаклей такой сдержанный прием, что кажется: жди провала. Нет реакции даже в тех эпизодах, где мы привыкли получать мощную эмоциональную отдачу зрителей. Но что творится после финала! Словно плотина прорывается.
О Театре армии
Это не просто название: театр в самом деле имеет отношение к Российской армии. Он с первых дней войны создал первую фронтовую бригаду. Нина Сазонова 22 июня 1941 года на Белорусском вокзале, провожая бойцов на фронт, исполняла свои песни, а потом встречала их песнями 5 мая у рейхстага в Берлине.
Мы как бы подконтрольны Главному политическому управлению по воспитательной работе, но оно не давит на нас. Никакой цензуры. А выступления в воинских частях одна из важных сторон нашей деятельности. Наши артисты ездили в Афганистан, Чечню. Наш театр единственный не отказался в 1986 году выступать в Чернобыле перед ликвидаторами аварии.
Я бывал в Северо-Кавказском военном округе, причем, в горячих точках, и наши артисты постоянно ездят на гастроли по военным округам. Не так давно на самолете дальней авиации мы пролетели с посадками в разных городах через всю Россию: от Москвы до Владивостока.
Пусть живут дон-кихоты
Я преподаю в Академии театрального искусства, бывшем ГИТИСе. Воспитывая молодых артистов, все время пытаюсь им внушить одну очень важную мысль: в мировом театре было все, кроме них. Это ощущение должно порождать у артиста понимание своей уникальности, ответственность за профессию и требование постоянного саморазвития. Очень важную для нашей профессии установку я вычитал у Бертольда Брехта: «Потрясать сердца и действовать на нервы не одно и то же». Я с точки зрения методологии театра остаюсь консерватором. На мой взгляд, самое нужное на сегодня театр психологический. Нынешние реалии выхолащивают духовность, хоть SOS кричи, а он единственный дает нам живые ощущения и не убивает в нас чувство сопереживания. Поэтому я артистам говорю: не бойтесь иногда выглядеть дон-кихотами, сражающимися с ветряными мельницами. Без этого театр не будет театром.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>