Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Наследник царя Соломона

Наследник царя Соломона

текст: Лидия Садчикова
фото: Александр Ануфриев
30.01.2009

КартинкаАктер и режиссер Олег Табаков счастлив тем, что он делает

Олег Табаков народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ. Художественный руководитель МХТ имени Чехова, основатель и художественный руководитель театра «Табакерка». Член Совета по культуре при Президенте России.
Начиная с 1956 года снялся более чем в 100 фильмах. В последние годы в кинолентах венгерского режиссера Иштвана Сабо, в фильме Киры Муратовой «Четыре истории», в сериале Дмитрия Астрахана «Воскресенье в женской бане» и других. Обожает озвучивать анимационные картины. Среди последних мультфильмы «Старосветские помещики», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Дорожит ролью наставника. Из его студий вышли такие актеры, как Владимир Машков, Евгений Миронов, Сергей Безруков.

Челябинские гастроли «Табакерки» словно антикризисное лекарство для души. Счастливцы те, кому-то повезло увидеть «Дядю Ваню» или «Похождение».

Отыгран последний спектакль. На традиционном прощальном фуршете московские артисты благодарили организаторов гастролей за прием, тепло отзывались о публике. Табаков, отойдя в сторону, позвонил, как стало ясно из разговора, в Москву, домой. «Отчитался» перед маленькой дочкой об окончании гастролей, пообещав, что скоро приедет. Потом, смеясь (кто не знает этот добродушный табаковский смех!), рассказал окружающим, что Маша, которой нет и трех лет, недавно сообщила родителям о желании выйти замуж, а когда они деликатно поинтересовались за кого, категорично заявила: «За папу».

От рюмки водки Олег Павлович отказался, от закуски тоже, пошутив: «Как всякий алкоголик, я мало ем». Зато охотно говорил с челябинскими коллегами. Предложил помянуть своего товарища Наума Орлова, тут же сообщив соратникам, что театр, на сцене которого они играли, носит имя одного из первостепенных театральных рыцарей провинциальной России.

Я внимательно посмотрел репертуар вашей драмы, сказал Олег Павлович. Знаю, что театр живет нелегко, но все равно ищет, пробует, дай ему Бог упорства и несгибаемости. В 1918 году Немирович-Данченко начал ставить Оффенбаха и других популярных в музыкальном театре авторов, мотивируя тем, что людям тяжело живется, надо какой-то продых им придумать. Я не к тому, что наше время до какой-то степени схоже с тем. Весь вопрос в том как? Это суть театрального искусства. «Что?» это смысл, а смысл должен быть художественным. Недостаточность художественных доказательств («Как?») приводит к его искажению. Тогда появляются соображения типа «Против кого дружите?»

Воспользовавшись расположением мэтра, я задала ему несколько вопросов.

Олег Павлович, как вы, не рассчитывая ни на милость, ни на помощь державы, сумели создать «государство» в отдельно взятом театре?

Талант надо иметь, лукаво улыбаясь, ответил он. В данном случае я не про актерские способности говорю. Когда умер Олег Ефремов, у меня не было выбора и возможности просчитать варианты. Горит дом, и надо срочно подставить плечо, иначе все пойдет прахом. Надо уметь вести дело. Восемь с половиной лет назад актеры МХТ получали тысяч по семь, рублей, разумеется. А сейчас суммы, сопоставимые с теми, что платят актерам в муниципальных театрах Европы. Деньги никто нам не дает, мы их сами зарабатываем.

Вы, наверное, штудировали труды экономистов?

Ну зачем? Разве Собольщиков-Самарин, Слонов, Канин, другие русские антрепренеры сидели над книгами? У них была интуиция, они носом чуяли, что интересует театральную публику. В 2000 году зрительный зал МХТ заполнялся на 42 процента. А теперь у нас аншлаги. Я никогда не позиционировал себя как наследник Ефремова, говорил и говорю, что я кризисный управляющий. В МХТ не ставлю спектакли как режиссер, что дает возможность строго, даже сурово оценивать работу своих коллег. Недели три назад снял из репертуара еще один спектакль, а он семь миллионов стоит. Не выпустил его по причине отсутствия качества. За восемь с половиной лет закрыл спектаклей 10. Зато ввел в наш процесс пятерых молодых режиссеров, не говоря о тех, которых уже взрастил и которые теперь ушли на свободные хлеба.

Как вам удается делить свою любовь между двумя театрами?

Это был единственно возможный выход. Не будь у меня «подвала», не будь моя спина прикрыта «Табакеркой», я, может, и не сел бы на два стула. Но таким образом удалось избежать постепенного растворения в антрепризном «творчестве».

А, собственно, почему вы так строги к антрепризам? Звезды театра, даже знаменитые семейные пары, возят их по стране. И вы могли бы вдвоем с супругой ездить на ура.

Да ладно антреприза, вон у меня дружок, крупный банкир, предложил за большие деньги сняться в рекламном ролике. «Дурачок, говорю я ему, что ты мне предлагаешь? Снимусь, а дальше-то как? У меня четверо детей, внуков пятеро, не отмоешься потом». Нет, это не по мне. У меня высокий счет к самому себе, желание себя сохранить. Сейчас костлявая рука голода не держит за горло, особенно у нас в Москве. Стало быть, речь идет об удовлетворении каких-то иных нужд.

Если не иметь в виду нужды бытового плана, какие они у вас?

Скоро открою школу для одаренных детей, нынче будем делать первый набор. Это нужда. Нужда поставить на ноги еще нескольких молодых режиссеров. А еще я должен два года отработать по моему второму контракту.

Таков ваш личный план?

Мне в этом году 74 будет, я пенсионер, какой же может быть план? Это мои человеческие, этические соображения. Я не брал невыполнимых обязательств, а все, что обещал, сделал не за десять, а за пять лет.

У вас, отца двух театров, на своих кровных детей время остается?

А как же! Я сплю мало, достаточно шести часов, чтобы восстановиться. К тому же есть один законный выходной. Так что все идет своим чередом. Счастливый ли я человек? Про себя так может сказать только дурак. Но в каком-то смысле, безусловно, счастливый: столько лет занимаюсь любимым делом. Царь Соломон писал: «Человек должен быть счастлив тем, что он делает». Вот самый главный рецепт.

Что ощущаете, когда видите фильмы, в которых снимались еще юношей?

Я не очень люблю на себя смотреть, без излишних эмоций. В кино навалял довольно много ролей, они существуют как бы отдельно от меня. Хотя никогда не делал того, чего моя душа не желала или к чему меня кто-то принуждал. В свое время платой за мою «жадность» был инфаркт, случившийся у меня в 29 лет. Тогда за восемь лет я снялся в 30 фильмах. После этого стал разборчивее.

Сейчас вы меньше снимаетесь.

Времени нет, надо делом заниматься. Театр это место, где хотя бы у одного человека должна болеть голова с утра и до ночи.

А над вами есть начальник? Или это вы и есть?

Думаю, да. Потому что моя работа это вопрос не дисциплины, а совести. Понимаю, что если чего-то не сделаю, не будет того, что должно быть. Я же говорю: меня никто не выбирал. На царствие, встав передо мной на колени, не звали. Я не въезжал в МХТ на белом коне. Кстати, у меня даже машина не белого, я черного цвета. Так что все по-честному. Спустя год предупрежу труппу МХТ, что, возможно, по окончании контракта придется с ними проститься. Не то чтобы планирую это, все зависит от того, как буду чувствовать себя через два года. Даст Бог, все будет хорошо. Но есть серьезные обстоятельства. Через год вступит в строй новое здание «Табакерки», что потребует большего к ней внимания. А человек я честолюбивый. Если пойму, что не смогу на прежнем уровне руководить двумя театрами, от чего-то откажусь.

Но кто же вас заменит?

Я не ханжа и менее всего думаю, что незаменимых нет. Это неправда, роль личности в истории достаточно значима, я это понимаю. Но не получилась пока приготовить престолонаследника. Справедливости ради спрошу: а у кого получилось? К тому же у меня еще есть временной люфт. Как-то в разговоре с одним из высоких чинов я пошутил: может, создать некий театральный холдинг, стать театральным олигархом? В форме шутки это вроде неплохо звучит, а на поверку маловероятно. Видите ли, в отношении Художественного театра у меня есть один долг, который надо мной довлеет. Если удастся договориться с Путиным, тогда моя мечта восстановить филиал МХТ станет реальностью. Он существовал на протяжении 54 лет и исчез в результате междоусобицы и каких-то частных мнений (дурацкие были мотивации, даже неловко о них вспоминать). Филиал необходим, чтобы попытаться поставить на ноги новое поколение. Реальные результаты этой части моей работы уже есть. Пример тому увиденные челябинцами спектакли Миндаугаса Карбаускиса. Сейчас еще одного молодого человека организую режиссера Костю Богомолова. Молодыми режиссерами в МХТ выпущено несколько хороших спектаклей, самый успешный из них, пожалуй, «Конек-Горбунок» Евгения Писарева. Впервые за 18 лет «российского капитализма с нечеловеческим лицом» постановка для детей сделана не по принципу остаточного финансирования, на сегодня это едва ли не самого большого спроса спектакль.

Кстати, не ревнуете ли к успеху молодых? На «Похождении» публика больше аплодирует не вам, а Безрукову.

Вы, наверное, не знаете, как аплодируют мне, когда я остаюсь один на сцене. Ну, и еще: как можно завидовать своему ребенку? Это нездоровое что-то и свидетельствовало бы о физиологическом отклонении.

Власти вас любят.

Знаю. Но к этому тоже надо относиться практично, что ли, извлекая пользу для нашего театрального дела. Вот и все.

Все работа да работа. А себя при таком раскладе есть когда любить?

Если бы не любил, наверное, не сделал бы двух последних детей. Собственно, чего мне, человеку в возрасте, себе желать-то? Только здоровья, наверное. Ну а последнее мое выдающееся достижение это Мария Олеговна. Меня постоянно одолевает горькая, но трезвая мысль: на нас жизнь не кончается. Помочь родиться тому, что будет процветать и состоится после нас в нравственном и художественном смысле, вот что меня больше всего занимает. Высокий образец для меня В. Немирович-Данченко, который в возрасте 84 лет смог убедить советское правительство открыть в военном 1943 году Школу-студию МХАТ. Через четыре месяца после этого Владимир Иванович умер. Красиво ушел, ничего не скажешь

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>