Золото бунта
текст: Анастасия Богомолова28.01.2009
В борьбе за титул новой культурной столицы Урала Пермь в качестве соперника рассматривает только Екатеринбург, оставляя Челябинск за бортом
В Прикамье завершился художественный салон «Арт-Пермь-2009». Крупнейший среди подобных мероприятий в регионах России, он амбициозно обозначил стремление промышленной Перми стать новой культурной столицей Урала, оспорив этот «титул» у Екатеринбурга. При этом Челябинск даже не рассматривается в качестве соперника. Впрочем, оно и понятно: Южный Урал на выставке, собравшей авторов из 45 городов России, был представлен только двумя институциями, одна из коих к искусству имеет формальное отношение.
Перемена климата
На пресс-конференции в честь открытия выставки из уст местных художников и чиновников постоянно звучало это прилагательное «новое». Пермь, по-видимому, раньше всех в провинции ощутившая на себе ежегодное ускорение жизненных циклов, задыхаясь на бегу и подпрыгивая на уральских ухабах, всю себя направила на поиски неординарных событий и свежих впечатлений. Год-полтора, бурля мыслью о «фишке» города, она копается в собственной истории и традициях (проявлением этого можно считать, к примеру, идущую на местном телевидении передачу «Имя Перми великой», в рамках которой по принципу известного проекта канала «Россия» выбирается наиболее значимая для края фигура). Впервые тут на полном серьезе стали рассматривать в качестве инструмента экономического движения культуру и включать это понятие в программу развития региона.
Наиболее очевидными эти процессы стали с приходом в Пермь выставки «Русское Бедное», которая осенью 2008-го открылась в здании Речного вокзала. Уникальный для провинции проект, автором которого выступил местный сенатор Сергей Гордеев, а куратором московский галерист Марат Гельман, объединил ведущих русских художников: Осмоловского, Гутова, Кошлякова, Тер-Оганьяна, «синих носов» Шабурова и Мизина и других. Все работы на выставке были выполнены сплошь из «небогатых» материалов: бечевок, жестянок, глины, угля, деревянных брусьев, скотча и окурков. За два с половиной месяца «Русское Бедное» посетили 40000 человек. То есть каждый 25-й житель Перми.
Выставка еще работала, а в столице Прикамья уже было оглашено о готовящемся к открытию музее современного искусства, директором которого назначили упомянутого Марата Гельмана. В то же время режиссер Кирилл Серебренников заявил, что его театральный фестиваль «Территория» переезжает в Пермь: Москва, мол, перенасыщена культурными событиями. О своем перемещении на берега Камы заговорил и организатор фестиваля современного искусства «Новая драма», худрук московского театра «Практика» Эдуард Бояков. В январе этого года он дал пресс-конференцию о предстоящем весной мероприятии.
В этой атмосфере клокотания в Прикамье, получившем от столичных деятелей авансы на культурный бунт, стартовал одиннадцатый по счету художественный салон «Арт-Пермь-2009».
Heart Пермь
На выставку «Арт-Пермь» тянулись толпы посетителей: в выходные дни очередь в кассу за билетами на экспозицию вылезала из помещения центра «Пермская ярмарка» на морозную улицу. Внутри зрителей ожидали три павильона. В первом из них по соседству находились классическая живопись, арт-объекты, боксы с фотографиями и картинами нижнетагильских художников-абстракционистов, стенд этнофутуристического фестиваля «КAМWA» и работы клуба любителей мишек Тедди. Своей эклектичностью и невыдержанностью этот зал, с одной стороны, демонстрировал стремление Перми к коренным переменам, с другой обнаруживал идеологическую неподготовленность города к процессам, начало которым положил в том числе и проект Гордеева-Гельмана.
В павильоне номер два в отличие от первого наиболее цельном, логичном поселились члены местного отделения Союза художников России (на их стендах рядом висели картины с православными храмами и слоганами «НАТО не суй свой нос»), а также ЧП, промышляющие продажей глиняных свистулек, меда, художественных принадлежностей и сувениров.
Впервые в этом году специально для «Арт-Перми» был создан третий павильон организаторы надули временный шатер и поставили в нем сбитые из досок перегородки. В этом своего рода деревянном гетто разместились работы молодого неплатежеспособного искусства.
Здесь особенно чувствовалось влияние, но не осмысление «Русского Бедного». В шатре собрали все то, что могло некрасиво и нелепо смотреться в первом зале: цветопанковую живопись пермских авторов; екатеринбургских граффитистов участников акции «Heart Пермь»; портретные фотографии с утопающими в рубленой капусте и сыром мясе лицами; караоке с народным гимном Перми. Здесь, в третьем павильоне, провели презентацию уникального пермского брагофона странного гибрида самогонного аппарата и музыкального инструмента. Здесь, наконец, презентовали конкурсную программу Челябинского Нет-фестиваля видеоарта и анимации, прошедшего в столице Южного Урала в ноябре 2008 года.
В стороне от процесса
Кроме Нет-фестиваля на «Арт-Перми-2009» от Челябинской области выступала лишь озерская компания «Камелия», которая занимается художественной росписью шелка. В каталог выставки вошла также частная галерея «StudioDivan» к сожалению, ее представителям в последний момент пришлось отказаться от поездки в Пермь. Но и при участии «диванщиков» присутствие Челябинска на крупнейшем региональном салоне все равно осталось бы весьма скудным.
Южноуральская столица будто нарочно продолжает находиться в стороне от культурных процессов, существуя в своем, только ей подчиненном пространстве. В нем замышляются проекты уровня выставки «Урал», инициированной властями экспозиции традиционного искусства, с которым работать и комфортнее, и проще.
У нас есть своя тусовка, своя иерархия, свои взаимоотношения, отметил приехавший на «Арт-Пермь» челябинец Александр Фокин, один из организаторов Нет-фестиваля. Так зачем мы будем приезжать куда-то, показывать себя и, возможно, смотреться менее выигрышно на фоне других? Ведь, как говорил Юлий Цезарь, лучше быть первым в галльской деревушке, чем вторым в Риме.
При таком раскладе Челябинск всегда будет оставаться на третьих ролях, считает Александр:
Конечно, хорошо, что у нас есть промышленность. Но одним этим жив не будешь. А замыкаться на театрах, балетах и музеях в классическом понимании значит автоматически проигрывать в инновациях. Что у нас сейчас президент говорит? Нужно экономику развивать. Но ведь развития требует и инновационное искусство. Челябинск же в этом отношении находится в ситуации застоя.
Впрочем, устраивать на Южном Урале подобие выставки «Русское Бедное» тоже пока рано: необходимо сначала создать базу, организовать некий арт-форум. В противном случае Челябинск, город развлекательных комплексов и салонов сотовой связи, останется культурной дырой между Пермью и Екатеринбургом.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>